Вениамин Кондратьев: О команде, коррупции, кланах и Краснодаре (часть 2)
Временно исполняющий обязанности главы администрации Краснодарского края Вениамин Кондратьев дал эксклюзивное интервью порталу Южного региона ЮГА.ру.
Из-за большого объема итоговый текст разделен на две части: в первой рассказывается о том, как студент филфака оказался в итоге исполняющим обязанности губернатора Кубани, во второй — о кадровых вопросах, принципах формирования команды и "болевых точках" в развитии региона.
Ваши кадровые решения многих удивили — в т.ч. и потому, что представленные кандидатуры никак не пояснялись. Почему назначения делались так непублично? И по каким критериям Вы выбираете себе соратников?
— Люди, которые пришли в команду, тоже непубличные. Они просто качественно выполняли свою работу и не были на высоких должностях. Заведомо их расхваливая, ты поднимаешь планку, что у них получится. Но я тоже переживаю, смогут они или нет, и все еще внимательно к ним присматриваюсь.
На работе со мной нет друзей и никогда не было. Я никогда не назначал друзей ни на какие должности, даже самые маленькие, потому что понимал, что это начало конца дружбы. Я в работе не знаю пощады ни к себе, ни к окружающим. В минуты отдыха я могу превращаться в абсолютно компанейского человека, но в работе нет друзей или врагов. В работе есть только максимальная концентрация для достижения результата. Поэтому в команде должны быть те ребята, которые образуют ее костяк.
Благодаря каким качествам, например, произошло назначение и.о. главы Минсельхоза и вице-губернатора по АПК?
— Я знаю, что об Андрее Коробке ходит много разговоров и слухов. Не вопрос — миллион раз можно проверять.
Первый раз я встретился с ним в 2007 году по просьбе моего приятеля из Динского района, который попросил помочь парню получить землю. Ко мне на прием пришел Коробка с большим таким ноутбуком и говорит: "Мне бы очень хотелось получить хоть сколько-нибудь земли. Мы с отцом фермеры, обрабатываем 90 с лишним гектаров. Но хочется развиваться, а у нас разногласия — я хочу прибыль направить на развитие, а отец на покупки". Рассказал, что ездит по всем съездам фермеров, пытаясь находить новые технологии.
Меня это заинтересовало. Потом выяснилось, что он уже 12 заявлений написал в районную администрацию с просьбой выделить участок, и мне даже стало стыдно тогда за эту ситуацию. Человек хочет работать, а земля, откровенно говоря, отходит тем, у кого есть возможность ее взять.
А потом у него ноутбук начал сигналы подавать, и он говорит: "Извините, можно я немного поработаю? Я думаю: "Наглый, конечно, но ради Бога". Оказалось, что у него собственное небольшое зернохранилище, потому что отвозить собранную пшеницу на элеватор слишком дорого. И он отслеживал через Интернет цены на пшеницу на мировом рынке, чтобы понимать, не обманут ли его покупатели, и выждать самый выгодный момент для продажи. И это 23-летний парень из Динского района!
Мы сейчас всегда вспоминаем этот момент, который и стал ключом к нашим рабочим отношениям.
А что касается второго молодого вице-губернатора по промышленности, ЖКХ и транспорту?
— Сергей Алтухов? Тут все еще проще. С ним мы полгода назад познакомились в самолете. Когда я работал в Управлении делами президента, то каждые выходные прилетал к семье в Краснодар, а по понедельникам возвращался в Москву рейсом в 05:20 утра. Причем летал обычным экономклассом, потому что бизнес-класс был совсем не по карману, невзирая даже на должность заместителя управделами. И деньги на дорогу всегда сразу откладывал с зарплаты, хотя это не такая уж большая сумма, потому что билеты всегда покупал заранее — так значительно дешевле.
А Алтухов уже три года летал так в Москву, потому что его жена с двумя детьми живет в Краснодаре и категорически отказывается переезжать. Мы с ним оказались постоянными пассажирами рейса на 05:20 по понедельникам и уже стандартно держали друг другу места, просили соседей пересесть. Начали общаться, мне было интересно то, чем он занимается.
Он, грубо говоря, доктор для экономики. Корпорация SAP, в которой он работал, нанимается крупнейшими компаниями, чтобы просчитать рентабельность экономики, выявить наиболее проблемные и убыточные места, найти возможность сэкономить. И Алтухов был руководителем группы, которая для одной очень крупной компании просчитывала экономические схемы, выясняя, на чем компания теряет, на чем и как она может заработать. Фактически, это менеджер, только доктор, который приходит со стороны, анализирует и рассказывает владельцу, где потенциально может быть угроза здоровью бизнеса.
