Экстремальное вождение на льду с Renault. Колонка Евгения Мельченко
По приглашению компании Renault и шинников из Continental посчастливилось мне принять участие в интереснейшем мероприятии под названием Renault Winter Driving School, что в переводе примерно означает «Педаль в пол по льду — не страшно». Да не где-нибудь, а на льду Ладожского озера.
Исходя из опыта таких мероприятий, хочется отметить важную вещь — оно не оказалось развлекательным, отнюдь. Зачастую такие «покатушки» подразумевают передачу вам руля и последующую подконтрольную инструктору езду вокруг конуса (хорошо, если не одного). Но ребята из офиса Renault в России постарались сделать так, чтобы приехавшим автожурналистам жизнь медом не казалась. Мол, пишешь про автомобили, изволь статус держать и на ледовой трассе. Нет, конечно, имеется за плечами картинговый опыт из детства, да еще и с соответствующими спортивными «значками=степенями», есть раллийный опыт... минут 20, на двух спецучастках, дрифт — два занятия по два часа. Даже болидом «Формулы» (дай Бог памяти) какой-то отечественной управлял, было дело. Остальное — полет фантазии, наработанный годами тест-драйвов.
Так вот. Все это предлагалось забыть и начать с нуля.
Первые шаги по ладожскому льду делаем аккуратно, неспешно, под четким руководством голоса из «уоки-токи», что в подлокотнике. Где точка торможения, где газ в пол, где заднюю ость требуется забросить в занос — все четко и понятно. Как и в любом соревновании, на это отводится специальный день. Тренируемся, изучаем трассы, привыкаем к «боевым коням». Они, ктати, были представлены в лице Renault Duster (Dakar edition), Kaptur и Koleos. Последний, между прочим, еще не вышел на наш авторынок. О нем уже рассказали отдельно, в нашем разделе «Авто». Полюбуйтесь на красавца и здесь.
Читайте также:
Вот тут, опять же, интересные моменты. Тот же Duster и Kaptur были протестированы не раз и не два. Но тут, на льду, открываются совершенно иные стороны кроссоверов. В качествах «Дастера» сомнений не было, плюс — на «механике». Отличный вариант, автмобиль, кроссовер. А вот от «Каптюра», признаюсь, не ожидал. Сначала подумал, что где-то подвох: спецподготовка, коробка перешита, мотор. Но нет — стандартен, аки лист А4 по Гознаку. Динамика удивила, сцепление с дорогой — не меньше. Но тут вот что — за сцеп со льдом отвечал Continental. И отвечал, скажем так, на совесть: зуб давал, мамой клялся. Порой бросить авто в занос становилось проблемой.
Теоретическая часть основ зимнего вождения — это часы, дни, а порой и недели, но основные моменты таковы:
— Привыкаем к автомобилю, его весу, динамике, нюансам.
— Изучаем покрытие, хотя на тренировке и в боевых условиях оно зачастую очень отличается. У нас так и получилось.
— Изучаем трассы. Здесь важно представить трассу, вкрутить каждый поворот в мозг вплоть до мышечной памяти, до интуиции. Мало того, важно понимать, какое покрытие в том или ином повороте (кочки, ямы, лужи).
— Разгон, необходимая динамика на каждом отрезке.
— Торможение — это, кстати, самая важная часть любого скоростного вождения, а вовсе не скорость. Важно обозначить для себя точки торможения, а уж потом плясать от них с долей собственного риска.
— Руление. Здесь главное — правильно поставить передние колеса для обеспечения наиболее эффективного входа в поворот, из которого еще важнее правильно выйти, ибо в точке апекса скорость маневра должна быть максимальной. Притом сделать это нужно так, чтобы не наблюдалось сноса передней оси, то есть акселератор давить на максимально выпрямленных колесах. Нюансов, на самом деле, много.
