Пишу не сам. Кто вел твиттер Ткачева и чем еще занимались эти люди?

  •  © Фото с сайта twitter.com
    © Фото с сайта twitter.com

В блоге краснодарского ООО «Особые рекламные технологии» появился рассказ о том, как сотрудники компании вели сайт и твиттер от имени губернатора Кубани Александра Ткачева. Юга.ру разбирались, почему этот мемуарный очерк вызывает столько вопросов.

Факт причастности «ОРТ» к твиттеру Ткачева был известен в медиасреде, но ни губернатор, ни его пресс-служба никогда не сообщали об этом. На сайте «Особых рекламных технологий» тоже не говорилось прямо о контракте на ведение твиттера губернатора. В 2015 году в блоге появлялась похожая запись, однако там не называлось имя Ткачева, а просто рассказывалось об особенностях ведения микроблога некого политика.

Что-то не так с цифрами и датами

«Наша компания — вдохновитель и создатель этих ресурсов [сайта и твиттера Ткачева]. Как принято, приказ сверху был отдан категорично. Мы взвыли, но куда деваться. Пришлось делать. С первых дней существования блога (январь 2011 года) мы пахали днями и ночами — как рабы на галерах, если угодно. Тщательно отслеживали топовые новости и моментально публиковали реакцию губернатора. Разбавляли серьезные темы шутками. Не пропускали ни одного вопроса от читателей и всегда искали на них ответы», — сообщается в блоге компании.

«Особые рекламные технологии» похвастались количеством подписчиков, которого им удалось достичь, но несколько преувеличили масштабы.

 «Факты в цифрах: только за первые три месяца твиттер-аккаунт Александра Ткачева набрал 100 тыс. подписчиков. Для сравнения: микроблог Вениамина Кондратьева смог добиться такого же показателя только спустя полтора года. Результативность нашей работы вы легко оцените самостоятельно, если вспомните, каков был уровень известности Ткачева среди интернет-аудитории 7 лет назад (правильный ответ — "почти нулевой"). Ну и сравните с тем, какие аудиторные позиции Ткачев занимал к моменту своего перехода в Минсельхоз. Полагаем, комментарии тут не нужны», — пишут специалисты «ОРТ».

Кое-какие комментарии все же нужны: во-первых, за первые три месяца твиттер-аккаунт Александра Ткачева не набрал 100 тыс. подписчиков. Ткачев завел твиттер 31 января 2011 года, а спустя 1 год и 10,5 месяца — в середине октября 2012 года — у него было 50 тыс. подписчиков.

Во-вторых, когда аккаунт Ткачева набирал популярность, пользователи сайта toster.ru заметили, что среди подписчиков губернатора много фолловеров с однообразными именами и одинаковыми показателями активности: 0 твитов, 210 подписок на блоги и 71 фолловер.

В-третьих, число фолловеров Ткачева продолжает расти даже после того, как он забросил свой твиттер (после обещания не забрасывать его). В феврале 2015 года количество подписчиков микроблога достигло 300 тыс. человек. Спустя два года молчания количество фолловеров выросло до 445 тыс.

Что-то не так с авторством

«ОРТ» утверждает, что «с заказчиком ругались практически каждый день», а самые большие проблемы возникали, когда Ткачев сам писал твиты. Например, в 2012 году инженер по обслуживанию медтехники одной краснодарской больницы Юрий Будильников спросил, как ему прожить на зарплату в 15 тыс. рублей, на что губернатор посоветовал сменить работу.

«Но вот когда клиент САМ брался за перо — мы хватались за голову. Тут надо сказать, что свой твиттер и вот это вот все (комментарии, реплики, вопросы и упоминания) Ткачев читал постоянно и с большим интересом. И, бывало, заводился и начинал ругаться с комментаторами самостоятельно. Ну и сгоряча иногда писал ТАКОЕ… Многие до сих пор помнят резкий ответ инженеру по обслуживанию медтехники Юрию Будильникову. Граждане были глубоко возмущены, а мы за несколько дней убились в поисках тысяч быстрых и честных ответов на столько же вопросов. Информационный пожар в итоге потушили, реноме губернатора не в первый раз было восстановлено», — сообщает «ОРТ».

При этом в 2015 году бывший главный редактор «ОРТ» Александра Жирова рассказывала в краснодарской медиашколе «Телеграф», что знаменитый ответ Будильникову писал не сам Ткачев, а сотрудники «Особых рекламных технологий».

Что вообще такое «Особые рекламные технологии»?

По данным ЕГРЮЛ, компания была основана в 2011 году, основной вид деятельности «ОРТ» — работы в области компьютерных технологий и консультативная деятельность. Уставной капитал ООО — 10 тыс. рублей, чистая прибыль по итогам 2012 года составила 665 тыс. рублей, по итогам 2013 года — 6,5 млн рублей, по итогам 2015 года — 3,017 млн рублей.

По данным СПАРК, заказчиками «ОРТ» в 2013–2015 годах были «Газпром добыча Краснодар», ГБУЗ «Клинический центр профилактики и борьбы со СПИДом» министерства здравоохранения края, департамент информатизации и связи Краснодарского края, мэрия Краснодара, Туапсинский НПЗ и «Ростелеком».

Владелец «Особых рекламных технологий» — бывший спецкор ОРТ (Общественного Российского телевидения, сейчас это Первый канал) Кирилл Половной, который ранее был владельцем «Живой Кубани» и гендиректором телерадиокомпании «Екатеринодар».

