В ноябре 2015 года правительство Великобритании включило Россию в число главных угроз национальной безопасности.
"Действия России в Украине поставили под вопрос роль и будущее операций НАТО в соседних странах и вновь пробудили российскую угрозу государствам Восточной Европы и Прибалтики, часть из которых является членами НАТО и/или Евросоюза", – отмечалось в материалах доклада премьер-министра Дэвида Кэмерона.
"Растущая изоляция России в международной политике, увеличение военных расходов и очевидная готовность к демонстрации силы на фоне всеобщего осуждения предполагает возможность в ближайшие пять лет эскалации российской угрозы для безопасности Западной Европы", – цитирует текст документа Daily Mail.
При этом политика "сдерживания" России (в т.ч. на информационном поле) официально реализуется британской стороной на протяжении уже нескольких лет.
Так, правительством Великобритании была принята "Коммуникационная стратегия России/Украины 2014-17", которая содержит основные методы и принципы усиления медиа-влияния контрпропаганды.
План проведения кампании был одобрен Советом национальной безопасности при кабинете министров.
Непосредственная реализация стратегии поручена "мультидисциплинарной команде сотрудников МИД и Министерства обороны", которая делится на несколько основных групп, и привлеченным сторонним лицам (в т.ч. "русским эмигрантам, которые понимают современные культурные и социальные нюансы"). В структуру входят русскоговорящие сотрудники уровня С4 (средний профессиональный уровень) в Лондоне, Киеве и Москве.
В качестве целевой аудитории было выделено 7 основных групп:
– российская широкая аудитория, включая студентов (особенно в крупных городах);
– российская элита, взгляды которой могут сдержать политические действия властей, реформаторски настроенная элита и оппозиция;
– русскоговорящее население Украины (особенно в восточных областях);
– русская диаспора в Великобритании;
– элита стран ЕС и НАТО, руководство крупных компаний этих стран, занимающее умеренную позицию, а также элита стран БРИК (особенно Бразилия и Индия).
– население Великобритании, особенно личности, формирующие общественное мнение».
– население стран Балтии.
Среди задач Стратегии – противодействие "российской пропаганде и дезинформации".
Одно из направлений касалось "присутствия в русскоговорящих сетях социальных сетях Vkontakte, LiveJournal.ru и Odnoklassniki", которое должно состоять из трех фаз: создание и активация аккаунтов (1 неделя); погружение в информационное поле сотрудников, занятых в программе (4-6 недель); "активное взаимодействие" в рамках поставленных задач.
Кандидатуры пишущих через аккаунты в соцсетях должны были согласовываться с руководителем Коммуникационной программы и с Отделением Восточной Европы и Центральной Азии.
Другая часть мероприятий в рамках реализации "Стратегии" предусматривает "оффлайновую" работу и проводится за пределами территории РФ.
Из отчета о проделанной работе следует, что МИД Великобритании проводил в Риге и Киеве тренировки для офицеров – специалистов по коммуникации Министерства обороны Украины. Кроме того, на конференции в Праге была проведена презентация для 60 русскоговорящих журналистов, а в Харькове – тренинги для журналистов и украинских правительственных чиновников.
В рамках Стратегии, в частности, посольство Великобритании в Украине разместило в ноябре 2014 года в своем твиттере инфографику о танке Т-72 БМ с припиской: "Путин все еще отрицает присутствие в Украине российских войск и техники. Вот руководство, которое поможет Кремлю узнать свои танки".
Нестандартный твит дипломатов сам по себе стал информационным поводом для ряда авторитетных западных СМИ (например, The Guardian). Успехи британского посольство в твиттер-троллинге тогда оценил и популярный новостной ресурс The Huffington Post.
Реализация Стратегии предусмотрена до 2017 года, но не исключено, что она будет дополнена и расширена – в связи с включением Россию в список основных угроз национальной безопасности Великобритании.