Что вообще происходит. Трактористы идут на Москву — кто и зачем?
Полгода назад фермеры уже собирались идти тракторной колонной на Москву для встречи с президентом. Теперь прецедент повторился, но уже с мордобоем и ОМОНом. ЮГА.ру пытаются разобраться, кто стоит за этой протестной акцией, кому это выгодно и где правда.
Тракторный марш на Москву фермеры из девяти районов Краснодарского края собирались провести еще весной. Акция была направлена на то, чтобы привлечь внимание президента Владимира Путина к рейдерским захватам земли на юге России. По словам фермеров, крупные агрохолдинги незаконными способами отнимают у людей земельные участки, находящиеся в собственности – либо мешают им арендовать землю у других собственников, а местные суды все это покрывают. Однако выдвижение в сторону столицы на тот момент было отложено, как выяснилось – до поры до времени.
Даже само объявление об акции имело широкий общественный резонанс. Информацию растиражировали СМИ. Власти Кубани оперативно отреагировали на прецедент. В ходе встречи с аграриями вице-губернатор Андрей Коробка пообещал, что обращениями кубанских фермеров о рейдерстве займется независимая рабочая группа. В состав группы вошли представители краевого отделения ОНФ, Совета по правам человека, местной Общественной палаты, АККОР, ЗСК, Минсельхоза и Департамента имущественных отношений. А также по одному фермеру от каждого района. Фермеры вроде бы единогласно поддержали такое решение.
По словам и.о. министра сельского хозяйства Кубани Сергея Орленко, в рабочую группу поступило более 50 заявлений от фермеров. Однако, как пояснила председатель Общественного совета Кубани Любовь Попова, "ни по одному из дел нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что это – рейдерский захват". В ответ на это фермер Николай Маслов пригрозил сжечь себя у стен Кремля, если проблемы его и его коллег в ближайшее время не решатся. По другой информации, ранее Маслов собирался лететь в Москву на воздушном шаре и сбрасывать листовки на Кремль.
И вот – новое обострение ситуации. Фермеры из станицы Казанской Кавказского района 21 августа на тракторах все же выдвинулись на Москву для встречи с федеральными властями. В Ростове-на-Дону полиция начала препятствовать движению колонны, а в гостиницу, где находились фермеры, приехал заместитель полпреда. В свою очередь, протестующие сначала собирались встречаться с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, а затем передумали. Вместо этого фермеры предложили губернатору самому приехать к ним на встречу, однако тот отказался. Колонна тракторов собиралась продолжать движение в сторону Москвы, несмотря на блокировку транспорта силовиками и избиение двоих участников акции за фотосъемку. Пострадавшим оказался активист "Объединения перевозчиков России" Рустам Малламагомедов, подробности происшедшего раскрывает "Новая газета".
Днем 23 августа происходило странное: то администрация Краснодарского края заявляла о встрече губернатора с фермерами, то марширующие на Кремль трактористы открещивались, мол, не знают, с кем он встречается. В итоге выяснилось, что на встречу поехала лишь одна женщина-фермер – и ту задержал ОМОН по возвращению обратно в Ростов на акцию протеста. Через считанные минуты стало понятно, что бойцы Нацгвардии задержали всех.
Кто же является инициатором и организатором протестной акции? Кому это выгодно? Насколько это похоже на спланированную провокацию? Нет ли здесь политической подоплеки? Используя открытые источники, можно узнать много интересного и про предводителей рассерженных трактористов, и про тех, кого они считают рейдерами.
Кто эти люди
Одним из активистов "похода на Москву" выступил 37-летний Алексей Волченко из станицы Калининской. Это не первая его оппозиционная акция. По информации издания Kavpolit.com, десять лет назад он стал одним из инициаторов сожжения нескольких тонн семян подсолнечника, выразив так недовольство сложившимися на тот момент на рынке низкими закупочными ценами. В 2011 году Волченко комментировал СМИ протестную акцию жителей хутора Бойко-Понура, объявивших голодовку из-за, по их мнению, нарушений при оформлении в собственность земли. В конце 2012 года он же значится в числе организаторов митинга в станице Старовеличковской, участники которого грозились на комбайнах и тракторах отправиться в Краснодар и пикетировать краевую администрацию. Протестующий активист неоднократно привлекался правоохранительными органами к ответственности – в июле 2008 года он осужден Первомайским районным судом Краснодара по ч. 2 ст. 159 УК РФ (Мошенничество), ч. 2 ст. 165 УК РФ (Имущественный ущерб путем обмана группой лиц по предварительному сговору) к шести месяцам колонии-поселения. В октябре 2010 года фермер, требующий от окружающих справедливости и порядочности, приговорен Калининским районным судом по ч. 1 ст. 157 УК РФ (уплата алиментов) к 60 часам исправительных работ. Сегодня, судя по данным официального сайта краевого управления ФССП, за Алексеем Волченко числится большое число невыплаченных страховых взносов, исполнительные листы по которым находятся в работе кубанских приставов.