Это основы основ. Про покрытие вообще разговор отдельный может быть. Так, мы тренируемся на льду в плюсовую температуру. Постепенно появляются лужи, иногда достаточной глубины для бесконтрольного аквапланирования. А если лужа эта в повороте — привет, сугроб; прощай, бампер и подвеска (как минимум). То есть при входе в поворот приходится сильно оттормаживаться, чтобы максимально нагрузить переднюю ось за счет инерционного смещения веса. Затем на прямом газу, без рывков, проходим поворот и, выравнивая колеса, добавляем динамику. Выход в апекс на максимуме — ты на коне. Нет — потеря времени.
Немного про наши автомобили. Duster не раз нами был испытан, но таких оборотистых тестов, признаюсь, не было. Двигатель порой работал на «отсечке». Довольно непривычно было наблюдать этого вездепроходца в качестве трекового автомобиля, но он справился на отлично, выше всяких похвал. Француз захватил наш рынок совсем не зря. Кроссовер хорош практически во всех его средах использования, теперь могу сказать это с уверенностью. Хештег #хочудастер вполне можно размещать в материалах об автомобиле.
Kaptur также был гостем наших испытаний, и отношение к нему ранее было довольно скептическим. У нас в регионе все-таки большую популярность снискал его корейский конкурент, Hyundai Creta. Но тут меня ждал сюрприз: здесь, на полигоне, «Каптюр» проявил себя так, будто в нем что-то изменилось — уж больно ловко он маневрировал среди сугробов на ледовом насте, да еще на приличных оборотах. Скажете, мол, тележка, моторы — тот же «Дастер», но а-ля «хипстер». Возможно. Но удивление его поведением от этого не меньше. Снимаю кепку и прошу прощения у «хипстера» за некие слова в его адрес, правоту свою он доказал делом.
Итак, утро боевого дня. И вот тебе первый сюрприз — покрытие. Как сообщал ранее, оно оказалось иным, то есть за ночь подмерзло, что повлияло на поведение машин. Также потребовалось корректировать точки торможения. Благо наши инструкторы дали время адаптироваться, проехать пару кругов, намотать на ус.
Далее все пошло в стремительном темпе соревнований. Нет, мы не пытались выиграть золотую педаль или какой-либо иной призовой сталактит. Наша задача — опробовать машины на льду, научиться управлять ими и собой в таких условиях. Но, как известно, дух соревнований вносит свои коррективы: кому-то концентрацию, кому-то — нервозность. Наши показатели складывались по результатам трех состязаний: автодром (конусная трасса на правильное прохождение поворотов с элементами заноса задней оси и «перекладок»), дуэль (овал, где два участника соревнуются на скорость) и трасса (ледовая трасса на время).
На автодроме очень важно сохранить ту грань, где есть хороший выход из поворота, но нет того самого классического дрифта, ибо на нем рискуешь потерять много времени, шлифуя лед. Дуэль, пожалуй, самая адреналиновая часть соревнований. Старт с одинаковых позиций по разные стороны овала — и все. Делай что хочешь, но так, чтобы по итогам двух кругов пересечь свою черту первым. Очень важны точки торможения и выход из поворота. Перенервничал, рискнул — до свидания. Эту часть удалось выиграть в упорной борьбе со счетом 2:1 по заездам. Далее — классическая трасса. Здесь, на самом деле, было достаточно вариантов прохождения: правильные траектории, прохождение в занос, жертвование поворотами в угоду скорости на прямых отрезках. Каждый выбрал свой.
Впечатлений осталось очень много, но главное — опыт управления автомобилем в таких сложных условиях. Здесь благодарность инструкторам из Renault Winter Driving School, которые держали нас — без малого 20 человек — в ежовых рукавицах до финиша последнего участника.
Что до итогов, я надеялся попасть в десяточку, а получилось даже в топ-5. Остановиться на самой грани от условного подиума немного обидно, но цель была иной. Некоторые встретили сугроб, не без этого. Кто-то просто получил удовольствие. Здесь важен именно опыт, а его все мы получили сполна.
Что, кстати, и вам, уважаемые читатели, советую. Практически в каждом городе есть школы повышения водительского мастерства, где знающие специалисты покажут и расскажут, как избежать неприятностей в зимних условиях управления автомобилем. Лишним такой ликбез не будет. Это точно.
Что касается сухого асфальта, об этом поговорим позже.