Who is mister Uber. О работе нового технологического сервиса изнутри

  • Kia Ceed © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Kia Ceed © Фото Елены Синеок, Юга.ру

В этом году Uber — технология XXI века, которая помогает найти водителя для поездок по городу, пришла и в Краснодар. Быстрая подача, невысокая цена, удобная оплата — работающий через мобильное приложение сервис быстро стал популярен. Редактор раздела Авто Юга.ру пообщался с водителем Uber Иваном Щербаковым о том, как работает сервис и кто им пользуется.

Uber — мобильное приложение, которое позволяет водителям выполнять поездки по городу и иметь основной или дополнительный источник заработка, а пользователям быстро находить автомобиль.
Гаррет Кемп и Тревис Каланик создали Uber в Сан-Франциско в 2009 году. Приложение сразу стало очень популярным, а в 2012 году авторы проекта приступили к его реализации за пределами США. С тех пор сервисом пользуются в более чем пятистах городах по всему миру. В Краснодаре сервис заработал с середины февраля 2016 года.

Иван Щербаков, 31 год, женат, двое детей, окончил Политех по специальности «инженер-электрик», водит в свободное от основной работы время.

— сотрудничает с Uber около года;
— рейтинг 4.96 при максимально возможном 5;
— более 800 поездок в системе.

Когда мы готовились к созданию материала, нам было интересно узнать о работе сервиса изнутри. Как это все работает? Что творится по ту сторону экрана смартфона после того, как пользователь сервиса Uber нажимает кнопку вызова автомобиля, чтобы из точки А переместиться в точку Б? Ну а кто может рассказать о работе «в поле», если не главное действующее лицо — водитель?

Водителем Uber может стать каждый, кто имеет зарегистрированное по российским законам ИП или юридическое лицо. Отсюда и стереотип о том, что работают там какие-то «посторонние» люди, но все водители проходят тщательную проверку. Просто скачать приложение где-то в интернете и начать ездить невозможно — нужно пройти активацию в Центре по работе с водителями, который действует и в Краснодаре. Для многих это и правда не основное место работы, скорее увлечение, приносящее дополнительный доход. К этой категории относится и наш герой, Иван Щербаков.

Иван: «Я работаю в другой компании, которая с перевозками никак не связана. А Uber — моя работа в нерабочее время — позволяет мне получать доход, который стал хорошим подспорьем в содержании семьи».

От водителя мы хотим сервиса, скорости и благоприятной атмосферы в поездке. Не многовато ли? Нет, это законные требования потребителя услуги. Здесь стоит упомянуть о том, что Uber, по сути, саморегулирующийся организм и на помощь пассажиру приходит рейтинг водителя. Каждый пользователь после поездки может выставить водителю оценку, а на основании общего рейтинга сам сервис имеет право заблокировать водителя с низкими показателями. Благодаря такой системе отзывов риск нарваться на неприветливого водителя, хама или курильщика очень невелик. Может попасться новичок, жизнью еще не наученный, но такие быстро перестраиваются или уходят.

Однако многие выставляют плохой рейтинг из-за стоимости поездки. Скажем, вчера я ехал по маршруту за 100 рублей, а сегодня по тому же самому маршруту — уже за 150. Естественно, я недоволен. И все же не стоит ругать баяниста (в данном случае — водителя), он играет, как может, а коэффициенты стоимости поездки сервис устанавливает автоматически. По таким вопросам пользователь может связаться со службой поддержки.

Иван: «Да, стоимость может отличаться, иногда существенно. Все зависит от конкретного места и маршрута. Допустим, если человек пытается уехать после футбольного матча, когда машины заказывают многие болельщики, это будет стоить дороже. А если с того же стадиона в обычный день — дешевле. Еще важно, сколько приложений (сколько человек ищут машину) запущено одновременно в конкретном месте. Если много, включается коэффициент, который, кстати, заказчик видит в приложении. Так что все понятно заранее, и от человека зависит — ехать или нет. А благодаря этому коэффициенту машина приезжает быстрее — мы видим в своем приложении зоны повышенного спроса и едем туда».

При прочих равных заказчику предоставляется выбор, что очень гуманно, ведь раньше, вызывая такси и уж тем более останавливая его на улице, невозможно было узнать заранее, во сколько обойдется поездка. Сегодня многие компании‑перевозчики заранее объявляют стоимость поездки, но далеко не всегда. Ввиду пробок это бьет по карману водителя, что компании также вынуждены учитывать. В итоге счетчик может показать немаленькую цифру, а при поездке на Uber стоимость не изменится.

Кстати, и сами пассажиры порой ведут себя так, что хочется выставить им минимальную оценку и больше не встречаться. Как действуют водители в такой ситуации? Много ли таких конфликтных случаев?

Иван: «Такие клиенты есть, конечно, но у меня подобных случаев было совсем немного. Уж очень пьяными люди, пользующиеся сервисом, бывают довольно редко, наверное, им сложно на смартфоне выставить адрес и геоточку. Слегка подшофе — да, но они скорее неконфликтные, едут с шутками, юмором. Не знаю, почему так, видимо, пользователи — это в основном современная городская молодежь и просто продвинутые люди. Сейчас вести себя по‑хамски у молодых не модно, что радует не только нас, водителей сервиса, но и всех окружающих».

Немаловажный вопрос к сервису — каковы гарантии безопасности и какую ответственность несет водитель в случае чего. А «чего» у нас на дорогах бывают разные. Здесь все по нормам нашего законодательства, ни больше ни меньше. В случае необходимости можно и путевку распечатать для ГИБДД, но такое, как правило, не требуется.

Иван: «При подключении нужно представить необходимые документы, в том числе и действительный полис ОСАГО, иногда могут потребовать и что-то еще. К документам и людям требования серьезные, а вот к автомобилям они в последнее время немного снизились — сервис довольно быстро развивается, и требуются рабочие руки. Я в этом ничего плохого не вижу: пользователям хорошо, потому что машин больше на линии и они приезжают быстрее, и водителям — не у всех есть новая машина, а зарабатывать хочется. Конечно, требования снижаются не за счет безопасности.
С другой стороны, для желающих проехать классом люкс существует сервис Uber Select. Это возможность заказать премиальный автомобиль или хорошую машину среднего класса. Есть и Uber Black с люксовыми автомобилями. Однако сервисы эти работают в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В Краснодаре клиент все-таки пока ждет комфорта за меньшие деньги».

Итак, мы выезжаем. В городе накануне прошел дождь, но дорога уже подсохла, так что Иван отправляется на мойку. Клиенту не очень-то приятно будет ехать в грязном автомобиле, да и самому после мойки приятнее. Это не обязательно, объясняет Иван, но так лучше.

Вызывает вопрос и то, насколько это дело для водителя интересно, насколько трудно. И есть ли смысл заниматься этим с финансовой точки зрения?

Иван: «Сказать, что это легко, я, конечно, не могу. После рабочего дня нелегко еще и руль крутить вечером. Для меня сейчас это необходимость, но когда сильно устаю, я лучше поеду домой. Не стоит мучить ни себя, ни пассажиров.

Интересно ли? Для меня — да. Пассажиры бывают, конечно, разные, но в основном это молодежь и сами по себе интересные люди. Как правило, большая часть заказов приходит именно из районов новостроек. Там живет много молодых активных пользователей интернета и приложений, в том числе, видимо, и Uber.

Что касается заработка, он всегда разный. Зависит от конкретного дня, количества часов работы, районов и т. д., факторов немало. В итоге получается неплохо для подработки. Но если рассматривать работу в Uber как основную, боюсь, чтобы обеспечить семью, придется из-за руля круглые сутки не вылазить. Я преувеличиваю, конечно, но быстрым и легким заработком это точно не назовешь».

И вот, наконец, мы едем на заказ. Адрес рядом, добираемся за пару минут, а вот ждать клиента пришлось довольно долго. Такие случаи нередки, но тут не виноват никто — порой до клиента сложно дозвониться. В новостройках, как и в некоторых районах города, качество мобильной связи просто ужасное. Иногда человек не спешит собираться, предполагая, что машина подъедет в течение 15–20 минут. Но наш случай, как выяснилось, из другой категории. Заказчик — молодая женщина и два совсем маленьких человечка, одеть которых для выхода на улицу — задача посложней квантовой физики.

Вот тут стал понятен источник хороших отзывов в профиле Ивана. Подъехав к подъезду, он открыл дверь и достал из багажника детское кресло. Вот вам и ответ на вопросы о безопасности. Все качественно, вежливо, удобно. Интересуемся у девушки, почему она выбрала именно Uber?

Нравится цена, скорость и то, о чем мы еще не говорили, — бонусы. Да, система бонусов у сервиса отличная. Например, пригласивший нового клиента в сервис после его первой поездки получает бонус, которого хватит на среднюю по расстоянию поездку. Преимуществом является и то, что приложение можно привязать к платежной карте. После поездки средства автоматически списываются со счета, так что больше клиенту не нужно возить с собой наличные, а водителю искать сдачу. На самом деле это очень удобно, особенно когда находишься в крайне «веселом» состоянии и готов каждого осыпать золотом или как минимум фиолетовыми или даже оранжевыми банкнотами. Да и вообще в современном мире в кошельке уже не всегда есть наличные.

Иван: «Бонусы, возможность оплаты со счета — все это привлекает людей. Вдобавок в приложении можно отслеживать перемещение автомобиля, направляющегося к вам».

Штурм парламента и отставка президента
Вчера, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии