Александр Пилипенко: О "МедиаСемках", работе "за идею" и недопонимании с людьми
С 15 октября по 23 ноября в Краснодаре проходила вторая региональная медиашкола "МедиаСемки 2.0". Перед ее слушателями выступили руководители и журналисты краевых СМИ, а также федеральные эксперты: соведущий и сценарист шоу "Вечерний Ургант" Александр Гудков; телерадиоведущий "Комсомольской правды" Александр Яковлев; создатель факультета "Интернет" при Университете "Синергия" и соучредитель медиа агентств "Легенда" и "Труд медиа" Алексей Филонов; заместитель руководителя "Росмолодежи" и программный директор Всероссийского молодежного форума "Селигер" Сергей Чуев; топ-блогер YouTube Дмитрий Ларин.
Еще трое – ведущая новостей Первого канала Екатерина Андреева, актриса, певица и телеведущая Настасья Самбурская и ведущий программы "Анатомия дня" Глеб Пьяных – пообщались с участниками "МедиаСемок" через Skype.
В интервью порталу ЮГА.ру организатор "МедиаСемок" Александр Пилипенко рассказал об особенностях своего "детища", непонимании, с которыми ему пришлось столкнуться, и о дальнейшей "эволюции" медиашколы.
Александр, что "МедиаСемки" дали лично тебе?
– Проект дает интересный опыт как участникам, так и организаторам. Для меня это навык проводить массовое длительное мероприятие.
Медиашкола – не моя заслуга, скорее командная. Я выступаю в роли менеджера и идеолога проекта. Ничего бы не получилось без кураторов направлений, организаторов, помощников, технического персонала, фотографов, операторов и ведущих. Это около 25 единомышленников. Первую школу мы запускали составом в 10-15 человек.
Расскажи, в чем отличие первой медиашколы от второй. Какие недочеты устранены, что еще можно улучшить?
– Первые "МедиаСемки" были масштабней по количеству участников (300 человек), слушатели платили меньший организационный взнос (500 рублей). Но при этом мы провели меньше мастер-классов.
Вторая Медиашкола отличалась небольшим составом участников (170 человек). Мы с командой считаем, что на это непосредственно повлияло вынужденное увеличения оргвзноса в 6 раз. Но мы всегда шли навстречу тем, кому финансовое положение не позволяло принять участие: организовали скидки, проводили акции, раздавали купоны, предлагали участвовать в интерактивах.
В "МедиаСемках 2.0" я исправил подход к работе организаторов и руководящего состава школы. Кроме того, был изменен подход к набору кураторов – если раньше это были студенты первых-вторых курсов, то теперь направления возглавили компетентные люди, эксперты в своих областях.
Из минусов – у нас были еще недочеты в вопросах регистрации и дополнительных поощрений.
С какими сложностями в реализации проекта пришлось столкнуться? Было ли недопонимание, люди, которые отвернулись?
– К сожалению, мы не нашли общего языка с журфаком КубГУ, с руководством которого возникли определенные трудности. Мы не сошлись во взглядах си Департаментом печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края. К нам на лекции приходила заместитель руководителя ведомства Елена Александровна Золотова, которая принимала активное участие в дискуссиях.
Я прислушивался к мнению этих людей и благодарен за обратную связь. Были замечания, с которыми я согласился, эти моменты мы обязательно доработаем. Мы привлекли к себе особое внимание. Сейчас выстраиваем сотрудничество с департаментом СМИ.
Трудности были серьезные. Самое печальное, что канал "Кубань24" по непонятным причинам даже за деньги отказался транслировать сюжет о приезде соведущего программ "Вечерний Ургант" и Comedy Woman Александра Гудкова. Руководители канала до сих пор не ответили на мое письмо. Почему СМИ такого уровня так реагирует? Хотя изначально все было положительно, они согласились сделать сюжет, ведь был информационный повод. О нас до этого писали и федеральные СМИ, и непонятно, почему новый по формату и ориентированный на молодежь канал отказался транслировать приезд человека такого уровня. Я надеюсь, что мне ответят.
