13 февраля судебные приставы-исполнители согласно решению арбитражного суда по иску администрации города снесли несколько гаражей на территории ПГСК № 30, расположенного по ул. Благоева в микрорайоне Гидростроителей. Событие вызвало неоднозначную реакцию жителей района, так как эти гаражи являются частью большой истории, которая длится уже несколько лет.
Гаражный кооператив, который видно на фотографии, был построен еще в 70-х. Долгое время он был своеобразной границей так называемого старого Гидростроя. Но район расширяется, застройщики осваивают свободную территорию, и через несколько лет на месте пустующего поля по проектам должен развернуться целый микрорайон — с многоэтажками, детсадами и школами, парками и другой инфраструктурой. Проблема, с которой столкнулись застройщики, — необходимость развивать дорожную инфраструктуру, чтобы связать новый район с существующими магистралями. Сейчас новостройки сообщаются со старым районом по продолжению улицы Гидростроителей, которого, конечно, не хватает. Согласно схеме улично-дорожной сети, прилагающейся к генеральному плану от 2012 года, здесь должны быть построены дороги и развязки. В ноябре 2016 года ряд компаний, строящих на этой территории — «СпецСтройКапитал», «АльфаСтройКомплекс», «Сибирь», «РВ Стройинвест», — заключили договор, согласно которому вкладываются в совместное строительство асфальтированной дороги в сторону улицы Бородинской. А для связи со старым Гидростроем «Сибирь», строящая дома по ул. Трудовой Славы, планировала продлить именно эту улицу, что предусмотрено вышеуказанной схемой. И здесь история возвращается к гаражам ПГСК № 30.
Вячеслав Захаров
генеральный директор ООО «Сибирь»
— Мы ведем комплексную застройку на 11 га — жилой комплекс «Восточный парк». Адреса присваивались нашим объектам по ул. Трудовой Славы, так как генеральным планом предусмотрено продолжение улицы. Но, как мы выяснили, оно занято незаконными строениями. Изначально мы предполагали, что это законный кооператив, и обращались в муниципалитет с целью изъятия этого участка для муниципальных нужд. Когда город провел правовую экспертизу, выяснилось, что гаражи на этом участке незаконны, что там есть охранные зоны сетевых коммуникаций, расположен ливневый коллектор и что территорию нужно освобождать другим путем — не путем изъятия для муниципальных нужд, а путем приведения в соответствие действующему земельному законодательству. Это было еще в 2013 году. Тогда казалось, что времени достаточно, мы готовы были компенсировать потери владельцам гаражей, для этого даже выкупали их. Суд признал гаражи незаконно возведенными и поручил службе судебных приставов снести их.
Никита Коваленко
руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Сибирь»
— Часть наших покупателей — жители старого Гидростроя, которые покупают квартиры себе и своим детям, при этом они являются также членами этого ПГСК. Они, естественно, не против строительства этой дороги. Создавалась даже петиция в интернете. Это ведь и доступ к остановкам общественного транспорта, и к социальной инфраструктуре — поликлиники, школы и т.д.
Более того, по этой же траектории должны быть проложены коммуникации, и пока этого не происходит, застройщик не может выполнить обязательства перед дольщиками — ввести первый литер жилого комплекса «Восточный парк» в эксплуатацию.
— По соглашению о нашем техприсоединении к сетям мы вложились в модернизацию уже существующих в микрорайоне сетей. Но присоединиться к ним не можем, опять же из-за этих гаражей. Департаментом строительства нам выданы технические условия, для того чтобы мы построили свою ливневую сеть и врезались в смотровой колодец, на месте которого, кстати, также стоит гараж, хотя он даже не относится к кооперативу, — поясняет Вячеслав Захаров.
