Благотворительный проект «Солнце для лучшего друга» — что это и для кого?
Синдром Дауна — распространенная генетическая аномалия, связанная с появлением дополнительной хромосомы, что влияет на здоровье и умственное развитие. Социальная интеграция и занятия по специальным методикам позволяют детям с синдромом жить полноценной жизнью, а став взрослым, человек способен овладеть элементарными профессиональными навыками. В начале 2016 года московский благотворительный фонд Downside Up поднял проблему самореализации «солнечных детей» в обществе и осуществил проект по их профессиональной адаптации.
Краснодар стал вторым городом в России, где благотворительные организации провели такую работу. Главы фондов «Синяя птица», «АНАСТАСИЯ» и «Краснодог» рассказали о результатах своей деятельности в 2016 году и о совместном проекте для детей с синдромом Дауна «Солнце для лучшего друга», который был реализован в Краснодаре с сентября 2016 года по январь 2017 года.
Лина Скворцова
директор благотворительной организации «Синяя птица»
— В 2016 году стартовал наш совместный проект с фондом «Вера» по оказанию паллиативной помощи детям в Краснодарском крае. С фондом «АНАСТАСИЯ» мы и раньше сотрудничали, а в этом году реализовали проект для детей с синдромом Дауна и в очередной раз убедились, что обмен опытом очень полезен и вместе работать эффективней, чем поодиночке. «Солнце для лучшего друга» — первый подобный проект в Краснодарском крае и второй в России, это хорошее начинание, достойное дальнейшего развития.
Наталья Дубницкая
руководитель приюта для пострадавших животных «Краснодог»
Читайте также:
— В 2016 году почти в два раза увеличилось количество животных, поступивших в приют, — мы приняли их более 1 тыс. 200. Пристроить в добрые руки удалось 800. Этот год стал финансово сложным для приюта из-за роста цен на корма и лекарства, а также из-за увеличения количества наших подопечных. Но благодаря жителям города нам удалось избежать закрытия. Спасибо краснодарцам за их поддержку! Из неприятного — мужчина, живущий по соседству с приютом, выступает за закрытие «Краснодога» и всеми силами добивается своего. Пока что безрезультатно, думаю, во многом благодаря поддержке краснодарцев — петицию за сохранение приюта подписали 19 тыс. человек.
Теперь о хорошем. Мы отметили наше 13-летие. Нас активно приглашают участвовать в различных мероприятиях — ТЦ «OZ МОЛЛ», «Городской сад», выставочный центр на Зиповской, 5. Благодаря этому нам удается познакомить с «Краснодогом» тех, кто еще не знал о нас, и, конечно, собрать помощь. У нас появился аккаунт в Instagram. Мы приняли участие в передаче «Пусть говорят» на Первом канале, туда ездила наша собака Даша. К сожалению, передача не помогла ей обрести дом, и она вернулась в Краснодар. Участие в проекте «Солнце для лучшего друга» — это моя мечта и мечта всего коллектива «Краснодога». Я много читала о том, что детям можно помогать через общение с животными. Спасибо, что доверились нам и не побоялись бездомных животных. Мы прикладываем все силы к тому, чтобы животные были чистые, здоровые и социализированные. Большое спасибо за доверие!
Марина Шамара
президент детского благотворительного фонда «АНАСТАСИЯ»
— Мы самый молодой из присутствующих фондов, но тем не менее мы собрались вместе и создали такой незабываемый проект. Я благодарна за это. Наш год завершился на высокой ноте. Сказать, что он был насыщенным, считай, ничего не сказать — так много было сделано. Очень горжусь фестивалем PRIMAVERA для слабовидящих детей, который был реализован совместно с ТО «Премьера» и удостоен федеральной премии «Меценат года». Мы получили диплом в Санкт‑Петербурге из рук министра культуры РФ Владимира Мединского и диплом независимой премии «Лучший социальный проект юга России 2016 года». Еще одно достижение года — совместная работа с ФК «Кубаночка» в поддержку футбола в районах края. Также мы сотрудничаем с ПБК «Локомотив-Кубань», регби-клубом «Кубань», хотим развивать это направление. Осенью провели образовательный проект «Искусствознание» при поддержке музея Коваленко, который разрешил провести мастер-классы и экскурсии для наших подопечных — дети были в восторге. Наша цель — работать вместе с благотворительными фондами и показать, что мы не конкуренты, а коллеги.
Как три благотворительные организации объединили свои усилия и помогли детям с синдромом Дауна
Идеологом проекта выступил фонд «АНАСТАСИЯ», «Краснодог» предоставил площадку и позволил детям общаться со своими питомцами, а «Синяя птица» договорилась с психологом о сотрудничестве. Три фонда изумительно сработали вместе — не было ни малейших трений и конфликтов. В условиях кризиса это общая тенденция — организации объединяются для решения сложных задач.
Евгения Карпанина
консультант фонда «АНАСТАСИЯ»
— В рамках проекта подростки с синдромом Дауна получали элементарные профессиональные навыки. Трое юношей 15–17 лет — Гай Бабулян, Женя Петров и Ваня Абросимов — дважды в неделю приходили в приют «Краснодог» и по два часа учились ухаживать за животными. Всего с подростками провели 22 занятия. В процессе занятий применялись основы трудового воспитания для особенных детей и зоотерапия, с детьми и их родителями работал психолог. Мальчикам пора задуматься о выборе профессии, но им сложно полноценно жить в общепринятом смысле из-за психических и физических нарушений. В частности, средний IQ у здоровых людей составляет 120–150, у ребят со средней степенью поражения IQ равен 50. Очень важно, как с детьми занимаются с момента их рождения. Каждый парень пришел с опекуном, и было заметно, где с ребенком занимались с надеждой и усердием, а где родители упали духом и немного упустили время. Детям предложили научиться простейшим элементам ухода за животными — они пробовали кормить котят и собак, гладить их, водить собаку на поводке. Кто-то боялся, кто-то, наоборот, пытался завоевать лидерство. У ребят сложно складывались отношения в коллективе, но тем не менее сам процесс был захватывающим. Животные не выбирают: они не смотрят, сколько у тебя хромосом, как ты одет, они видят открытое доброе сердце и дарят свою любовь. Если в вашем круге появится человек, непохожий на вас, как долго вы сможете воспринимать его на равных? В какой-то момент вам становится скучно, вы невольно чувствуете раздражение. Собака никогда не оттолкнет, она всегда будет любить. Если у вас когда-нибудь случится встреча с семьей, где есть такой необычный, «солнечный» ребенок, посоветуйте завести животное. Это потрясающий эффект. Очень важно, что ребенка кто-то любит всегда, что кому-то он нужен 24 часа в сутки.
Дарья Баканова
администратор приюта для пострадавших животных «Краснодог»
— Некоторые пришли с огромной любовью к животным и готовностью к общению, другие — очень зажатыми, опасались и животных, и незнакомых людей. Но результат к концу проекта порадовал нас, без преувеличения, до слез. Ребята открылись, поняли, что с животными общаться здорово. Они научились коммуникации между собой, и к концу проекта тема лидерства была нивелирована, ребята уже работали в команде. Три мальчика, между которыми сначала были и конфликты, прекрасно общались между собой, у них возникла настоящая дружба. Что очень важно, родители тоже открылись — к концу проекта они сами звонили нам и договаривались приехать в приют, чтобы пообщаться. Через общение с животными они получили коммуникативные навыки.
Больше всего времени ребята проводили с собакой Мадлен, и в итоге семья Вани привыкла к ней настолько, что Мадлен переезжает к ним жить. Собака, проведшая в приюте три года, наконец обрела свой дом, потому что и Ваня, и мама к ней очень привязались. Интересно, что в приюте те животные, которые нехотя контактируют со взрослыми и с обычными детьми, с большой радостью общались с ребятами.
Лина Скворцова
директор благотворительной организации «Синяя птица»
— Детей, которые участвовали в подобном проекте в Московской области, сравнивать нельзя, потому что там социализация детей на другом уровне — дети ходят не в специальные классы и школы, а в общеобразовательные. IQ у детей, которые участвовали в этом проекте в Москве, гораздо выше. Поэтому мы старались не завышать ожидания, но польза от пет-терапии оказалась действительно огромной. Пет‑терапия — это более широкое понятие, когда в терапии используются не только собаки и кошки, но и другие животные — лошади, дельфины. Насколько мне известно, планируется продолжение проекта с другими животными, но пока не могу озвучить подробности.
Я очень благодарна родителям за то, что они пошли навстречу. Без их доверия не было бы этого проекта. По работе мы часто сталкиваемся с тем, что тяжело достучаться до мам и пап, потому что они попробовали разные терапии, где-то натолкнулись на непонимание или непрофессионализм — и закрылись. Наш проект хорош тем, что другие мамы тоже приведут детей к нам или в другие организации — не важно, главное, чтобы детям стало лучше. У них появился шанс, что когда-то они будут востребованны и почувствуют себя личностями. Я часто говорю мамам печальную фразу, но ее нужно озвучить: «Вы не будете жить 300 лет, давайте подумаем, что будет с вашими детьми потом». Очень важно жить не только на пенсию, а зарабатывать самому, пусть даже и немного.