Совладельцем «ОРТ» до марта 2013 года был Владимир Пригода — нынешний руководитель департамента информационной политики Краснодарского края. Уже в 2010 году Пригода фигурировал в СМИ как руководитель пресс-службы администрации Краснодарского края. Выходит, что «отданный сверху категоричный приказ» (как написано в блоге «ОРТ») о ведении твиттера Ткачева вполне мог отдать и сам Пригода — будущий совладелец компании, которая и получила заказ.

Система «СПАРК-Интерфакс» не пишет о контрактах с департаментом информационной политики или пресс-службой администрации Краснодарского края.

Еще один участник цепочки — Алексей Кащенко, который работал заместителем Половного в «ОРТ» и, похоже, тоже был причастен к твиттеру Ткачева. После этого он успел поработать в департаменте СМИ, советником губернатора и генеральным директором «Живой Кубани». После опубликования поста «ОРТ» бывшие сотрудники пресс-службы краевой администрации Алексей Кащенко и Галина Титаренко поиронизировали над записью, намекнув, что ведением твиттера занимались они.

При чем тут «Живая Кубань»?

«Особые рекламные технологии» причастны не только к твиттеру Ткачева. Осенью 2011 года компания «ОРТ» получила в управление крупнейший интернет-форум региона «Кубань.ру». На форуме (ранее принадлежавшем Ростелекому при поддержке Spider Group), по свидетельству старожилов, начали удалять политические темы и комментарии, а разделы «СМИ» и «Политика» были убраны внутрь форума «Общество», что уменьшило их аудиторию. 

Примерно в это же время Кирилл Половной стал новым владельцем независимого интернет-ресурса «Живая Кубань». Он приобрел его у краснодарского бизнесмена Бориса Мальцева. Генеральным директором «Живой Кубани» стал бывший шеф‑редактор муниципальной телерадиокомпании «Краснодар» и сайта краевой телекомпании «НТК» Алексей Кащенко.

Сам Мальцев говорил, что «благодаря вменяемой модерации высказываний на ресурсе [«Живая Кубань»] собралось большое число региональных блогеров, большое число пользователей, протестно настроенных по отношению к власти. Они говорили о том, о чем нигде, кроме ЖК, нельзя было сказать»

Пик популярности и влиятельности «Живой Кубани» пришелся на время, когда ее главным редактором была Нина Шилоносова. Когда страну потрясла трагедия в Кущевской, в блогах появлялись десятки комментариев местных жителей, рассказывающих о коррупционных связях в местной власти. Шилоносова задала вопрос президенту Медведеву — и тот назвал ситуацию в кубанской станице «модельной». Сайт все чаще стал подвергаться Ddos-атакам.

Новые владельцы «Живой Кубани» сразу же полностью поменяли команду модераторов, следящих за блогами и форумом сайта. По данным «Новой газеты», назначенные собственником модераторы удалили из блогов сообщения члена организации «Простые люди» о якобы принадлежащих семье покойного вице‑губернатора Мурата Ахеджака 75 квартирах в жилом комплексе «Чистые пруды». Позже с сайта пропала критическая статья о фактах коррупции в департаменте здравоохранения края, выявленных прокуратурой при покупке дорогостоящих томографов. Опыт модерации комментариев на форуме на «Кубань.ру» пригодился новой власти «Живой Кубани».

Впрочем, на сайте руководство менялось еще несколько раз. В 2012 году новым собственником интернет-СМИ стал Игорь Тарасов, учредитель и владелец ООО «Телекомпания “ННТ”» (Новороссийск), а гендиректором — бывший креативный директор рекламного агентства «РуПорт» Николай Андреев. В 2014 году Андреев ушел из «Живой Кубани», после чего компанию вновь возглавил Кирилл Половной.

Летом 2014 года «ЖК» покинула главный редактор Айгуль Трофимова, а Половной ушел с должностей гендиректора «Живой Кубани» и телерадиокомпании «Екатеринодар». Сайт возглавил Евгений Попов — человек, который до этого не занимал руководящих постов в медиаотрасли (по данным источников, связанных в то время с краевой администрацией, Евгений Попов состоял в близких отношениях с возглавлявшей тогда департамент печати и средств массовых коммуникаций края Ольгой Гороховой). Бывшие сотрудники «Живой Кубани» рассказывают, что вскоре после этого к ним в редакцию пришел Владимир Пригода и предложил сотрудникам переехать в здание администрации края — на Красную, 35. Так как большая часть сотрудников «Живой Кубани» уволилась, ведением сайта пришлось заниматься и работникам пресс-службы краевой администрации. Так независимая по документам «Живая Кубань» фактически стала частью администрации.


Таким образом, при губернаторе Ткачеве управление несколькими медиаактивами происходило через одних и тех же людей, иногда переходивших из частных компаний в государственные. Похоже, ведение твиттера губернатора для них более значимый актив, чем управление одним из некогда главных независимых СМИ региона. Ведь поста «Как мы управляли "Живой Кубанью" и уничтожили гражданскую активность на кубанском форуме» до сих пор не появилось.

Алексей Кащенко, Кирилл Половной и Владимир Пригода отказались ответить на вопросы портала Юга.ру.

Спасибо вам за то, что потратили свое время на наши воспоминания. Хорошо, когда есть, что вспомнить, правда?

«Особые рекламные технологии»

Штурм парламента и отставка президента
20 ноября, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии