18 декабря, как и планировалось, выросла цена на проезд в автобусах коммерческих перевозчиков (маршрутках) Краснодара. С 1 января пассажиры трамваев и троллейбусов также станут платить 23 рубля за одну поездку. Много это или мало по сравнению с тем, что было раньше, — Юга.ру заглянули в историю.
Первые билеты в Екатеринодаре появились одновременно с первым трамваем — в 1900 году. Тогда регулярное движение осуществлялось по двум маршрутам — от Городского сада по улице Красной до Новокузнечной и по Екатерининской (Мира) до вокзала. Общая протяженность составляла 5 верст (около 5 км). Скорость первых трамваев достигала 10 км/ч, притом что скорость извозчиков составляла приблизительно 12 км/ч. Плата за проезд по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек. В то время в Екатеринодаре 5 копеек стоила буханка хлеба.
«Кубанские областные ведомости» сообщали: «Трамвай пришелся по душе екатеринодарцам… Чуть ли не все городское население перепробовало удовольствие езды, катаясь взад и вперед по нескольку раз по его путям». За 1901 год екатеринодарский трамвай перевез 2,5 млн пассажиров. Удобство и практичность нового транспорта оценили жители городских окраин. Уже в 1912 году была запущена линия от Пашковского тупика до Кооперативного рынка, связавшая станицу с Екатеринодаром. На линии курсировали четыре автомотрисы (гибрид автомобиля и трамвая). Несмотря на копоть от двигателя и немалую стоимость проезда, равную 15 копейкам, новый трамвай пользовался огромной популярностью.
В 1926 году стоимость билета составляла 10 копеек, с пересадкой — 15. Для рабочих, учащихся и служащих предоставлялись «льготные книжки в 50 билетов с правом одной пересадки по цене от 2 рублей». С ноября 1927 года в городе впервые была организована продажа трамвайных карточек, как тогда называли проездные.
Спустя год президиум горсовета установил новый тариф на оплату проезда в трамвае: стоимость в один конец по всем линиям, кроме Пашковской, без пересадок понижалась до 8 копеек, с одной пересадкой составляла 12 копеек, с двумя пересадками — 15 копеек. Стоимость проезда по Пашковской линии составляла 25 копеек. Учащимся, «при условии выборки льготных книжек», проезд обходился в 4 копейки.
Что можно было купить в 1927 году на эти деньги? В Москве за 10 копеек можно было купить 1 кг пшеничной муки, 20 копеек стоила буханка белого хлеба весом в 1 кг.
В советские годы долгое время, начиная с 1960-х годов, стоимость проезда на трамвае была неизменной и составляла 3 копейки. Троллейбус, кстати, был дороже — 4 копейки, а поездка на автобусе обходилась в 5 копеек.
Что можно было купить в СССР на 3 копейки? Школьную тетрадь в 18 листов, стакан кваса, карандаш с ластиком, стакан чая в кафе, газету «Пионерская правда».
В начале 90-х цена на проезд поползла вверх — 5, 10, 15, 30 копеек... Затем вместо копеек в дело пошли рубли. С начала 2000-х цена проезда увеличилась более чем в десять раз — с 2 до 23 рублей.
В 2017 году мы вернулись к тому, с чего начинали. Как и в 1900 году, в Краснодаре стоимость проезда в трамвае равна цене булки хлеба.