Алтухов — айтишник по своей природе и по образованию, но в последнее время он занимался именно управлением. Когда он начал работать в администрации, то сразу сказал, где нужно поставить программы, которые позволят считать деньги, контролировать тарифы, реально понимать, сколько стоит тот или иной проект, а не слепо доверять тем, кто преподносит какие-то цифры. Здесь он, конечно, незаменим и необходим. Но я все еще присматриваюсь.
Будет ли продолжено формирование команды в сентябре, если вы победите на выборах? Какой процент уже существующей команды Вы готовы поменять?
— Сложно сказать. Я и сейчас нахожусь в размышлениях, потому что я оцениваю каждого и понимаю, что перемены, которые произошли, не окончательные. Но у меня еще есть время, и я оставляю за собой право подумать еще месяц или даже больше.
Я хотел бы видеть в команде талантливых современных управленцев. Тех, кто понимает, что бюджет нужно не просто "пилить" или раздавать, а необходимо бюджетные деньги вкладывать и получать на каждый рубль минимум 10% дивидендов. Не зарабатывать можно только на социалке, потому что здравоохранение, медицина и образование ничего заработать не могут, а все остальное должно быть прибыльными проектами.
Субъект Федерации — это большой организм, который должен развиваться, в т.ч. в рамках экономических законов. Сегодня необходимо не просто собирать налоги, нужны реальные доходы в бюджет, чтобы реализовывать социальные программы и инвестиционные проекты.
Вы часто посещаете города и районы, периодически увольняя их руководителей. По каким критериям Вы отправляете в отставку глав муниципалитетов?
— Принцип один — температура в обществе. Я никогда не прихожу к каким-то кадровым решениям, если каждый второй житель скажет, что район живет, а глава откликается на проблемы и нужды. Я всегда задаю вопросы по главам практически каждому. Люблю, например, остановить машину, выйти и просто пообщаться с людьми. Главы это уже знают, кто-то обреченно все понимает, а кто-то начинает работать. Тот, кто с головой, пробуждается, а кто нет — мне с ними не по пути.
Основной критерий — что говорят люди, как они ощущают. Но есть и совокупность других факторов — я смотрю экономические показатели и статистику, прислушиваюсь к своим ощущениям от посещения города или района. Но я никогда не сделаю выводов о работе местных чиновников на основании только докладов.
Мне, например, принципиально важно посетить парк, хотя все не понимают, почему я все время прошу зайти туда. А парк — это показатель того, насколько глава любит население. Для людей нужны не только газ, свет и тепло в доме, важны и места общего пользования, где они гуляют с семьями, где играют дети, проходят какие-то мероприятия. А если этих мест нет или они в запущенном состоянии, то глава явно не живет жизнью своего муниципалитета и не может продолжать работу. Все очень просто.
Можно предположить, что нынешнему мэру Краснодара Владимиру Евланову именно по этим критериям было оказано доверие с новым сроком?
— Доверие переизбраться Владимиру Лазаревичу оказано. Но с каждым днем могут открываться новые моменты, о которых я пока не знаю, потому что за последние три месяца мне нужно было погрузиться в проблемы не только Краснодара, но и всего края. Не скрою, что какой-то день дает ему плюсы, а какой-то — минусы.
Я всегда оставляю за собой право обратиться к депутатам Городской думы с любым заявлением по кандидатуре мэра. Мне важно, чтобы сегодня плюсов было больше. Но я буду объективен на любой стадии выборного процесса. И даже если он изберется, я буду готов обратиться в Гордуму, если я буду понимать, что все на самом деле не так, как представлялось раньше. Я не стесняюсь признавать свои ошибки. Лучше я вовремя пойму, что не разобрался, и приму правильное решение.
Если теоретически говорить о смене власти в Краснодаре, то кандидатура мэра должна быть компромиссной, но не для представителей каких-то кланов. И не лоббируемая кем-то.
Я не ориентируюсь на интересы каких-то лоббистов. Для меня существует один главный интерес — интерес президента Российской Федерации, чтобы все было по закону и максимально направлено на ликвидацию тех негативных процессов, которые сегодня имеются в обществе. Поверьте, он о них тоже осведомлен.
Моя задача сегодня на вверенной мне территории остановить эти негативные процессы, в т.ч. влияние на власть различных кланов. У меня огромный вотум доверия от главы государства, и ни под какие кланчики и группки я не попаду.
Глава Краснодара — самостоятельная единица, он не может быть новичком. Это должен быть человек системы, который вхож в краевую администрацию, для которого власть — не просто звук, а реальный механизм, в работе которого он разбирается. Он должен понимать структуру управления, бюджетные и экономические процессы, потому что от этого напрямую зависит благополучие краснодарцев. Должен чувствовать свою команду и уметь контролировать работу профессионалов-отраслевиков, которые будут развивать город.
Мне важно понимать, насколько правильно я действую, насколько кадровые решения будет способствовать лучшей жизни Краснодара. Сегодня в городе есть работающая экономика, а мэр консолидирует определенные силы, которые поддерживают город. Если сейчас я нарушу баланс, то не только получу окрики и плевки, но помешаю нормальной жизни города и его развитию.
Но что будет завтра — никто не знает. Если я пойму, что кто-то доминирует, а кланы рулят, то приму соответствующее решение. Сегодня у мэра Краснодара есть все возможности ни от кого не зависеть. Он говорит, что был раньше вынужден принимать те или иные решения.
Мы отсекли то, что было раньше. Сегодня я не приемлю таких объяснений. Владимиру Лазаревичу однозначно сказано: "Никто вам не может указывать. Принимайте решения, только исходя из законов и интересов горожан". И посмотрим, как будет.
Могли бы Вы назвать пять основных болевых точек в социальном и экономическом развитии Кубани? Что в регионе нужно изменить в первую очередь?
— Во-первых, это кредиты, которые сегодня есть и у центра "Омега", и у бюджета Краснодарского края. Эта сумма исчисляется десятками миллиардов, и чтобы плыть дальше, нужно отстегнуть этот груз задолженности.
Во-вторых, необходимо найти новые возможности для развития. Нельзя сказать, что в Краснодарском крае что-либо плохо, чего-то критического или явно убивающего экономику здесь нет. Регион находится на хорошем экономическом уровне. Но нужны новые точки роста: возрождение потребкооперации, появление промышленных парков и другие инвестиционные проекты.
Нужны определенные перемены и в сельском хозяйстве. Село должно жить. Сейчас аграрные монополии могут взять в станицах столько наемных работников, сколько им нужно. А все остальные что должны делать? Должна быть альтернатива, нужны личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства. Аграрные монополии должны задуматься, стоит ли платить сотрудникам 15-20 тысяч, если они могут уйти и заниматься ЛПХ.
Необходимо не только занять людей на селе, но заставить монополии относиться к ним достойно. Селяне не должны ходить с протянутой рукой, им нужно предоставить землю и условия для работы, и тогда они сами все создадут.
Если перечислять дальше, то мы пятью пунктами не ограничимся, но это все рабочие моменты. Нужно просто оптимизироваться и сбалансированно развиваться. Бюджет должен быть ориентирован в сторону сел, станиц и хуторов — туда, где живут люди, жизнь которых должна быть не хуже, чем в мегаполисе.
Моя задача — максимально ориентироваться на конкретную жизнь людей. Чтобы был не бюджет ради бюджета, не экономика ради экономики, но чтобы у населения Краснодарского края было реальное ощущение перемен к лучшему. Нужно двигаться, развиваться, искать якорные проекты и то, что даст прибыль в бюджет.
Есть ли у Вас какой-то план по развитию региона на ближайшие пять лет, если Вам удастся победить на выборах?
— В черновом варианте — да. Но я бы даже не предавал его публичной огласке. Можно бесконечно заявлять о каких-то программах, но жизнь показывает, что едва ли треть из обещанного реализуется.
Для меня сегодня важно, чтобы критерием оценки были не слова и не написанные кем-то программы развития, а реальные ощущения людей, что жизнь вокруг них меняется к лучшему или, по крайней мере, не становится хуже.
Чем бы Вам хотелось запомниться жителям Краснодарского края?
— Внутреннего удовлетворения я достигну, если мне удастся остановить тот механизм мздоимства, который существует сегодня в обществе, и сделать власть более прозрачной в принятии решений. Для меня обидно и унизительно слышать, что люди постоянно говорят: "Не подмажешь — не поедешь". Если мне удастся сделать так, чтобы эта поговорка была в прошлом, я буду считать, что наполовину свою миссию выполнил.
У власти и общества должны быть нормальные и прозрачные правоотношения. Должно быть понимание того, что человек имеет право начать свое дело и спокойно заниматься своим бизнесом; имеет право получить землю. Торги должны проходить с равными условиями для всех, как и выбор подрядчиков и поставщиков. Тогда не будет и обиды.
Для меня этот момент — один из самых важных. А дальше жизнь покажет, чем можно еще запомниться и остаться в сердцах людей. Память есть память, а в сердце остается только то, что его задевает. Добиться этого можно только реальными шагами и реальными поступками.
***
Интервью не является агитационным материалом. Мы не призываем голосовать за Вениамина Кондратьева на губернаторских выборах, как не агитируем и за остальных кандидатов. Нам просто интересно было чуть больше узнать (и рассказать вам) о человеке, которого в конце апреля 2015 года глава государства неожиданно назначил исполняющим обязанности главы Краснодарского края.
Смотрите также
Вениамин Кондратьев: Об учебе в КубГУ, карьере и жизненном кредо (первая часть интервью)
Кто такой Вениамин Кондратьев (биография)
Смотрите также: