По истории Троицкой церкви можно смело изучать историю Кубани в ХХ веке. Храм, который строился больше десяти лет, страдал от революций, войн и несправедливости, в итоге был возвращен церкви и восстановлен. Портал Юга.ру рассказывает и показывает уникальные фотоматериалы об одном из старейших храмов нашего города.
Свято-Троицкий собор был заложен в Екатеринодаре 3 октября 1899 года в память о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении царского поезда в октябре 1888 года. Разработанный главным архитектором Екатеринодара Иваном Мальгербом проект предполагал строительство собора с тремя престолами, который мог бы вместить около 1 тыс. прихожан.
В 1902 году на месте будущего храма открылся молельный дом. В том же году началась кладка колокольни и покрытие крыши. 29 июня 1904 года на купола в торжественной обстановке подняли кресты и произошло освящение престола нижнего храма в честь Серафима Саровского. С 1905 по 1907 годы по причине нехватки средств строительство приостановили.
В декабре 1907 года для постройки иконостаса и написания икон для него, а также для внутренней росписи храма в город приехали известные московские мастера Сафонов и Стрелков, общая цена работы которых составляла 27 тыс. рублей. Трудились над иконостасом они до конца 1909 года.
7 июня 1910 года во второй день Троицы — праздник Святого Духа — церковь торжественно освятили. Во дворе храма действовала церковно-приходская школа и городское начальное училище. Приход храма составляли 2584 православных.
Двухэтажное здание увенчано 11 куполами и имеет вид корабля: к главному объему храма с запада примыкает трапезная, соединяющая его с четырехъярусной колокольней. Восточная, алтарная часть здания образована тремя выступами, центральный из которых надстроен верхним ярусом, увенчан позолоченной главкой.
В восьми нишах между оконными проемами расположены образы восьми святых: Серафима Саровского, Великомученницы Екатерины, Патриарха Тихона, равноапостольной Ольги, Николая Чудотворца, епископа Кавказского Игнатия, Иоанна Кронштадтского и Василия Великого.
Внутренняя площадь храма рассчитана на 1080 человек. По некоторым свидетельствам, во время строительства храма из соседних станиц на подводах свозили яйца, которые добавлялись в строительный раствор для придания прочности кирпичной кладке.
По отзывам очевидцев, из храма шел подземный ход, одним концом упиравшийся в берег Кубани, а другим — в подземные коммуникации Александро-Невского собора, располагавшегося тогда на месте современного сквера имени Жукова. Впоследствии тайный ход был засыпан практически до основания. О величине подземного хода, по словам бывшего настоятеля храма, можно было судить по разнице между общими затратами на строительство (172 тыс. рублей) и затратами, перечисленными в рабочей смете (154 тыс. рублей).
Во время богоборческой кампании 1920-х гг. из храма изъяли церковные ценности, а в 1937 году его закрыли. До начала войны в здании располагались институт «Крайпроект» и склад драмтеатра. Летом 1942 года во время обороны Краснодара от немцев на колокольне находился наблюдательный пункт для корректировки огня советской артиллерии.
Во время оккупации города, в 1943 году, храм вновь распахнул двери для прихожан. После освобождения Краснодара верующие сохранили здание церкви, но были вынуждены потесниться. В бывшем церковно-приходском училище разместилась семилетняя школа, а в подвале здания церкви — засолочная база Горплодоовощторга.
Чиновники из Крайисполкома пытались закрыть храм еще в 1950 году, мотивируя тем, что в Краснодаре «имеется три других действующих храма — Кафедральный собор, Ильинская и Георгиевская церкви, что может вполне удовлетворить нужды верующих». Совет министров СССР решил церковь пока не закрывать. Это произошло спустя 11 лет. Троицкий храм закрыли, церковную утварь изъяли, а здание отдали под склад для солений.
Когда понадобилось помещение для сооружения 20-метрового монумента «Созидателю», позже установленному на улице Мачуги, на склад пустили группу архитекторов, которые прижились на новом месте, и с начала 1970-х скульптурный цех художественного комбината краевого отделения Художественного фонда РСФСР окончательно вытеснил Горплодоовощторг из здания храма.
В 1979 году храм был признан памятником архитектуры и взят под охрану государства, а еще через 10 лет был возвращен Русской православной церкви. К тому времени храм находился в плачевном состоянии: «...без крестов, без отопления и освещения, с поврежденной во многих местах от соли кирпичной кладкой, деформированными куполами, протекающей крышей, испорченной дренажной системой, двором, превращенным в мусорную свалку...».
Валерий Кулеш
реставратор
«В левом крыле было хранилище с картинами, в алтарной части было помещение, в котором скульптор Коломойцев работал над памятником «Фантомаса». Когда худкомбинат выехал, весь этот мусор остался внутри здания. В конце 80-х годов, когда мы начали восстанавливать храм, было вывезено 500 КамАЗов мусора. Мне не верили относительно количества, но бумаги у меня до сих пор сохранились».
«В Троицком соборе тогда колокола не было, и владыка разрешил снять колокол с Екатерининского. Немецкий чугунный 960-килограммовый колокол, он и в Екатерининский собор попал какими-то правдами и неправдами, — вспоминает реставратор.
— Акустика в этом храме оказалась невероятная, когда все было расчищено и сделаны полы. По соседству, где сейчас семинария, в то время располагался Кубанский казачий хор. Я рассказал Виктору Захарченко, он взял своих хоровиков. Они пришли — и как запели! До сих пор помню, как мурашки у меня по всему телу ходили».
Многие росписи в храме, по словам Валерия Кулеша, сохранились только благодаря смекалке советских художников: «Неправы те, кто говорят, что вот коммуняки такие плохие — загадили и закрасили все стены в церкви. Когда худкомбинат передавал нам на баланс здание, главный инженер выдал мне несколько катушек с негативами и рассказал, что по его распоряжению стены покрыли слоем так называемой матоты, состоящей из воды, 10% масляной краски и мыла. Если это все хорошо перемешать, то получается такая вроде бы как краска. И они всю эту живопись взяли и закатали, а фактически ее законсервировали. И когда стены очистили, выяснилось, что стены, закатанные матотой, оказались в гораздо более сохранном виде, чем те, которые остались незакрашенными».
14 января 1990 года в Троицком храме возобновились богослужения, а в мае 1993 года храм получил статус соборного. Были отреставрированы три алтаря, воссозданы настенная живопись и иконостасы двух приделов. Деньги на восстановление собирали всем миром. Так, в 1991 году руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко пожертвовал на восстановление храма собственную Государственную премию.
Летом 2006 года на территории собора открылась Екатеринодарская духовная семинария. Также при соборе действует воскресная школа для детей. Двери храма, расположенного по адресу: ул. Фрунзе, д. 65, открыты для всех ежедневно — с 08:00 до 17:00.