Сколько на самом деле казаков в России и на Кубани
Казаки как отдельный народ
Тема казачества и возрождения казачьего уклада жизни — одна из самых актуальных для кубанской политики последних лет. Осенью 2012 года на Кубани занимавший тогда пост губернатора Александр Ткачев создал специальные "казачьи дружины". Около тысячи человек в казачьей форме стали следить за охраной правопорядка вместе с сотрудниками органов внутренних дел. Ткачев тогда так комментировал это нововведение:
"… казаки — это народ, как русские, татары, мордвины и т.д. Это народ, входящий в Российскую империю.<…> Прошло всего 100 лет — ничтожно мало. И этот народ имеет право на существование, на то, чтобы жить на этой земле и, самое главное, защищать ее.<…> Мы прекрасно понимаем: с народом воевать бесполезно, этого все боятся. Поэтому когда казачество будет рядом с представителем правопорядка, с полицией, то и вы будете чувствовать себя увереннее.То, что нельзя вам — казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном".
В конце 2013 года депутат Законодательного собрания, атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 гг. Владимир Громов говорил о важности концепции краевого финансирования "возрождения самобытной культуры казачества":
"... главное в возрождении казачества — это возрождение его самосознания как народа".
Сменивший Ткачева на посту главы региона Вениамин Кондратьев также уделяет большое внимание казачьей теме. По его инициативе с 1 сентября во всех школах Кубани будут введены казачьи классы.
"Казачат нужно воспитывать не акциями и парадами, а системно. Они должны как минимум с 7 лет понимать, что они казаки, образование должно быть казачьим", — заявил губернатор.
Можно вспомнить и слова атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды о том, что в пятимиллионном Краснодарском крае должно жить от 1 до 2,5 млн казаков.
В связи с этим портал Юга.ру решил ознакомиться с данными о количестве людей, считающих себя казаками как представителями отдельного народа, отдельной национальности.
Количество русскоязычных казаков в России
Основным источником информации о национальном составе страны является перепись населения. Последняя всероссийская перепись населения в России проводилась в 2010 году. Уже во второй раз в итогах переписи фигурировала отдельная национальность "казак". Однако, по словам Владимира Воронина из Федеральной службы государственной статистики, в итогах переписи 2010 года учтены только русскоязычные казаки:
— Действительно, в ходе всероссийской переписи населения 2010 года казачество учитывалось как национальность. Отмечу, что все анкетные листы заполнялись со слов опрашиваемых, никаких подсказок или наводок со стороны интервьюеров не было. Человек сам должен был определить, что надо написать в этой графе.После того как вся информация была собрана, ее отправили на кодирование и группировку в Институт этнологии и антропологии Миклухо-Маклая. Согласно их методологии, в итогах переписи учитывались только русскоязычные казаки — они идут в качестве этнографической группы русского населения. То есть в казаки попали только те, кто указал, что он казак, и одновременно с этим указал русский язык в качестве родного. Если же казак указывал, что его родной язык украинский, то его просто записывали в украинцы, без отдельного упоминания о том, что это казак.
Ниже представляем нашим читателям статистику по количеству русскоязычных казаков в составе населения России согласно Всероссийской переписи 2010 года.
В России проживает 67 573 казака, что составляет примерно 0,05% от всех тех, кто указал свою национальность — 137 227 107 человек. В Южном федеральном округе проживает 53 947 казаков — это почти 80% от общего количества казачьего населения. Больше всего казаков проживает в Ростовской — 29 682 казака (почти 44%) — и Волгоградской — 18 452 казака (27,3%) — областях. Краснодарский край расположился только на третьем месте. Вместо ожидаемого Долудой миллиона казаков на Кубани называют себя таковыми пока только 5 261 человек, что составляет даже меньше 8% от общего количества казаков в России.
Аутсайдерами же по количеству казаков стали Республика Ингушетия, Ненецкий и Чукотский автономные округа. И если в Чукотском АО проживает 10 казаков, то в Ингушетии и Ненецком АО перепись не зафиксировала ни одного.
Если же говорить об удельном весе казаков в составе населения регионов, то Кубань здесь и вовсе не входит в первую тройку лидеров. На первом месте расположилась Волгоградская область, где казачество составляет 0,719%, на втором — Ростовская область с 0,707%.
Третье место с большим отрывом занимает Ставропольский край. Там проживает 0,108% казаков. С незначительным отставанием далее идет Краснодарский край — 0,103%. В соотношении с общей численностью населения на Кубани казаков меньше, чем в Волгоградской и Ростовской областях, почти в семь раз.
В остальных регионах количество казаков не превышает 0,1% от числа жителей.
