«Микрорайон Музыкальный располагается неподалеку от центра Краснодара и трамвайной ветки. Эту часть города отличает качественная постройка теплых кирпичных домов с минимумом слышимости. При этом стоимость аренды здесь намного ниже. Преимущества района — огромный выбор жилья отличного качества; удобные транспортные развязки; приемлемая арендная плата; развитая социальная инфраструктура», — гласит объявление на сайте крупной риелторской фирмы города. На самом деле все далеко не так радужно.
Пожар, случившийся 15 февраля 2017 года в доме на улице Прокофьева, вновь разжег внимание к проблеме самостроев, о которой говорят в Краснодаре уже не менее десяти лет. Как и большинство домов в микрорайоне, шестиэтажку на Прокофьева, 3 возвели с многочисленными нарушениями еще в 2010 году. Изначально власти выдали разрешение на строительство частного двухэтажного жилого дома, который затем вырос до пяти этажей — а потом жилым стал и шестой, мансардный этаж. Как застройщику Михаилу Овчинникову удалось получить разрешение от пожарных служб — непонятно до сих пор. Перекрытия на мансардных этажах этих домов деревянные, и по нормам жилыми эти помещения быть не могут. Тем не менее спустя год постройка была признана законной в суде. Причем, согласно судебному решению, все нормы строительства и противопожарной безопасности застройщик учел.
Однако в январе 2014 года прокуратура Прикубанского округа вместе с МЧС проверила дом на Прокофьева, 3 и примыкающую к нему котельную на предмет соответствия противопожарным нормам. Выяснилось, что нарушения есть и в котельной, и в самой жилой постройке.
Так, в той самой мансарде, где впоследствии и случился пожар, никто так и не проверил качество огнезащитной обработки деревянных конструкций. В теплоснабжающем пункте не оказалось пожарной сигнализации и необходимых обозначений категорий взрывопожарной и пожарной опасности. Вдобавок многоэтажка и котельная оказались размещены слишком близко друг к другу — вопреки нормативам. О чем МЧС и известило прокуратуру Прикубанки в официальном письме.
Получается, что все эти нарушения зафиксированы спустя четыре года после постройки и спустя три года после узаконивания дома. В феврале 2014 года по иску от окружной прокуратуры тот же Прикубанский суд обязал Овчинникова их устранить.
Что сказали в мэрии?
Михаил Фролов
«Так называемый Музыкальный микрорайон в Краснодаре появился при попустительстве судов, обеспечивающих принятие "правильных" решений для нелегальных застройщиков», — в ноябре 2015 года заявил первый заместитель главы Краснодара Михаил Фролов, курировавший вопросы архитектуры, строительства, дорожно-мостового хозяйства, а также муниципального земельного и имущественного контроля.
Что говорят в суде о том, как получилось, что застройщик, у которого уже были противопожарные нарушения, продолжил строить и узаконивать самострои?
Наталья Бодрова
«Я не помню дело пятилетней давности, потому прокомментировать решение вам не могу», — пояснила «Комсомольской правде в Краснодаре» судья Прикубанского районного суда Наталья Бодрова, выносившая решение об узаконивании строительства дома в ноябре 2011 года.
Что такое Музыкальный микрорайон и где он вообще находится? Напоминаем, если вы забыли.
Смотрите также:
Музыкальный микрорайон располагается между улицами Солнечной, Московской, Петра Метальникова и Российской. На сегодняшний день здесь в 120 домах проживает не менее 15 тыс. жителей города. Впрочем, к городу этот район можно отнести только формально — и в основном по географическому признаку. С инфраструктурой здесь большие проблемы: отсутствует ливневая канализация, нет асфальтированных дорог и центрального отопления. Дождь даже средней интенсивности превращает район в краснодарский филиал Венеции.
