Главный по митингам. Интервью с замначальника полиции по охране общественного порядка в Краснодаре Александром Папановым

  • Александр Папанов © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Александр Папанов © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по городу Краснодару Александр Папанов — о том, как действует полиция при проведении массовых мероприятий, о футбольных хулиганах и о работе в соцсетях.

Наибольшее количество общественно-политических мероприятий было в 2011‑2012 году. Это связано с тем, что тогда почти каждые полгода проводились выборы. В 2010 году выбирали главу города, депутатов городской и Государственной Думы, ЗСК. Грубо говоря, выборы чередовались каждые шесть месяцев. Но в 2012-м на уровне страны было принято решение ввести единый день голосования — второе воскресенье сентября. После этого, с 2013 года, количество общественно‑политических мероприятий сократилось. Их пик наступает за 2–2,5 месяца до дня выборов и заканчивается через 2–3 дня после выборов, когда все довольны результатом либо недовольны и выражают свое мнение.

За последние два года не проводилось ни одного мероприятия без подачи уведомления организаторами. Граждане понимают ответственность, а она довольно-таки большая за административный материал. Ранее штраф составлял 500 рублей, теперь нижняя планка — от 10 тыс. рублей. Разница ощутимая.

Все общественно-политические события для меня едины. В начале мероприятия еще запоминались, а теперь на территории города за год проводится в среднем 1500, а то и больше мероприятий с массовым пребыванием граждан. Одно накладывается на другое, и выделить сложно. Самое массовое и большое мероприятие — это первомайская демонстрация, на нее традиционно приходят от 40 до 60 тыс. человек.

  • Первомайская демонстрация в Краснодаре, 2014 год © Елена Синеок, Юга.ру
    Первомайская демонстрация в Краснодаре, 2014 год © Елена Синеок, Юга.ру

Первое мероприятие было на заре туманной юности — возложение цветов 9 мая году в 1998-м на площади Памяти Героев. Я тогда был сержантом милиции и только пришел работать инспектором группы охраны порядка Западного округа. Все нормально прошло, конечно же.

Мы мониторим гражданскую активность в соцсетях. У нас есть подразделение из трех человек, которые отслеживают гражданскую активность в интернете. Вся информация о готовящихся публичных акциях есть в социальных сетях, например, «ВКонтакте» в открытом доступе. Граждане этого не скрывают, все обговаривают. Сотрудник отслеживает эту информацию и подает уведомления в администрацию города или края. Все посмотреть нереально, потому что интернет безграничен, но есть определенные сайты, которые сами граждане ведут. Лично я каждый день открываю 5–10 сайтов, например, «Кубань! Открой глаза!», «Голос Кубани» и местные новости. Юга.ру, конечно, смотрю, у вас недавно дизайн поменялся.

Самое сложное — спланировать систему охраны порядка. Она будет зависеть от количества людей, направленности мероприятия и места проведения. Все в комплексе рассматривается, и готовится план охраны общественного порядка. Потом принимается решение, как расставить личный состав и провести мероприятие, как реагировать на возможные осложнения.

Бывают масштабные мероприятия, которые тем не менее не вызывают опасности, потому что они проводятся на регулярной основе. Заранее подготовлен план, мы примерно рассчитываем, как и где расставить личный состав. Если поступила информация о возможных осложнениях при проведении мероприятия, то мы можем задействовать дополнительные силы, например, кинологов — чтобы экстренно обследовать территорию без эвакуации граждан. Если есть информация о возможном противоборстве между организаторами мероприятия, мы готовим и инструктируем личный состав, чтобы не пропустить либо пресечь экстренно возникшее правонарушение. Мероприятия, бывает, длятся 10–12 часов, поэтому можно подготовить резерв личного состава, чтобы в определенный момент сделать пересменку.

Работа на первомайской демонстрации может длиться десять часов. За три часа до начала демонстрации мы выставляем личный состав по всей протяженности маршрута, проводим обследование, и за два часа до начала мероприятия мы готовы, в это время уже начинают подходить люди.

Мы выставляем личный состав в зависимости от количества участников мероприятия. Подается заявка в соответствии с 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В ней указано, что событие состоится, например, в Чистяковской роще, придет 100 человек. В этом случае мы направим три человека на организацию общественного порядка, инженерно-техническое и кинологическое обследование. Если будет заявлен маршрут движения от Театральной площади до улицы Постовой, то личный состав надо расставить на каждый квартал и перекресток, чтобы во время мероприятия не было совершено ДТП. Исходя из этого рассчитываем общее количество личного состава, необходимое для конкретного мероприятия.