В национальном составе Краснодарского края казаки по численности расположились только на 14-м месте. Казаков на Кубани не только меньше, чем русских, армян, украинцев и азербайджанцев, но и меньше, чем, например, курдов, турок, немцев и цыган. (Стоит ли ждать появления на Кубани курдских и цыганских патрулей?) Рядом с казаками расположились молдаване и черкесы, которые отстают менее чем на 100 человек.
Также стоит упомянуть о количестве лиц, которые не указали национальную принадлежность в рамках переписи. Их в Краснодарское крае было зафиксировано 101 657 человек.
Муха: Перепись населения вызвала многочисленные дискуссии
Портал Юга.ру попросил социолога Викторию Муху прокомментировать, какую реакцию итоги переписи населения вызвали в научном сообществе.
— Итоги прошедшей в 2010 году Всероссийской переписи населения вызвали многочисленные дискуссии как среди научного сообщества, так и среди общественности, представителей национальных общин и т.п.Выявилось несколько проблем, обозначим некоторые из них. Проблема первая: так называемый "недоучет населения". Так, опрос, проведенный "Левада-Центром" в октябре 2010 года, выявил, что только 67% респондентов были переписаны лично. Практически аналогичные данные получены Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ): 65% респондентов заявили, что были опрошены лично, и еще 22% участвовали в переписи опосредованно — со слов родных. То есть, по разным оценкам, в перепись не попали от 15,6 млн до 18,45 млн человек. Проблема вторая, а по значимости — самая острая: вопрос о национальной принадлежности. Так, согласно инструкции и формулировке под номером семь, каждый переписчик должен был задать вопрос "ваша национальная принадлежность". И полученный по самоопределению ответ заносился в графу, состоящую из единственной строки. Но как быть с теми, кто обладает множественной идентичностью, например выходцы из смешанных семей, а также представители ассимилированных народов, сохраняющие свою "изначальную" идентичность, и т.п. Таким образом, если национальная принадлежность человека не является однозначной, то возможность единичного ответа является некорректной. Кроме того, как отмечают исследователи "национального вопроса", в России существует явное противоречие между массовым стереотипом об официальной национальности (несмотря на отмену "паспортной национальности") и национальности по самоопределению.Вполне вероятно, именно поэтому около 4% (5,6 млн) человек не указали свою национальность. В процентном сравнении с переписью 2002 года уклонение от ответа на данный вопрос возросло почти в четыре раза.И это далеко не весь перечень проблем, сложностей и противоречий переписи 2010 года. Безусловно, существующие методики и инструменты переписи требуют корректировок, и работа в этом направлении ведется. Но на данный момент материалы переписи являются уникальным источником изучения этнического состава населения Российской Федерации.
Казачество как народ и как историко-культурная ценность
Несмотря на понятные любому специалисту недочеты, сопутствующие чуть ли не каждому крупному статистическому исследованию (особенно на территории России), вышеприведенные данные дают серьезную пищу для размышлений.
В начале 2010 года атаман Долуда заявил, что численность казаков на Кубани выросла до 130 тысяч человек. Проведенная в том же году Всероссийская перепись населения выявила, что в крае людей с казачьей самоидентификацией чуть больше 5 тыс. человек. Получается, что лишь каждый 24-й человек, состоящий в Кубанском казачьем войске, считает, что он принадлежит к казачеству как к народу. Эта красноречивая цифра заставляет задуматься о симуляционности возрождения казачества как отдельного народа, а также ставит ряд других вопросов.
Нужно ли на Кубани повсеместно возрождать казачьи традиции, если по результатам переписи есть еще 13 этнических групп, превышающих по количеству казачество-как-народ? Стоит ли вводить казачьи классы в том регионе, где проживает менее 8% от российского казачества-как-народа? Зачем краю 2,5 миллиона казаков, если тех, кто причисляет себя к ним как к народу, почти в 500 раз меньше?
Казачество — важная часть истории Кубани, его историко-культурная ценность не ставится под сомнение. Изучение традиций и быта казаков — необходимый элемент приобщения подрастающего поколения к истории региона. Но от искусственного оказачивания края, от попытки создать отдельный народ с четкой самоидентификацией веет не заботой о корнях и традициях, а политической модой на по-своему понятые консервативные ценности. Это может привести как к протестам представителей других этнических групп, так и к протестам самих казаков, определяющих себя как народ и не желающих превращаться в разменную монету политической конъюнктуры.
P.S. Как сообщали Юга.ру, в конце 2015 года губернатор Кубани Вениамин Кондратьев распорядился выделить на развитие казачества около 6 млрд рублей до 2021 года.