Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»
Кто такой Митрофан Седин? Биография кубанского революционера, редактора и писателя
Митрофан Седин — кубанский революционер и пропагандист. Выходец из семьи кузнеца, он писал антиправительственные стихи и пьесы, участвовал в забастовках, организовывал политические драмкружки и основал первый кубанский революционный журнал «Прикубанские степи», который читали далеко за пределами региона.
Биография
Митрофан Карпович Седин родился 22 ноября 1861 года в Ейске, в бедной семье кузнеца. Денег на получение образования для Митрофана не было, поэтому он вынужден был продолжать семейное дело, параллельно занимаясь самообразованием.
«Грамоте я выучился самоучкой и даже в приходской школе не был... С детских лет отец взял меня в мастерскую, где я весь день работал, в моем распоряжении была только ночь. Немало прошло лет, пока я усовершенствовался, мне пришлось прочитать всех русских и заграничных классиков...» — писал Митрофан Седин писателю В.Г. Короленко.
В 22 года женился на Евдокии Мальцевой. После нескольких переездов семья Сединых осела в станице Ивановской, где он открыл собственную кузницу. В это время Седин начал увлекаться политикой и драматургией.
Первый нелегальный кружок из 20 человек, где обсуждались произведения Чернышевского, Добролюбова, Некрасова и Шевченко, Седин открыл в станице в 35 лет — в 1896 году. Когда Седин получил от знакомого в Екатеринодаре «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, он начал активно распространять революционную литературу в станицах Стеблиевской, Полтавской, Джерелиевской и Марьянской. Все это привело к конфликту с атаманами станиц.
Литераторство
Первое значимое произведение Седин написал в начале 1900-х. Это была пьеса «Маруся-казачка» — в ней Седин поднял вопрос сословной розни казаков и иногородних. Злободневная тема сделала пьесу очень популярной. Всего за свою жизнь Митрофан Седин написал около 60 произведений.
Летом 1903 года Седин с семьей уехал в Екатеринодар, где открыл кузницу. Помимо основной работы он продолжал писать романы и повести, посвященные жизни рабочих. Произведения стабильно получали негативные оценки цензоров и не допускались к печати.
Только через несколько лет Седин добился публикации в газете «Кубань» материала, в котором жестко критиковал действия духовенства, проповедовавшего в то время идеи контрреволюции. В 1906-м в газете «Жизнь Северного Кавказа» он опубликовал критическиое стихотворение о работе Госдумы.
Начало политической деятельности
Сын Митрофана Седина пошел работать на завод «Кубаноль» в 1914 году — в будущем завод назовут Станкостроительным заводом им. Седина именно в честь Глеба. На заводе Глеб Седин познакомился с екатеринодарскими социал-демократами. Сам же Митрофан в это время завел знакомство с Антоном Лиманским — старшим мастером переплетного отделения и организатором больничных касс. Он познакомил Митрофана Седина с большевиками: Карякиным, Худаниным и Асаульченко. Так Седины стали известны в среде большевиков.
Больничные кассы — независимые общественные организации, аналог страховых обществ. Взносы в больничные кассы осуществляли сами работники и владельцы производств. В случае болезни работникам выплачивалась компенсация из больничной кассы.
В 1914-м Митрофан Седин пошел вольнорабочим в артель «Строитель», где через больничную кассу «Объединение» и Антона Лиманского он вышел на революционеров-подпольщиков. Кроме того, он работал в больничной кассе завода «Кубаноль». В это время участвовал в забастовках на макаронной фабрике и забастовке работников железной дороги в Екатеринодаре. Правда, основным своим призванием Митрофан Седин продолжал считать пропаганду.
В 1915 году Седин организовал драматический кружок для екатеринодарских рабочих, где ставились спектакли на злободневные политические и социальные темы. Под прикрытием драмкружка Седин организовывал подпольные встречи, где пропагандировал идеи большевиков. Но организация театра была дорогой и сложной задачей — Седин пришел к выводу, что для пропаганды нужно открыть печатное издание. Тем более что с началом Первой мировой войны кубанские журналисты занимались по факту только перепечаткой материалов центральной прессы.
Пропаганда революции и «Прикубанские степи»
Митрофан Седин открыл журнал «Прикубанские степи» — как пишут историки, на средства от продажи собственных книг и экономии на еде. Первый номер вышел в типографии Бойко 15 ноября 1915 года.
