Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»
Екатеринодар начала XX века, несмотря на провинциальность, был неравнодушен к театру — единственному способу культурно проводить свободное время. На основе документов из краевой библиотеки имени Пушкина мы восстановили картину досуга екатеринодарцев в 1917 году.
По подсчетам столичного журнала «Театр и искусство», в 1917 году в городе работало 33 театральных коллектива — профессиональные и любительские. Здесь было три стационарных театра: Летний (в Городском саду), Зимний (на его месте сегодня расположена филармония) и Северный (впоследствии ставший кинотеатром «Россия»). В Зимнем театре обычным делом были аншлаги, а к концу спектакля по заявке дирекции к зданию театра подавался трамвай.
Жители города предпочитали легкие жанры, например, оперетту. «Кубанские областные ведомости» в 1893 году писали, что публика ищет в театре «не идейных наслаждений, а пикантных развлечений легко-музыкального характера». При этом консерваторы, в частности представители духовенства, видели в театре угрозу нравственности, утверждая, что «нынешние пьесы сложные, пропитанные эротизмом и психологией ненормальных людей».
Остроактуальная драматургия в тот период была представлена именами будущих классиков: Ибсена, Стриндберга, Чехова, Горького, позднее символистскими драмами Блока и Андреева. Приметой времени стали любительские постановки силами солдат и рабочих под руководством режиссеров-профессионалов.
Представители духовенства видели в театре угрозу нравственности, утверждая, что «нынешние пьесы сложные, пропитанные эротизмом и психологией ненормальных людей»
О цензуре в екатеринодарских театрах
Цензура театрального репертуара находилась в ведении городского полицмейстера. Все афиши, либретто и тексты просматривались, чтобы получить обязательную подпись «С дозволения начальства». Цензура проявляла себя и в кинематографе. Например, в 1917 году столичный журнал «Театр и искусство» писал, что в Екатеринодаре по настоянию духовенства была запрещена к демонстрации кинокартина «Жизнь и страдания Христа»: было указано, что у ангела в картине «бюст до неприличия большой», а Мария похожа на буржуйку-парижанку.
Театральная комиссия, избранная городской думой из знатных горожан, весьма пристально следила за частотой и длительностью спектаклей, за социальным составом коллективов, за распределением репертуара (классика и современная драма). Жанры трупп чередовались — «при этом условии представляется больше гарантии добросовестной постановки спектаклей каждого вида».
В период Первой мировой из репертуара гастролировавших трупп исключали произведения немецких авторов, а органы самоуправления, ссылаясь на трудности военного времени, ограничивали театральные коллективы в финансировании.
«Революционные» изменения в репертуаре коснулись прежде всего постановки текстов, которые раньше считались крамольными. Это относится, например, к пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I», которая сразу после ее публикации в Париже в 1908 году была запрещена как проявление «дерзостного неуважения к Высшей Власти». Основную идею пьесы автор выражал так: «Самодержавие — от антихриста». В 1917 году труппа Лебедева представила в Екатеринодаре спектакль по этой пьесе девять раз за три месяца.
Стала популярной запрещенная ранее пьеса Виктора Протопопова «Черные вороны» (1908). В ней священник Иоанн Кронштадтский был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники иоанниты — как сектанты.
Экономика театров
Все три городских стационарных театра были построены на средства купцов. Летний театр в 1880-х выстроил в Городском саду купец Колосов; Зимний (на месте нынешней филармонии) был построен в 1908–1909 годах на средства Гуренкова и Болденкова; Северный — в 1909 году на пожертвования Лихацкого (в его стенах впоследствии работал кинотеатр «Россия»). Театральные площади принадлежали городу и сдавались в аренду антрепренерам: так, Городская управа сдавала в аренду Летний театр; за 1908 год город получил от эксплуатации этого театра 10 тыс. 655 рублей.
Рост цен в 1917 году привел и к подорожанию театральных билетов: так, на выступление поэта-футуриста Василия Каменского билеты стоили от 50 копеек до 2,5 рубля (в то время как билет на трамвай в 1910-х стоил 3 копейки). Выступление во вместительном Летнем театре (1449 мест) приносило труппе 700–800 рублей.
Какой еще культурный досуг был в городе
Помимо театральных трупп, в Екатеринодар с гастролями приезжали писатели. Популярный драматург Евгений Чириков прочитал в Екатеринодаре лекцию «Сказка русского народа», наметив перспективу возрождения исконно русского национального искусства. С началом урбанизации народное искусство стало приходить в упадок, в начале XX века была популярной тема возврата к фольклору.
В феврале 1917-го в Екатеринодаре побывал с выступлением поэт Игорь Северянин: его декадентские стихи и эпатажная манера чтения-пения вызвали в местной прессе в основном отрицательные отклики. В этом же месяце кубанскую столицу навестил поэт-футурист Василий Каменский, один из первых авиаторов России и изобретатель слова «самолет». Его вечера пользовались большим успехом у зрителей.
Регулярно проходили концерты певческого хора, симфонического и духового оркестров Кубанского казачьего войска. В их репертуар также вошли новые произведения: «Дубинушка», «Марсельеза». Симфонический оркестр играл проникнутое революционным пафосом произведение Михаила Сириньяно «Памяти 1905 г.».
В 1917 году на Кубани выступали прима-балерина Мариинского театра Ольга Преображенская, столичный бас Платон Цесевич, исполнительница народных песен Нина Тарасова. Композитор Михаил Гнесин неоднократно читал в Екатеринодаре лекции и доклады, помогал нотными изданиями музыкальному училищу, где преподавал в 1911–1913 годах).
Поэт и драматург Самуил Маршак в Екатеринодаре
С годом революции в театральном Екатеринодаре связана история о Самуиле Маршаке. По разным источникам, в 1917 или в 1918 году он переехал в Екатеринодар. В непростом 1920 году он открыл в городе первый в России театр для детей с труппой из 22 человек, на основе которого позже возник клуб «Детский городок» — с библиотекой и кружками, прообраз дворца пионеров. Поэт писал: «В голодные годы я организовал Детский Городок. Нам отдали бывшее помещение Кубанской рады — целый дворец, — и мы там устроили читальню, библиотеку, детский сад. А главное наше дело было — детский театр». Однако уже в 1922 году организаторы детского театра были откомандированы в столицу, а сам театр закрылся.
Культурная жизнь и Октябрьская революция
Приход большевиков к власти в октябре не был воспринят слишком серьезно: местная пресса не воссоздавала реальной картины столичных потрясений. События театральной жизни шли своим чередом, публика с удовольствием посещала и драматические, и музыкальные спектакли, и юмористические вечера.
Как писала екатеринодарская газета «Проблеск» в 1918 году о революционной поре, «… не имея рычагов воздействия на ход происходивших событий, люди искали в храме искусства успокоение и забвение. Настоящее было безрадостным и тревожным. Будущее беспокоило еще больше. И, как показала жизнь — не напрасно».
Не имея рычагов воздействия на ход происходивших событий, люди искали в храме искусства успокоение и забвение
газета «Проблеск», 1918 год