Сколько католиков живет сейчас в Краснодаре? А сколько их было раньше? Где сейчас проходят службы? Кто их посещает? О прошлом и настоящем католической общины Краснодара порталу Юга.ру рассказал председатель Польского национально-культурного центра «Единство» кандидат исторических наук Александр Селицкий.
Александр Селицкий
До революции государство у нас было более религиозным, и свое вероисповедание надо было указывать в обязательном порядке. Кавказ во второй половине XIX в. стремительно развивался и нуждался в большом количестве специалистов. Сюда ехали и колонисты-немцы, заселявшие пустующие земли, и поляки, занимавшие различные должности в государственных учреждениях, врачи, юристы, архитекторы. Процесс шел очень активно. Приезжали и армяне‑католики, особенно с территории Грузии, а также из Крыма. На Кавказе было легче сделать карьеру, и люди охотно ехали сюда. Так что около 3 тыс. католиков в Екатеринодаре в начале XX в. проживало точно.
Костел в Краснодаре был закрыт в 1937 году. Почему не раньше? Дело в том, что при костеле работала советская польская школа. В советской России поначалу действовала политика коренизации, направленная на то, чтобы национальные меньшинства получали идеологически верные знания, но могли учиться на своем родном языке. В результате этой политики, в том числе и на Кубани, появились национальные украинские, польские, греческие районы. Но это было поначалу, затем закрылись и польская школа, и костел.
Что делали католики в нашем городе в 1940-1980-е годы, точно не известно. Видимо, молились дома. Кто-то, наверное, мог посещать католические церкви, которые действовали в Прибалтике. Если не ошибаюсь, действовали костелы в Москве и Ленинграде. В них поддерживалась религиозная жизнь дипломатов из Франции, Италии, Испании.
Католический храм в Краснодаре носит имя Святого Либория, а приход сохранил историческое название — Святого Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары. Так назывались приход и храм, который стоял на углу Графской (Советской) и Октябрьской. На самом углу сейчас расположен банк, а дальше по Советской и находится двухэтажное здание костела. Если зайти во двор, то можно увидеть алтарный полукруг в глубине. После 1937 года здание было разделено на два этажа и лишено храмовых надстроек. В 1990-е годы были планы вернуть здание католической общине, но в то время были большие финансовые сложности.
Отец Анджей Моравский, который занимался этим, посчитал, что рациональнее будет построить новое здание. В итоге было выбрано место в отдаленной, особенно тогда, части города, где земля была намного дешевле. За счет немецких католиков, которые были готовы оказать благотворительную помощь своим собратьям в России, удалось построить новый храм. Но условием немцев, которые сами были прихожанами прихода Святого Либория, было, чтобы их святой оказался покровителем храма в Краснодаре. В итоге нашли компромисс — храм называется в честь Святого Либория, а приход — в честь Святого Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары.
Не все были рады этому святому, который достаточно непонятен. Легендарность его происхождения даже священники часто признавали. Сейчас к нему уже привыкли и относятся как к истории.
Точное место рождения святого Либория неизвестно. Предполагается, что он родился в Галлии. С 348 года был епископом города Ле-Мана. Занимался миссионерской деятельностью, построив в окрестностях города несколько церквей. Он прославился успешным насаждением христианства в языческой среде. В 836 году мощи святого Либория были перенесены в немецкий Падерборн.
Первые встречи католиков в 1990-е годы в Краснодаре проходили в Центре национальных культур. Сначала священник отец Анджей Моравский приехал на территорию Краснодарского края в село Семеновское Усть-Лабинского района, где было традиционное поселение немцев, описанное еще в литературе XIX века. Отец Моравский начал проповедовать в Семеновском, затем нашел инициативную группу в Краснодаре — здесь костяк составили поляки, которых собрала основатель польского общества Мария Барбара Гущина. В наш город поляки приехали из разных регионов Советского Союза — из Казахстана, из Прибалтики, из Сибири, из Белоруссии. Они жили и не особенно надеялись, что смогут найти здесь возможность для реализации своих духовных потребностей. В 1990-е годы с легкой руки мэра Самойленко образовался Центр национальных культур. Именно там и стали проходить религиозные службы. Отец Моравский приезжал из Семеновского на своей машине, привозил с собой необходимые ритуальные принадлежности, проводил службы. Поначалу их посещало 30-40 человек. Сейчас костел вмещает намного больше.
Какая общая численность католиков в Краснодаре? Сложный вопрос. Кого в принципе можно назвать верующим? Если человек приходит в костел только на Пасху или Рождество, является он католиком? По закону церкви — да. Один раз в год нужно исповедаться священнику — и ты сохраняешь связь с церковью. Хотя есть консервативные священники, которые считают, что этого мало. Бывает, что люди причисляют себя к той или иной вере по рождению, по культурным традициям семьи и предков. Если взять всех вместе, то, наверное, таких может набраться около тысячи. Точно определить эти цифры невозможно.
Сейчас по праздникам собирается порядка 500 человек. В будние дни обычно меньше, наверное, потому что костел расположен достаточно далеко от центра. Кроме того, религия сейчас не так популярна в молодежной среде. Очень религиозны армяно-католики, которые, соответственно, так же воспитывают своих детей. Посещают службы латиноамериканские и африканские студенты, которые приезжают в Краснодар на учебу. Этнические немцы Краснодара в основном выехали в Германию во время массовой репатриации в середине 1990-х годов. Польская молодежь сейчас не отличается особой религиозностью, старшее поколение продолжает хранить традиции.
Настоятель храма — отец Томаш Виосна. Он не первый поляк-священник в нашем крае. Почему к нам направляют поляков? Видимо, им легче выучить русский язык, без знания которого невозможно заниматься духовным окормлением. По современным правилам Ватикана, служба должна вестись на национальном языке того государства, где находится храм. Среди прихажан храма Святого Либория сейчас преобладают армяно-католики. При этом отец Сергей Бабаджанян может совершать как латинскую литургию, так и армянскую.
Помимо того что краснодарские католики посещают церковь, они занимаются благотворительностью. При костелах существует благотворительное общество «Каритас», которое помогает тем, кто нуждается. Священники служат не только в храме, но и приезжают к пожилым людям, прикованным к постели, совершают выезды за пределы Краснодара. В крае не так много костелов — это Сочи, Туапсе, Анапа, а в Армавире и Новороссийске для костелов используются переоборудованные здания. Так что нередко священнику приходится садиться за руль и ехать туда, где в нем нуждаются. Проводится работа с молодежью — воскресная школа, мероприятия на каникулах, клуб духовной музыки, куда ходят люди, которые помогают петь во время служб. Для этого нужны репетиции. Есть просто время отдыха, когда можно пообщаться. В храме есть стол для настольного тенниса, зона отдыха, небольшая библиотека.
С представителями других религий никаких проблем нет и не было. Церковь расположена в спальном районе, люди знают о том, что здесь идут католические службы, но о каких-то эксцессах или случаях агрессии я не слышал. Слава Богу, все нормально!