Идея рабочего журнала понравилась социал-демократам Янковскому, Дмитриеву и Марочкину, приехавшим на Кубань для налаживания революционной работы. Они предложили Седину спонсировать выпуск за счет взносов рабочих. Со второго номера в журнале появились новые рубрики — «Местная рабочая жизнь», «Местная жизнь», «Корреспонденция», «По России», «Заграничная жизнь», «Приветствия нашему журналу», «Профессиональная жизнь», «Рабочий справочник», «День рабочей печати», «Рабочие писатели и поэты» и «Почтовый ящик». В рубрике «Заграничная жизнь» Седин пропагандировал идеи пролетарской солидарности, выступая против войны.
Во втором номере «Прикубанских степей» Митрофан Седин писал:
«Наш читатель — это многоликая, но единая рабочая демократия. Ее интересы мы и будем защищать. Важнейшей задачей будет формирование общественного мнения рабочей демократии по всем вопросам современности. С этой целью мы будем поддерживать все виды рабочих организаций: политические, экономические, страховые, кооперативные, культурно-просветительные».
В 1916 году в Екатеринодаре началась волна забастовок. Материалы журнала в то время транслировали следующую идею: только объединившись, рабочие могут добиться выполнения своих требований. Несмотря на цензуру, редакции удавалось поместить заметки об арестах членов партии социал-демократов и тех, кто считался «неблагонадежным» не только в Кубанской области, но и в других регионах страны.
В одном из номеров Седин опубликовал свою драму «В городе», сюжет которой основывался на событиях на заводе «Кубаноль» — о подробностях он узнал от своего сына Глеба, участника забастовок. Митрофан Седин часто публиковал сатирические стихи, которые сразу же привлекали внимание читателей. Стихи учили наизусть и распевали на мотив популярных песен.
Часто появлялись в журнале пустые полосы, снятые цензорами. Многие номера выходили сдвоенными, а периодичность выхода изменялась. Репутация «гонимого» подпольного издания сделала журнал популярным не только на Кубани, но и на всем Северном Кавказе, в Донбассе, на Урале и даже в Москве.
Читайте также:
В редакцию журнала входили доверенные люди Седина — 26-летний столяр Сидоров и 30-летний слесарь завода «Кубаноль» Дорофеев. Ими вскоре заинтересовались в Кубанском областном жандармском управлении. В сводке за июнь 1916-го оно сообщало департаменту полиции, что Сидоров взят под наблюдение охранного отдела как убежденный социал-демократ. Дорофеев же, говорилось в сводке, является бывшим рабочим Петербурга и имеет за плечами большой стаж революционной деятельности. Из-за этого журнал «Прикубанские степи» часто конфисковывала полиция, а на Седина налагались штрафы.
Во второй половине 1916 года Седин был вынужден перевести редакцию журнала домой — чтобы сократить расходы на выпуск. Так тираж удавалось удерживать на уровне 3 тыс. экземпляров. В это же время Дорофеев и Глеб Седин, как один из организаторов крупной забастовки на заводе «Кубаноль», были арестованы и сосланы в Сибирь.
Гражданская война и смерть
После революции 1917 года Митрофан Седин вступил в большевистскую партию. Вместо «Прикубанских степей» при Екатеринодарской большевистской организации открылась газета «Прикубанская правда», которая выходила до второго вступления в город войск Деникина в 1918 году. Со взятием Екатеринодара Деникиным редакция газеты была окончательно разгромлена, а сама газета закрыта.
Издание выходило на четырех страницах тиражом от 6 до 10 тыс. экземпляров и распространялась не только в Екатеринодаре, но и в станицах, хуторах и аулах Кубанской области. В выходных данных стояло: «Редактор-издатель — Екатеринодарский комитет Р.С.-Д.Р.П.».
В конце 1917 года Митрофан Седин уехал в станицу Тихорецкую, Глеб Седин, вернувшийся из Сибири, — в Новороссийск (в январе 1918 года был убит белогвардейцами).
В 1918 году Митрофан Седин стал редактором большевистской газеты «Рабочий и солдат» в Тихорецкой. Газета призывала Красную армию к борьбе, писала об отношениях красных и казаков. Пока Седин работал в Тихорецкой, Екатеринодар вновь перешел в руки Красной армии. В конце июля 1918 года он вернулся в Екатеринодар, где его пригласили стать членом редакционной коллегии газеты «Известия».
В августе 1918-го при взятии Екатеринодара Добровольческой армией генерала Деникина Седин выступил в «Известиях» с обращением:
«Граждане Кубани, не верьте вздорным слухам и тем самым не создавайте паники. Буржуазия наводит панику с целью восстановить одну часть населения против другой и тем самым установить безвластие, а потом сказать, что власть советов не годится и что надо восстановить власть царя. Но кто из вас не знает царской власти, когда все живое душилось».
18 августа был опознан офицером контрразведки на улицах и задержан белогвардейцами недалеко от берега реки Кубань. При попытке сопротивления был застрелен на месте.