«Это чистая алхимия». Рассказ мастеров о том, как сделать нож произведением искусства
Кастомизация ножей — это изменение готового ножа индивидуально для коллекционера. Мастер может нанести изображение на клинок, добавить цвет или изменить форму лезвия. Людей, которые занимаются этим профессионально, в России меньше десятка, и двое из них живут в Краснодаре. Интернет-портал Юга.ру поговорил с мастерами Станиславом Бондаренко и Ильей Блиновым о художественном оформлении стали.
Станислав Бондаренко:
— Мы занимаемся художественным оформлением стали в современной интерпретации. Без канонов, школ и ограничений. Как правило, работаем с готовыми изделиями: берем минималистичные ножи и делаем их уникальными. Получаются арт-объекты, которые не теряют функциональности.
Как все начиналось? Мне нравились ножи, их появлялось все больше и больше, и я узнал о кастомизации — это техническое или художественное изменение ножа. Захотелось получить уникальное изделие. Я стал искать того, кто выполнил бы мой заказ.
В России мастеров практически нет, всего человек пять, и к ним трудно попасть из-за цены и очереди минимум на полгода. В Европе и Америке мастера есть, но их работа стоит еще дороже, а ждать приходится дольше. Почему не попробовать самому? Оказалось, что нужны базовые знания по химии, физике, специальные инструменты и практика. По химии в школе у меня была двойка, но при желании можно научиться чему угодно. Я нашел информацию в интернете, общался с российскими и иностранными мастерами, писал письма в институты с профильными кафедрами. В итоге я научился добиваться результата, который не стыдно показать коллегам: насыщенные цвета титана при анодировании, гальванические текстуры, винтажирование, художественное травление и еще много разных техник.
Скажу честно: половина интересных работ получалась из-за провалившихся экспериментов. Поэтому интересно заниматься кастомизацией — что-то идет не так, и ты вдруг показываешь неожиданный результат. Его высоко оценивают ведущие мастера, которые не знают, как его получить. Это самое крутое, что есть в нашем деле.
Илья Блинов:
— Сначала я рисую от руки на бумаге, потом переношу изображение в электронный вид. На компьютере удобнее разделять рисунок на составляющие части и прорабатывать их. Клинок ограничивает композицию — она может быть только вытянутой или продольной, из-за того что места немного. Моя любимая тематика — военная. Я в ней разбираюсь, и она идеально подходит для украшения ножей. Предварительно мы собираем материал, изучаем историю, потом переносим свое видение на бумагу. Идей очень много — больше, чем времени на реализацию.
Станислав:
— Мы не лезем в техническую часть, так как работаем с дорогим продуктом, в котором все гармонично: идеальные материалы, исполнение, механика. Наша задача — выделить нож среди всех остальных, сделать его уникальным, желаемым. Цвета, текстуры, формы, изображения — это по нашей части. Часть инструментов мы покупали в России, что-то я привез из Америки — например, реагенты для гальваники при работе с титаном. В нашей стране их просто нет. Нужно самому в лаборатории смешивать их в специальных условиях, а в США все просто — зашел в магазин для ювелиров и купил.
Наш любимый материал — это титан, он прочный, легкий и практически вечный. Титану можно придать насыщенные цвета с помощью двух техник — анодирования и оксидирования. При оксидировании титан нагревают, чтобы получить цвета побежалости — красивые цветовые переходы от золота и бронзы до синего, фиолетового, голубого. С анодированием все то же самое, только цвета можно получить более ровные и разнообразные, но для этого нужно более сложное оборудование и реагенты.
Первые 10–15 работ я изготовил для себя и друзей в 2014 году. Людям понравилось, и ко мне стали обращаться друзья друзей, тоже коллекционеры. Почти сразу меня нашла российская фирма — производитель ножей Custom Knife Factory (CKF). Ее владелец заметил меня в соцсетях и предложил применить мои знания на их продукции.
С Custom Knife Factory мы сделали уже более 250 работ, которые сейчас разошлись по всему миру. Именно Михаилу Кулыгину и его компании я должен сказать спасибо за то, что меня узнают — и не только в России. Наши работы не раз принимали участие в ведущих российских и зарубежных выставках, чего только стоит участие в Blade Show в Атланте и USN Knife Show в Лас-Вегасе.
Илья:
— Какой проект самый любимый? У нас было четыре одинаковых ножа, на каждом из которых мы оформили повествование об одной исторической личности — Александре Македонском, Чингисхане, царе Соломоне и царе Давиде. Получилось четыре одинаковых ножа, но каждый со своей историей. Еще был запоминающийся проект с парными ножами. Один имел клинок в форме танто — на нем мы изобразили историю самурая, у второго — классический клинок, которому подошла история гладиатора. Сейчас в работе у нас несколько проектов, один из них на библейскую тематику. К этому делу мы относимся с душой. Невозможно сделать абы как. В изделие уходит часть тебя. Бывает, проекты стопорятся, когда ты не понимаешь до конца тему или не нравится, что получается. Но мы находим выход практически из всех ситуаций.
Станислав:
— Как я уже говорил, наша специализация — работа с титаном. Одно из любимых направлений — винтажирование, то есть состаривание. Металл выглядит так, будто пролежал в земле не одно тысячелетие, но при этом текстура настолько интересная, что в нее погружаешься, ее хочется рассматривать, осязать. Мы долго искали эту технику. Увидели работу, выполненную в винтажировании, но мастер не захотел делиться секретом. Мы уже знали базовые принципы, то, как работает оборудование, понимали, с какими реагентами пробовать, и после долгих экспериментов научились сами. Попутно нашли штук пять интересных визуальных решений с титаном.
Любим и цветные металлы — медь, бронзу, латунь. Их можно старить, патинировать, создавать искусственный налет времени, историю — это очень классно. Но, к сожалению, медь не обладает такими важными и нужными свойствами, как титан, и поэтому мы недолго думая научились покрывать титан тонким слоем меди. Получается изделие прочное, легкое и при этом с окрасом меди и всеми прелестями ее винтажирования.
Илья:
— Это чистая алхимия. Нередко ты не знаешь, какой получится результат. Всегда остается недосказанность.
Станислав:
— Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, — в том, что обычный коллекционер, хорошо разбирающийся в мастерах, формах и материалах, может ничего не понимать в технологии, не знать, какие мастеру требуются затраты физические, материальные и даже психологические. Часто многие даже не понимают разницы между кучей разных техник нанесения изображения на металл, при этом разброс в качестве и результате между ними огромный, как и разброс во времени и затратах на проект. Мы рады, что сейчас вокруг нас понимающие люди, которым не нужно ничего доказывать, теперь мы больше времени отдаем работе. Поэтому к нам трудно попасть — только если кто-то из друзей партнеров попросит лично.
Илья:
— Оцените масштаб трагедии: я собирал изображения знаменитых самураев Японии, изучал классические гравюры, чтобы сделать правильный рисунок. Работа отняла много времени, но это было очень интересно. Мне, художнику, приятно видеть, как эскиз обретает вещественность и появляется на железе.
Станислав:
— Относительно простые проекты можно сделать за пару-тройку дней, на более сложные уйдет от недели до нескольких месяцев. Мы не производство, мы хотим верить, что больше относимся к художникам, и, как у художников, у нас может не быть настроения или чего-то еще, что позволит получить результат, и тогда мы переключаемся на другое, например, на кожу. Да, мы работаем и с этим интересным, но совсем другим материалом — это дает возможность посмотреть на задачу под другим углом. Многим процессам нужно только время, например, окисление металлов, травление, патинирование. Параллельно мы занимаемся чем-то еще. Четыре месяца назад я начал работать над проектом, и он все еще не закончен. Бывает, понимаешь, что хочешь получить, но детали могут не сразу получаться. Если что-то идет не так, мы откладываем проект и беремся за другой, выжидаем.
Илья:
— Полезно переключиться на другой проект, он сбивает тебя с накатанной колеи, и через время ты находишь решение проблемы. Это сродни озарению. Не люблю слово вдохновение — это что-то непостоянное, а тут — как уравнение решить.
Станислав:
— Мастера, для которых это хлеб и основной бизнес, не могут себе этого позволить. У них запланирован объем на продажу. Это обязывает, это психологически тяжело. Мы же занимаемся кастомизацией для души. Я работаю в сфере маркетинга, Илья рисует.
Поэтому мы можем себе позволить вкладывать душу, не сильно думая о материальной стороне вопроса, но, как показывает практика, именно это отношение к делу дает лучшие результаты.
И мастера, которые так же относятся к своему делу, оказывают на нас самое сильное влияние. Кастомайзеров совсем немного не только в нашей стране, но и в мире. При этом у всех разный менталитет, разные техники и понимание того, как надо работать — результат получается совершенно разный. И даже в других странах мало кто работает в нашей технике.
Знаете, есть такое понятие Every day carry (EDC) — то, что человек носит с собой каждый день, составляющая стиля. Телефон, часы, бумажник, фонарик, блокнот. Так вот, в Европе и Америке нож — обязательный атрибут EDC. Ни в коем случае это не предмет самообороны, это хозяйственно-бытовой инструмент, им можно вскрыть конверт, что-то отрезать, подкрутить болтик. За границей у мужчины это вещь номер один. Это часть первобытной индивидуальности мужчины, именно нож — первый его помощник с начала времен.