Что предпринять, если граждане не хотят расходиться? В заявке на проведение любого мероприятия указано время проведения. Если есть расхождение с тем, что в действительности происходит, то можно рассматривать вопрос о привлечении к административной ответственности. Ответственность за проводимое мероприятие несет организатор.

Акции — лишь небольшая часть каждодневной работы. Я командую батальоном патрульно-постовой службы, в котором 713 человек; батальоном дорожно-патрульной службы — почти 600 человек; отдельным батальоном охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; отделом ГИБДД. В моих подразделениях служат 2 тыс. человек, направлений много. Если бы я занимался только обеспечением общественного порядка при проведении культурно-массовых, зрелищных, спортивных мероприятий, было бы очень спокойно. Скажем, акция проводится на территории города, собралась тысяча человек. Все они видят работу, которую мы проводим, — и обследование, и выставление оцеплений. Это видимая часть работы, публичная. А подразделение участковых уполномоченных  или подразделение по делам несовершеннолетних — работа непубличная, и граждане ее видят, только когда сами сталкиваются.

В некоторых случаях наши сотрудники встречаются с гражданами, чтобы провести разъяснение. Например, 4 ноября краснодарцы хотели провести так называемый «Русский марш». Они подали уведомление, проводили перекличку в соцсетях тех, кто хочет прийти. В уведомлении были все данные граждан. Мы их вызвали, разъяснили ответственность за проведение мероприятия с нарушением 54-ФЗ. И дальше они сами провели работу в соцсетях — рассказывали участникам об ответственности. В итоге семь человек встали возле барельефа «Казаки пишут письмо турецкому султану», сфотографировались без символов и прошли дальше. Это все равно что мы сейчас с вами выйдем на улицу, сфотографируемся возле памятника влюбленным собакам на углу Красной и Мира и объявим это акцией в защиту животных.

Мы общаемся со всеми общественными и политическими организациями в Краснодаре — «Коммунисты России», КПРФ, ЛДПР, «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Ее руководитель Андрей Рудомаха, насколько я знаю, не является жителем города Краснодара, он иногородний. При проведении акций на территории города мы общаемся со всеми. Мы должны официально вручить организатору акции предостережение о недопустимости нарушений 54-ФЗ и 114‑ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Руководитель подписывается под уведомлением.

Мы регулярно взаимодействуем с Общественной наблюдательной комиссией. В Краснодаре есть два изолятора временного содержания: на улице Леваневского, куда граждане попадают за совершение преступлений, и на улице Садовой, на территории отдела полиции ЦО, специальный приемник для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. ОНК может прийти туда в любое время, показать удостоверения и попасть на территорию режимного объекта. Представители ОНК опрашивают граждан, готовят нормативный документ и оставляют запись в книге проверок о посещении и нет ли каких-либо замечаний.

Одно из направлений работы — футбольные хулиганы. Работа ведется практически со всеми направлениями, которые могут быть на территории города, в том числе и с этим. У футбольных хулиганов есть актив в городе и приезжие. Особое внимание уделяется местному активу. Активных болельщиков ФК «Кубань» около 3 тыс. человек, это «Трибуна-Юг». Приезжающих на территорию города для участия в футбольных матчах может быть разное количество, от 20 человек до 3 тыс. Каждый раз мы встречаемся, предупреждаем об ответственности за нарушения действующего законодательства. За все, что происходит на территории стадиона, несет ответственность клуб. Самое часто встречающееся нарушение — зажжение файеров, за это предусмотрена ответственность по ст. 20.31 КоАП РФ (Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований — прим.ред.). После матча «Кубань» — «Спартак-2», который состоялся 9 ноября, было составлено три административных материала. Приезжие граждане зажгли три файера, при выходе со стадиона их личности были установлены через видеонаблюдение, на них составлены соответствующие административные материалы. У ФК «Краснодар» как такового большого движения нет. Собирается порядка 50–150 граждан в зоне активной поддержки, ведут себя вполне нормально, спокойно. Знаем их, общаемся, но за счет своего количества большой нагрузки они не приносят.

Заморозки, гололед и сильный ветер
Сегодня, 15:26
Заморозки, гололед и сильный ветер
Какая погода будет в Краснодарском крае в начале декабря
«Трубы могли превратиться в решето»
Вчера, 12:35
«Трубы могли превратиться в решето»
На улице Московской в Краснодаре хотят заменить коллектор