Улицы в новом районе назвали в честь Шаляпина, Прокофьева, Рахманинова, Дунаевского, Мусоргского и других знаменитых отечественных музыкантов и композиторов. Впрочем, местным жителям здесь не до музыки — они заняты выживанием. Здесь нет парковок, детских площадок и уличного освещения, а многие дома в обход санитарных норм не подключены к канализации и используют септики. В случае попадания стоков в грунтовые воды дело может обернуться серьезной экологической проблемой для всего города. Практически ни один дом в Музыкальном микрорайоне не имел разрешения на строительство, а затем и на ввод в эксплуатацию.
Еще одна сложность — перебои с электроэнергией. Жители микрорайона постоянно жалуются на низкое напряжение и постоянные аварийные отключения. Причина всего этого проста и лежит на поверхности — многоэтажные дома построены на земле, предназначенной под малоэтажную индивидуальную застройку. Поэтому и техусловия для подключения к электросетям выдавались соответствующие. Когда на месте частного двухэтажного дома, на строительство которого выдано разрешение, появляется самовольно построенная многоэтажка, электросети ожидаемо не справляются с нагрузкой.
Есть и проблема, о которой пока что вслух говорят только блогеры: Музыкальный микрорайон находится в опасной близости от военного аэродрома Краснодара. Потенциально повышенный уровень шума — это то, что спасало район от застройки еще в советские времена. Да, сейчас аэродром действует в учебном режиме, но в случае эскалации военного конфликта где-нибудь на южных рубежах родины краснодарский аэродром может получить полную загрузку — и тогда 15 тыс. жителей близлежащих домов в полной мере смогут ощутить мощь моторов отечественной авиации.
Игорь Мазурок
О том, что в микрорайоне не хватает мусорных баков и около домов постоянно вырастают горы строительного и бытового мусора, даже говорить неловко. По сравнению с другими проблемами эта кажется мелочью. Да и Игорь Мазурок — до недавних пор директор департамента архитектуры и градостроительства Краснодара, а ныне заместитель директора этого же департамента — в 2015 году в эфире телеканала «Кубань 24» посоветовал людям самим озаботиться благоустройством территории рядом со своим жильем. «Первый вопрос — организованность самих жильцов», — заявил Мазурок в ответ на жалобы на изувеченные дороги.
В июне 2015 года на пересечении улиц Московской и Гомельской построили вторую насосную станцию мощностью 850 кубометров для откачки ливневых вод и сброса их в ливневый коллектор. По словам администрации Прикубанского округа, с потоком дождевых и ливневых вод станция успешно справлялась. Практика показала, что проблемы станция не решила — летом 2016-го Музыкальный плавал в привычном режиме.
Читайте также:
Что характерно, жалобы на ужасные условия проживания, отсутствие света, тепла и транспортного сообщения начали поступать от жителей новостроек практически с самого заселения — не меньше пяти лет назад. Население Музыкального микрорайона писало официальные письма, петиции, горячо спорило на форумах и продолжало увеличиваться. Желающих получить «как бы городскую» квартиру за 700–800 тыс. рублей бытовые и инфраструктурные проблемы не останавливали. В будущее наш народ привык смотреть с оптимизмом — даже если невооруженным глазом видно, что будущего нет.
Несмотря на то, что микрорайон занимает совсем небольшую часть Краснодара и здесь проживает всего около 2% горожан, новости о многочисленных авариях и происшествиях отсюда приходят давно и регулярно.
16 января 2013 года загорелся шестиэтажный жилой дом на ул. Концевича, 4. К моменту прибытия пожарных происходило открытое горение мансардного этажа. Жильцы были спешно эвакуированы, однако трех человек госпитализировали с диагнозом «отравление угарным газом». По одной из версий, причиной пожара могло стать замыкание электропроводки. «Жильцы расположенных в Музыкальном микрорайоне домов в зимнее время активно пользуются электрическими обогревателями, что создает дополнительную нагрузку на электрические сети», — сообщил тогда официальный интернет-портал администрации Краснодара. О результатах судебных заседаний, сносе незаконного дома и привлечении кого-либо к уголовной ответственности сайт мэрии после этого не заявлял.
Осенью 2015 года на улице Шаляпина на строительной площадке рухнул башенный кран. В результате происшествия пострадал крановщик, который был госпитализирован.
1 июня 2016 года Музыкальный микрорайон «утонул» после полуторачасового ливня. Десятки домов, магазинов и улиц вместе с автомобилями оказались под водой, уровень которой достигал полуметра.
Может, эту землю кто-то проклял? Скорее наоборот. Застройщики чудесным образом смогли получить благословение на строительство и последующее узаконивание домов.
Сказать, что городские власти не уделяли внимание проблеме самовольно возведенного жилья, нельзя. Сказать, что этих усилий было достаточно, — тоже.
Владимир Евланов
В январе 2015 года мэр Владимир Евланов заявил, что Краснодару нужно избавиться от многоквартирного самостроя на территории города. А уже в апреле того же года градоначальник объявил, что зло побеждено. «Сегодня мы решили эту проблему. В городе самострой закрыт. До 100 тыс. человек вложили свои деньги в эти объекты. Мы все-таки дали возможность людям сохранить свое жилье, хотя оно было вне закона. Думаю, что впредь такого повториться не может, но сегодня ошибки в этом деле необходимо исправлять. В этих микрорайонах надо строить инфраструктурные объекты, которых нет, ведь денег на эти цели никто не закладывал», — заключил Евланов.
С тем, что проблемы надо как-то решать, согласились и на краевом уровне. В ноябре 2016 года состоялось совещание рабочей группы, посвященное проблемам Музыкального микрорайона. В ее состав вошли руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Юрий Рысин, представители администрации города Краснодара и строительных и проектных организаций, а также депутаты профильных комитетов ЗСК.
Юрий Рысин
«За те несколько лет, пока велась бесконтрольная застройка микрорайона, мы получили настоящие "фавелы" в непосредственной близи от центра города. Но бросить на произвол судьбы людей, живущих там в средневековых условиях, мы не можем», — обещал Рысин.
«Люди, покупавшие недвижимость в этом микрорайоне по ценам в полтора-два раза ниже среднерыночных, видимо, не задумывались о том, какие условия для жизни им предоставят за такую стоимость. Застройщики, возводившие бетонные коробки без какой-либо инфраструктуры, часто использовали незаконные схемы», — не сомневались в пресс-службе законодательного собрания края.
«Бесконтрольная застройка», «средневековые условия», «бетонные коробки», «незаконные схемы» — позиция власти, как водится, конструктивна и беспощадна. Нет сомнений, что виновных в пожаре на Прокофьева найдут и заклеймят позором, а возможно, даже показательно накажут застройщика. Или не застройщика. Или не накажут.
«Вот как объяснить нашим людям, что цена 28 тыс. рублей за квадратный метр — это билет в никуда? — задается вопросом краснодарский юрист Николай Петров. — Если застройщик — физическое лицо, у него нет сайта в интернете, нет проектной декларации на дом, то никакое решение суда не может быть гарантией отсутствия проблем. Спросите хотя бы у жильцов вышеназванных домов. Покуда такие ушлые застройщики и их покровители будут знать, что ничего им не будет, этот беспредел будет продолжаться. И увы, как ни прискорбно, при "небольшом" пожаре с одним-двумя трупами репрессий со стороны государства преступникам можно не бояться. Не зря же они "несли расходы". Так, пожурят немного для вида. А вот если будет как в случае с пермской "Хромой лошадью" и иркутским "Боярышником" и на это обратят внимание в Москве, тут уж обязательно кто-то сядет. Вот тогда даже судьи не могут быть уверены ни в чем. Поэтому мой прогноз неутешителен. Пока нет большой беды, строили, строят и будут строить самострой. А всех нас они вертели на одном месте. Нам лишь остается собирать теплые вещи погорельцам и ждать следующего пожара».
Смотрите также: