Беженцы из Славянска на Ставрополье: история от первого лица

  • На Ставрополье приехали беженцы из Славянска © Эдуард Корниенко, ЮГА.ру
    На Ставрополье приехали беженцы из Славянска © Эдуард Корниенко, ЮГА.ру

В начале июня в Ставропольский край прибыли 11 беженцев из Славянска: 6 взрослых и 5 детей. Об их приезде мало кто знал, но ситуация получила огласку после отказа переселенцев жить в предоставленных им казармах.

Первоначально семьи из Славянска планировалось разместить на учебной базе военно-патриотического клуба "Русские Витязи" недалеко от Ставрополя, затем им должны были найти постоянное жилье. Из-за возникшего скандала беженцев перевезли в санаторий "Пятигорский Нарзан".

Вокруг приезда жителей Донбасса ходило и ходит множество домыслов. Одни говорят, что людей пригласили местные депутаты от ЛДПР и КПРФ, но не смогли обеспечить им провиант. Другие заявляют, что женщин и детей Славянска вывезли из города обманом "во спасение", пообещав поездку на курорт, чтобы спасти из охваченного гражданской войной города.

О том, как ситуация выглядела на самом деле, порталу ЮГА.ру рассказали жители Славянска Ирина Гайдаенко и Нина Ляскавка; организовавшие их приезд волонтеры Кристина Щекланова и Мария Меньшакова; директор принявшего переселенцев санатория "Пятигорский Нарзан" Татьяна Чумакова и ставропольский вице-премьер по "социалке" Ирина Кувалдина.

Как началась эта история? Кто организовал выезд группы жителей из Славянска на Ставрополье?

Ирина Гайдаенко (беженка):
– Я случайно узнала, что в центре города действует приемная Коммунистической партии. Ее глава Анатолий Хмелевой и правительство Донецкой народной республики организовали вывоз детей в лагеря на время боевых действий. Многих вывезли в "Артек", всех размещают на территории Российской Федерации, на Украине остаются единицы.
Власти Киева вывезли детей в Святогорск (в 30 км от Славянска), который на данный момент уже обстреливается. Зачем были обстрелы, если там нет никого, только дети?

Нина Ляскавка (беженка):
– С самого начала нам предложили базу отдыха или санаторий. В Славянске отъезд организовали наша Коммунистическая партия и депутат Анатолий Хмелевой. У нас Ирина главная, она с ними связывалась.

Кристина Щекланова (волонтер):
– У меня есть прямой контакт депутата от Коммунистической партии из Славянска Анатолия Хмелевого, который возглавляет гражданскую оборону города. Он составляет список людей, пересылает его мне. А мы ищем всех неравнодушных, которые могут что-то предоставить: транспорт, жилье и так далее.
Работа была налажена, и люди понимали, что их просто размещают своими силами, куда могут. Если у кого-то есть желание разместиться более комфортно – это уже не беженцы.

Почему именно Ставропольский край?

Мария Меньшакова (волонтер):
– На православном сайте "Третий Рим" было размещено объявление с номером телефона: "В Славянске стреляют уже в центре города, срочно нужна помощь". Мы следим за новостями, давно хотели помочь. Позвонили Кристине, предложили помощь в размещении. Она организовала группу из 30 человек, но смогли приехать только 11: пять детей и шесть взрослых.

И. Гайдаенко:
– Я пришла, мне говорят: есть путевки в Белгород, Таганрог и Ставропольский край, еще в Подмосковье, но там что-то не получилось. Спрашивают: "Куда вам?". Я говорю: "Мне то, что быстрее, потому что если уезжать, то срочно". На следующий день был отъезд, мы выехали уже около пяти вечера под звуки стрельбы.

Как удалось выбраться из города? Какие были сложности, кто сопровождал группу?

К. Щекланова:
– К этой группе примкнула министр ДНР по социальной политике Елена Коровкина. Из-за нее отправка задержалась на 6 часов. Коровкина поехала с ними и всю дорогу пела, что их привезут в санаторий. Кто ей это сказал, откуда она это взяла – вопрос остался без ответа.
Я ей объясняла, что это не санаторий, что эти две маршрутки под ее попечением едут в Ставрополь, где их ждет лагерь военно-патриотического воспитания, который люди всем сердцем готовили…
Сейчас с ней ни один волонтер и ни один куратор не хочет иметь дело. А все, что мы имеем – это дикий скандал, который я даже не знаю, надо ли заминать.

И. Гайдаенко:
– Нас провезло через границу народное ополчение, они помогли выехать из Славянска – своим ходом оттуда не выберешься. У нас осталась одна только трасса в районе поселка Семеновка, которую держат ополченцы, через нее в Славянск попадают хотя бы продукты питания, которые можно купить.
Мы хотели еще выдвигаться через Краматорск, где вроде было тихо, но там нас развернули ополченцы: "Езжайте назад, начались военные действия". И нас окольными путями через Артемовск и мимо Донецка вывезли на границу. Никто от правительства с нами не ехал.

Н. Ляскавка:
– Нам было сложно уезжать. Когда мы подъехали к выезду из города, начались военные действия. Нас развернули обратно, думали, что не выедем, но повезли через Семеновку. Семеновка считается одной из самых горячих точек, было довольно страшно. Слава Богу, там ничего не происходило, и мы спокойно проехали. Дальше к нам в Донецке подсела волонтер, которая рассказала, что наш автобус едет на Ставрополь.

В итоге группа приехала в Сенгилеевское, и именно в этот момент о ней все узнали. Что произошло в пункте назначения?

М. Меньшакова:
– Беженцы приехали, осмотрелись и сказали, что они в шоке… Хотя казарма была намыта, приготовлена, там было все необходимое – мы же скинулись, ждали их. Однако они убежали, хотели уехать самостоятельно. Я им предложила хотя бы детей покормить, но они отказались.
Мы опросили двух девчонок, они говорят: "Нам объяснили, что у вас здесь пляж, отдельные комнаты, новая мебель, поэтому мы поехали". Предложила это им все Коммунистическая партия. Они поехали к нам, и, конечно, им эти казармы не понравились. Так они от нас и уехали.
Потом их вернули, пришла глава нашей администрации Валентина Павловна, взяла их на себя и куда-то увезла.

И. Гайдаенко:
– Нас сначала привезли в Таганрог, затем часть поехала в какое-то село в Ставропольском крае, куда мы добирались больше 8 часов. Там нам не понравились условия – мы же ехали не как беженцы, нам предложили отдыхать в санатории…
Возникла какая-то путаница: людям сказали, что мы беженцы, нам предложили какую-то военную часть, казарму какую-то. Потом нам помогла глава администрации этого села, которая вышла на губернатора и на замминистра образования. Благодаря им, нас переселили в санаторий "Пятигорский Нарзан" . Они поняли, что в казарме с детьми – это невозможно.

Н. Ляскавка:
– Скорее всего, нас волонтер где-то потерял. Это действительно какая-то ошибка, потому что ранее нам предлагали отдых на базе санаторных учреждений.

Как вас принял "Пятигорский Нарзан"? Как здесь живется?

И. Гайдаенко:
– Нас все устраивает, все хорошо. Приняли нормально, мы получаем лечение. Дети, конечно, до сих пор боятся. Гром гремит или самолет пролетает – тут же аэропорт рядом – они пугаются, думают, что бомбардировка.

Н. Ляскавка:
– Мы долго еще не сможем от этого отойти. Дети постоянно спрашивают, как там родственники и близкие. Мы волнуемся за свои дома и не знаем свою дальнейшую судьбу.

Как появилось решение принять в "Пятигорском Нарзане" бесплатно 11 беженцев?

Татьяна Чумакова (директор санатория): Мы благотворительностью занимаемся практически всегда. Мы помогаем многодетным семьям, оказываем помощь родственникам погибших военнослужащих и работников полиции. Сейчас мы 30 человек взяли на лечение после теракта в Волгограде.
В ситуации с беженцами из Славянска по деньгам мы недополучим где-то 2 миллиона рублей, но это не в тягость – подумаешь, где-то ложку каши недоедим!

Мы очень любим Путина, все вместе переживаем: кажется нам, вот он похудел, вот он не так смотрит… Так коллектив настраиваем, так его в руках держим, так воспитываем – и будет толк везде и во всем.

Конфликт улажен, люди расселены. Как теперь дальше будет строиться работа?

К. Щекланова:
– Если мы сможем обогнуть какие-то нюансы и вернуться к нормальному рабочему режиму, то будем искать, кто нам может помочь. Готовы привлекать всех – партии, объединения и тех, кто просто способен оказать помощь с транспортом или с расселением. Мы будем возить людей, и никакая Елена Коровкина этому помешать не может.

Ирина Кувалдина (вице-премьер Ставрополья):
– Позиция правительства – оказывать помощь тем людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Независимо от того, где он проживает.
Могу сказать, что люди, которые занимаются эвакуацией беженцев из Украины, не совсем правильно организовали свою работу. Потому что информации о том, что к нам приезжают люди, мы не получали. Мы разбирались уже с фактом их приезда.

***

Как рассказали в пресс-службе администрации Ставропольского края, для размещения приезжающих на Ставрополье жителей Юго-Востока Украины планируется задействовать ряд санаториев в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Затем врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров заявил о готовности региона принять до 500 беженцев в санатории Кавминвод. При большом их потоке планируется построить специальный лагерь временного размещения.

Смотрите также:

На Ставрополье приехали беженцы из Славянска (фоторепортаж) 

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
22 ноября, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
Теплая, но снежная
Вчера, 17:26
Теплая, но снежная
Синоптики рассказали, какая зима ожидается в Краснодаре и Ростове-на-Дону