Компания заказала экспертизу институту геодезии «КубаньНИИгипрозем». Инженер нанес координаты изначально предоставленного ПГСК участка, и выяснилось, что кадастровая палата поставила этот участок на учет в границах, не соответствующих той земле, которая была в итоге предоставлены кооперативу. Эти сведения были подтверждены решением Советского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2016 года по иску администрации города к филиалу Росреестра по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Решение было обжаловано руководством ПГСК и сейчас находится в апелляционной инстанции. В кооперативе заявляют, что гаражи построены здесь законно, и предъявляют соответствующие документы.
Валерий Бондарь
заместитель председателя ПГСК № 30
— Кооперативу 45 лет, в нашей документации нет белых пятен, мы ничего не украли. У нас есть все документы, решения о выделении 1,2 тыс. кв. м в 1972 году, 0,8 га — в 77-м, еще 0,3 га — в 80-м. Тогда гаражи задумывались как защита от прорыва дамбы водохранилища. Есть у нас заключение департамента архитектуры и градостроительства к проекту границ земельного участка от 2008 года, в котором фактически закрепленная за нами территория — 12 тыс. 200 кв. м, есть план межевания, границы которого сейчас и оспаривают в судах. Есть Государственный акт за № 41 на право пользования землей, где указано, что за кооперативом закрепляется в бессрочное и бесплатное пользование 0,8 га земли для строительства двухэтажных кооперативных гаражей.
С проверкой приезжали ОГИБДД УМВД по Краснодару, а в августе 2016 года глава городского департамента строительства Д. Кривоносов писал, что строительство дороги здесь нецелесообразно, пока нет выезда в сторону Бородинской, так как это может создать транспортный затор.
Почему мы так препятствуем тому, чтобы дорога проходила здесь? Во‑первых, мы теряем территорию, во‑вторых, мы теряем статус бессрочного пользования, в‑третьих, это несет большие финансовые нагрузки, так как влечет за собой юридическое оформление, межевание, добавление мощностей и т.д., а саму территорию нам надо будет брать в аренду. У нас сейчас цельный закрытый участок. При разделе, если по дороге будет проходить городская территория, нужно будет на две территории оформлять юрлицо, делать несколько заездов.
И дорога шириной в 12 м тоже плохой вариант, ведь должны быть еще и тротуары. Кроме того, кто будет ухаживать за территорией зимой, чистить дорогу от снега и т д.? Не наша вина, что застройщик обещал дорогу клиентам, но теперь он в ущерб нам добивается строительства этой дороги на нашей территории.
Вышеупомянутым решением Советского районного суда участок № 23:43:0419001:47 снят с кадастрового учета, при этом в документе говорится, что Государственный акт на право пользования землей № 41, на который ссылается руководство кооператива, отсутствует в государственном фонде данных. Поэтому за основу взят акт № 46, где, согласно границам межевания, эта часть улицы Трудовой Славы остается свободной от строений.
Сейчас «Сибирь» готова начать строительство дороги в продолжение Трудовой Славы.
— Теперь мы можем начать строить дорогу у Трудовой Славы, так как у нас есть необходимые для этого документы — технические условия на строительство этой дороги, предоставленные департаментом строительства, разработан проект планировки территории. И утверждения нового генплана ждать не надо, так как эта дорога уже есть в действующем генплане.
Еще полгода назад вышло постановление администрации Краснодара о демонтаже самовольно размещенного на въезде в кооператив шлагбаума. Со своей стороны мы предлагаем облагородить въезды в кооператив, поставить им новые шлагбаумы, — сказал Захаров.
Когда обе дороги — соединяющая со старым Гидростроем и к Бородинской — будут построены, это будет краткий выезд к ТРЦ Oz Mall, к «морской» трассе М4, да и к инфраструктуре нового микрорайона. К примеру, застройщики запланировали построить там большой зеленый сквер с фонтанами и бульварами, на это уже отведено 2 га. Когда появится дорога, можно будет приступить и к строительству коммерческих и некоммерческих социальных объектов, которыми будут равноправно пользоваться как жители старого ГМР, так и жители новостроек.