А кто помогал проекту?
– Помощь проекту во второй раз подряд оказал "Ростелеком", который стал генеральным партнером. Также официальным партнером стал банк "Центр-инвест". Мы планируем сотрудничество с ними по программе "Молодежный бизнес".
Официальными партнерами выступили Гранд отель "Уют", горная минеральная вода "Небесный лотос" и агентство проведения праздников "Event land". Сеть кафе "УНИ пицца" также не перестает поддерживать нас.
Вторые "Семки" прошли при поддержке Межрегиональной ассоциации общественных объединений "За солидарность в борьбе с экстремизмом и терроризмом" (МАБЭТ).
Нас поддерживало и Федеральное агентство по делам молодежи и лично заместитель руководителя Росмолодежи Сергей Чуев, который посетил медиашколу и выступил с лекцией о политическом пиаре.
Есть информация, что весной будет организована третья Медиашкола. Чего и кого ожидать на этот раз?
– Третья Медиашкола будет, она будет отличаться от первой и второй. Весной появится новый продукт, о котором я пока не буду говорить, т.к. он находится в стадии разработки. Не факт, что название сохранится, но формат мы оставим тот же: большое количество слушателей и лекции. Появятся дополнительные занятия для малых групп людей, которых станут отбирать для других проектов.
Планируется снижение стоимости или полное отсутствие оплаты за обучение, пока не могу точно сказать. Но то, что в Краснодаре не готовы платить за такие длительные курсы приличные деньги, мы выяснили на своем опыте. Организационный взнос, прежде всего, зависит от бюджета – если появятся партнерские деньги, если мы выиграем грант, то сделаем новый проект лучше двух прошлых.
Мы не будем останавливаться только на этой медиашколе, планируем расти и развиваться. Сейчас думаем о будущем, об инфобизнесе. Хотим, чтобы молодежь могла свои идеи притворять в жизнь – конечно, через наше Агентство молодежных инициатив.
Думаешь ли расширяться, создать сеть по России? Затронуть Крым?
– Есть проект, мы работаем над этим. Больше пока ничего не скажу. Мы уже знакомы с некоторыми представителями молодежи Крыма, поэтому это вопрос времени.
По стране стали открываться такие же медиашколы. Не боишься конкуренции?
– Нет, не боюсь. Мы, по мнению федеральных экспертов, являемся единственной молодежной командой, которая может сделать проект без участия государственного финансирования.
Конечно, нельзя не брать в расчет Кубанский государственный университет, который выступил нашим самым главным партнером – ректор нас поддержал и предоставил площадку для проведения. Также очень помогла Общественная палата Краснодарского края, в т.ч. консультациями.
Финансовая помощь была только в декабре 2013 года – 50 000 рублей от Росмолодежи.
Это дало толчок: из 50 тысяч я сделал 500 тысяч рублей. В первой Медиашколе из нуля мы сделали бюджет порядка 400 тысяч. Можно сказать, что мы вышли практически на миллион.
Получается ли получить прибыль на проектах?
– Нет. Я с октября этого года трудоустроился в Агентстве молодежных инициатив и получаю зарплату. Самый главный плюс для меня в этих проектах – опыт и имя. Наверное, опыт важней сейчас.
Не тяжело работать бесплатно? Должна же быть какая-то финансовая мотивация.
– Мы думали, что останутся деньги, которые мы вложим в развитие нашего дома – "Агентства молодежных инициатив". Не так давно появилось помещение, в котором в скором времени будет работать агентство, но для его функционирования нужны средства на ремонт.
Мы выходим в ноль и с первой и со второй школой – это хорошие показатели.
А как строится коллективная работа без оплаты? Что получают от этого организаторы?
– У нас есть три договора: дизайнер, администратор и оператор-монтажер. Эти люди получили деньги.
Мы планировали, что у нас всех будет зарплата. Первым делом мы бы заплатили кураторам, как изначально планировалось. Но мы не достигли поставленной планки в 300 участников, увидели, что люди не готовы отдавать деньги за такой длительный период обучения, и поняли, что в этом плане провалились.
Организаторы согласились бесплатно работать. Я никого не заставлял, есть одна общая идея, которая объединила людей вокруг себя. Эта идея благая, она приносит эмоциональное удовольствие, помогает людям открыть для себя что-то новое. Поэтому, я думаю, люди со мной работают. Они поддержали, хотя изначально были заинтересованы финансово. Они увидели в нас стремление развиваться, идти дальше и делать все самостоятельно. Этот проект пришел снизу, как некоторые выражаются, "низовая инициатива" – это правда.
Наверное, мне помогает еще то, что я являюсь студентом кафедры политологии и политического управления Факультета управления и психологии КубГУ. Меня учат правильно организовывать работу коллектива в разных условиях.
Почему ты сам не читаешь лекции. Ведь тебе есть чему научить этих ребят. Например, организации подобных мероприятий?
– На первом занятии я прочитал лекцию о том, как писать проект и участвовать в грантовом конкурсе. Еще разбираюсь немного в SMM и в социальном проектировании. Можно было бы выступать чаще, но это не медиашкола имени Александра Пилипенко. Для этого есть интересные спикеры, которых мы специально набираем.
Я – общественный деятель, у меня получается привлекать бизнес. Но это фишка, которой я не буду делиться. Иначе потеряется смысл моей работы. Самое главное – умение разговаривать, хотя и мне этого иногда не хватает.
Как ты договариваешься с экспертами? Они за деньги приезжают или есть какой-то твой секрет?
– С каждым экспертом получается по-разному: кто-то за деньги, кто-то соглашается просто приехать. Но мы всем оплачиваем перелет, проживание, питание. Переезд по городу на машине представительского класса выходит дорого, поэтому берем авто родителей и тратим деньги на топливо.
Были люди, которые ставили безумные райдеры. Имена называть не буду, так как не считаю это этичным.
Каждый человек по-своему относится к молодежным организациям, большинство людей вообще о нас не слышали, но заинтересовываются при разговоре.
Если у меня есть номер нужного спикера, то я звоню напрямую, здороваюсь и говорю правильный текст. У меня есть текст, который работает в 80% случаях – люди, в основном, соглашаются, если у них не занят день. Я писал его сам, но много обсуждал со своими наставниками. Это педагоги из университета и отдельные люди, не связанные с учебой. Есть добрые знакомые, готовые помочь – кто-то словом, кто-то делом.
После "МедиаСемок" ты отправился в Анапу. Что за проект там реализовывался?
– Меня пригласили выступить менеджером проекта "Медиафакультет". Это аналог тех же "МедиаСемок" или "Инфопотока", только на базе федерального детского центра "Смена".
Мероприятие для развития будущих журналистов, молодежи от 14 до 18 лет. Там я руковожу сменой. Это было неожиданное для меня предложение, проект находится в сложном состоянии, задача моей команды – вытащить на достойный уровень и не опустить заданную планку.
Люди не любят успешных личностей. Появились ли у тебя проблемы в общении со сверстниками или коллегами?
– Думаю, рано говорить об успешности, я не сделал еще все, что могу. У меня нет никакой славы.
То, что обо мне многие говорят и сейчас обсуждают в Интернете, что я являюсь каким-то прокремлевским активистом – это бред. У меня есть свое отношение к власти, но я это не навязываю, даже в рамках "МедиаСемок". То, что я ношу толстовку с графическим изображением президента, говорит только о моей личной позиции.
Мы – молодежная организация, которая имеет умеренные политические взгляды. Мы должны отстаивать права молодежи.
А относительно славы… Да, есть какая-то известность в масштабах нашего города, обо мне говорят как о студенте, который сделал проект, о котором заговорили с разных сторон. Ну и что? Сплю спокойно, кошмары не снятся.