Другой участник фермерского протеста 46-летний Олег Петров – владелец крестьянско-фермерского хозяйства и сельскохозяйственного предприятия "Ромашка". Он утверждает, что сельскохозяйственная компания "Родина" неправомерно завладела землями в станице Казанской. Документы подтверждают: поля переданы "Родине" на основании решений судов. Каких-либо нарушений законности прокуратура района и другие надзорные органы не обнаружили. Фермер обвиняет в коррупционных проявлениях и личной заинтересованности судей, а в бездействии – прокурора района Николая Борозенца. При этом проведенной прокуратурой Кавказского района проверкой с привлечением специалистов министерства природных ресурсов края было установлено, что Петров самовольно использует 11 земельных участков, расположенных в водоохраной зоне реки Бейсуг.
Еще один представителей "рассерженных фермеров" – Николай Маслов из Кавказского района Кубани, претендующий на паи действительно успешного СХП "Дмитриевское". Неоднократно искал справедливости в судах, попутно обвиняя судебный аппарат в предвзятости. Но по словам станичников в материале "Кавполита", Маслов сам сдает свои поля в аренду третьим лицам, родственникам руководства Кавказского района.
Кому это может быть выгодно
Главный рупор тракторного протеста – Василий Мельниченко, директор с\х предприятия "Галкинское" Камышловского района Свердловской области, председатель общественного движения "Федеральный сельсовет". Мельниченко в течение последних лет регулярно появлялся в СМИ как "фермер-правдоруб с Урала", В настоящее время баллотируется в депутаты Государственной Думы по 147 избирательному округу (Пензенская область) от партии "Зеленые". Он пошагово выкладывает хронику акции трактористов в соцсетях. Не исключено, что пиар на громкой акции должен послужить увеличению его политического капитала.
Кто же находится с другой стороны этого конфликта – кто эти, так сказать, обвиняемые в рейдерстве и прочих безобразиях на селе?
Алексей Волченко в комментарии изданию Провэд.рф называет рейдером известного кубанского бизнесмена Олега Макаревича, главу крупного холдинга "ЮМК". Ему принадлежит ООО "СК Октябрь". По информации Zampolit.com, обвинение в организации незаконных финансовых схем и превышении должностных полномочий ранее предъявлялись Макаревичу, но суд его оправдал. В 2012 году журнал "Русский репортер" опубликовал большой материал, посвященный конфликтам кубанских фермеров и структур Макаревича – и в нем, как ни странно, фигурирует среди главных героев тот самый Волченко. Конфликт длится годами.
Олег Петров обвиняет в проблемах фермеров СК "Родина", и при этом называет реальным хозяином земельных долей главу Кавказского района Виталия Очкаласова. В беседе с газетой "Юг-Times" гендиректор СК "Родина" Леонид Терсенов говорит, что неудачливые фермеры решили подменить рыночные законы социальным давлением, а сами десять лет назад растащили землю, разбогатели и им нужна еще земля. В этом же материале другие фермеры упрекают Олега Петрова ровно в том, против чего он борется – препятствование выделению паев из состава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ).
Фермеры из Каневского района в интервью изданию Rus2Web указывают на силовой захват земли и отчуждение ее в пользу агрохолдинга "Агротек". По информации источников издания, возможно, на это влияет то обстоятельство, что 50% учредительского взноса в предприятии "Агротек" имеет двоюродная сестра зампредседателя суда Каневского района Игоря Белохортова. А также 25% уставного капитала ООО "Агротек" – у жены начальника Сельхозуправления по Каневскому району Сергея Точилкина.
В Кавказском районе Николай Маслов требует передать ему 100 гектаров земли, которые сейчас арендует сельхозпредприятие "Дмитриевское". Правда, как пишет "Комсомольская правда", пайщиков устраивают договорные отношения с СХП, и они не хотят передавать паи Маслову.
В Кореновском районе мешает жить и работать фермерам ООО "Золотой колос".
Фермеры Новопокровского района упоминают о проблемах с Робертом Хахалевым, чья жена – зампредседателя суда Краснодарского края, решающая возникающие вопросы.
Представители Лабинского района говорят о конфликтах с агрохолдингом "Каневской". По информации The Moscow Post, его контролирует бывший полпред президента в Южном федеральном округе генерал армии Виктор Казанцев.
Кому еще это может быть выгодно: мнения
Журналист, редактор издания "Советская Кубань" Вячеслав Потапов убежден, что главный человек, стоящий за акцией – губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Глава региона давно активно продвигает на федеральный уровень идею выделения фермерам земель без торгов. Еще в августе 2015 года он озвучил это предложение в ходе визита премьер-министра Медведева в Краснодар, спустя год идею пришлось повторить – но в этот раз глава правительства не смолчал, а поддержал мысль Кондратьева.
Потапов напоминает: впервые губернатор заговорил о проблемах фермеров в этом ключе на следующий день после пресс-конференции, где фермеры клеймили судебную власть. И случилась его речь именно на коллегии судей Краснодарского краевого суда.
– После этого губернатор начинает массово выступать за то, чтобы давали землю казакам без конкурсов и торгов, теперь и фермеров. Но мы же прекрасно понимаем – а кто будет давать землю бесплатно, без конкурсов и торгов? Краевые чиновники настолько затерроризировали федеральную власть, что когда приехал Медведев, то сказал – я со всем согласен, надо поддержать село, менять законодательство. То есть чиновники, манипулируя этой проблемой, уже заставили федеральную власть изменить правила игры, – рассуждает журналист.
Потапов тут же поправляется.
– Я не хочу сказать, что фермеры – провокаторы. У каждого своя проблема, своя боль. Но краевые чиновники внаглую используют это, чтобы выдавить изменения в законодательство у федералов, – говорит он.
С редактором "Советской Кубани" не согласен политтехнолог Александр Топалов. Он уверен, что "марширующие" преследуют личные интересы.
– В теории марш мог быть связан с чем угодно, поскольку, как мы уже увидели, фермеры умеют удивлять. Поэтому не исключено, что итоговые требования участников акции могут отличаться от заявленных изначально. Вместе с тем предполагать, что акция затеяна структурами связанными с губернатором в корне не верно. Ситуация с маршем наверняка находится на контроле у федеральных структур и краевые власти не стали бы так подставляться, – отмечает эксперт.
Топалов считает, что новая власть показывает готовность к диалогу.
– При Ткачеве фермеры, отправившиеся на марш, скорее всего давно уже сидели бы в своих станицах и без тракторов и без земельных наделов, – говорит политолог. – Сейчас ситуация иная, не только в крае, но и в стране в целом. Власть больше не может решать вопросы исключительно волюнтаристски, функционирует огромное количество институтов гражданского общества, которые не позволяют этого делать. В противном случае фермеры, о которых мы говорим, не смогли бы выехать даже за пределы фермы, на которой они собрались в воскресение. Нынешний губернатор уже успел неоднократно продемонстрировать готовность к диалогу с любыми группами недовольных граждан, поэтому причин для того чтобы удивляться его встречей с фермерами я не вижу. Шумиха выгодна в первую очередь тем группам лиц, которые имеют меньше всего земли. Передел всегда выгоден той стороне, которая после него получит больше, чем имеет сейчас.
Однако такой стороной Вячеслав Потапов считает именно новую (Кондратьев избран губернатором менее года назад) кубанскую власть – и речь идет именно о земле.
– У нас есть общий правовой принцип равенства, по которому мы все равны. Я могу попросить землю, вы можете. Для того, чтобы выбрать кому землю дать, смотрится эффективность, кто может сколько заплатить – используются обычные рыночные механизмы. На сегодня что удалось Кондратьеву – фактически заставить федеральные власти отказаться от принципа эффективности. Ведь смотрите – мы не даем подряды, например, организациям инвалидов. Говорим – участвуйте в конкурсах и торгах, хотя бы мы этого даже и хотели. Но мы создали сегодня механизм, когда все идет через конкурсы и торги, – отмечает журналист.
Он уверен, что при отказе от принципа эффективности землю будут получать "нужные" фермеры.
Но, по мнению политтехнолога Топалова, власть слишком долго получает отказы в диалоге, чтобы ее могли подозревать в заинтересованности.
– Марш связан с тем, что узкая группа лиц из числа фермеров осознает невозможность решения своих проблем полностью законными путем и полностью в их пользу. Именно поэтому они отказываются от переговоров и максимально повышают ставки, проводя настолько громкие акции, – уверен он.
О выводах говорить слишком рано
Наверняка многое из того, в чем обвиняют агрохолдинги и их высокопоставленных владельцев, недалеко от истины. Но методы протестной борьбы и способы ведения бизнеса фермерами также вызывают вопросы. Кто эффективнее на земле – маленький частник или крупный агрохолдинг? В текущей ситуации с реализацией продукции, кредитными ресурсами, реальными производственными мощностями – вопрос риторический.
Как заявил в комментарии ЮГА.ру уполномоченный по правам фермеров (омбудсмен) Краснодарского края Вячеслав Легкодух, последствия "марша трактористов" будут иметь отрицательные последствия для фермерского движения.
– Я сам – фермер, и эти люди дискредитируют нас, – сказал он.
Кого и насколько дискредитируют задержанные Нацгвардией люди, станет понятно позже. Сложно делать виновными в ангажированности властью тех, кого власть обвиняет в провокациях – хотя и признать их невинными овечками непросто.
– Сегодня фермеры сидят в Ростове, там ОМОН. Они потеряли контроль, у них истерика, они не знают, что делать. Невозможно контролировать ситуацию, поджигая в осеннем лесу сухие ветки. Ветер дунул – и все загорелось. Примерно так у них произошло, – заключил Вячеслав Потапов.
Смотрите также: