За более чем двухсотлетнюю историю Краснодар становился свидетелем невероятных событий и происшествий. Что в историях, передающихся из уст в уста, от поколения к поколению, правда, а что вымысел — определить сложно, а порой уже невозможно. Портал Юга.ру решил вспомнить некоторые из этих легенд. Мы не будем рассказывать вам заезженные истории про подземные ходы Екатеринодара, легенды Всесвятского кладбища и призраков меотских воинов из разрытых курганов — в нашем списке кое-что поинтереснее.
Конец света после крушения Краснодарского водохранилища
Многие горожане знают: в случае прорыва дамбы Краснодарского водохранилища погибнут десятки тысяч людей и большая часть города окажется под водой. Об этом расскажут вам краснодарцы, у которых отец/дядя/дед работали/строили Кубанское море и точно все знают. И даже лично видели трещины в плотине. По одной из популярных версий, еще в 2012 году британские ученые (ну а кто же еще?) рассчитали, что для начала катастрофы хватит землетрясения силой 5–7 баллов, в результате которого в центральной части плотины образуется огромная трещина.
Далее начнется натуральный апокалипсис. Вода, хлынувшая в этот разлом, разрушит плотину за 2–3 минуты, а волна в 12 и более метров высотой в считанные минуты смоет Энем, Новую Адыгею, Афипский и еще с десяток населенных пунктов. Не пощадит вода и краевой центр. Особенно пострадают Гидрострой, Юбилейный, район МЖК и вокзала Краснодар-1. В относительной безопасности смогут себя почувствовать только жители северной части города.
Помимо жилых домов под удар стихии попадут нефтеперегонный завод, вокзал, масложиркомбинат, нефтебазы и автозаправки. Обрушатся десятки высоковольтных опор. Химическое заражение и электротравмы станут причиной значительной части жертв среди населения. Расправившись с частью Краснодара и Адыгеи, волна пойдет до Приморско-Ахтарска, смыв по пути Славянск-на-Кубани и Темрюк.
Масса воды, пугают безымянные британские ученые, окажет настолько сильное давление на Азово-Черноморскую тектоническую плиту, что произойдет освобождение огромных масс сероводорода из глубин Черного моря. Взрыв сероводорода невиданной мощности приведет к перемещению литосферных плит и вызовет землетрясения по всей планете. Это спровоцирует ураганы и цунами небывалой силы, которые обрушатся на Европу. В результате взрыва Черного моря в атмосферу будут выброшены сотни тысяч тонн серной кислоты и пепла. В результате наступит «ядерная зима», а на поверхность земли выпадут кислотные дожди, которые погубят все живое на планете.
И хотя в такой пессимистичный сценарий развития событий верится с трудом, многие убеждены: Кубанское море так или иначе способно доставить людям проблемы. Впрочем, по ежегодным сообщениям официальных лиц, ситуация с водохранилищем находится под контролем, оно регулярно ремонтируется и по‑прежнему готово выдержать любые катаклизмы. Нам остается в это верить.
Сексуальное рабство в Екатеринодаре
Старожилы вспоминают, что во времена Гражданской войны на Кубани действовал закон, объявлявший женщин общественным достоянием. Якобы ни одна девушка не имела права отказать во взаимности честному большевику, чем те с удовольствием и пользовались. Откуда же взялись эти слухи?
5 октября 1919 года в американской газете El Paso herald вышла статья «Красные обобществляют русских девушек». В статье говорилось, что после захвата Екатеринодара Деникиным была создана комиссия по расследованию деятельности большевиков в городе. Во главе комиссии был поставлен известный московский юрист и общественный деятель, член кадетской партии Г.А. Мейнгардт. Одним из итогов работы комиссии стал документ о расследовании социализации девушек Екатеринодара по мандатам советской власти.
Ни одна девушка не имела права отказать во взаимности честному большевику, чем те с удовольствием и пользовались...
В документе указывалось, что весной 1918 года в Екатеринодаре большевики издали декрет, по которому девицы в возрасте от 16 до 25 лет подлежали «социализации», причем желающим воспользоваться этим декретом надлежало обращаться в революционные учреждения. Инициатором этой «социализации» был комиссар по внутренним делам Бронштейн. Он же выдавал и «мандаты» на эту «социализацию». Такие же мандаты выдавал подчиненный ему начальник большевистского конного отряда Кобзырев, главнокомандующий Ивашев, а равно и другие представители советской власти, причем на мандатах ставилась печать штаба революционных войск Северокавказской советской республики. Мандаты выдавались как на имя красноармейцев, так и на имя советских начальствующих лиц — например, на имя Карасеева, коменданта дворца, в коем проживал Бронштейн: по этому образцу предоставлялось право «социализации» 10 девиц.
По свидетельствам очевидцев, девушек задерживали на основании этих приказов, силой доставляли в гостиницу, где подвергали сексуальному насилию. После чего их расстреливали, а тела выбрасывали в Кубань.
Специальная комиссия, изучавшая зверства большевиков, удостоверила подлинность этих документов. Оригинал документа был подписан Мейнгардом, председателем комиссии, и другими членами группы расследования.
В советской историографии нет единой точки зрения по поводу появления этой малоправдоподобной истории. Хотя известно, что в 1918 году в Москве проходил судебный процесс над неким Хватовым, которому инкриминировалось изготовление и расклеивание на заборах и домах Москвы «Декрета об обобществлении российских девиц и женщин», изданного якобы Московской свободной ассоциацией анархистов.
Читайте также:
В конце 80-х годов прошлого века в «Огоньке», «Аргументах и фактах» и других центральных СМИ СССР стали появляться публикации о том, что с 1918 года декрет не только был растиражирован многими региональными газетами, но, став своеобразной индульгенцией для охотников до женского внимания, использовался ими на практике.
По другой, наиболее распространенной версии, в годы Гражданской войны этот документ взяли на вооружение белогвардейцы. Приписав авторство большевикам, они начали широко использовать его в агитации населения против советской власти.
С тех революционных лет прошло немало времени, но старожилы припоминают, как в 1970-х гг. на танцплощадке в парке Горького пенсионер с густыми седыми усами приставал к комсомолкам, а когда дружинники пытались остудить его пыл, тот угрожал изрубить всех шашкой, доставал потертую бумагу с печатью и требовал соблюдения некого декрета товарища Бронштейна. Последний раз этого пенсионера видели в парке перед началом антиалкогольной кампании в середине 80-х.
Угон подводной лодки с Затона
Советскую дизельную подводную лодку М-261 спустили на воду в мае 1955 года. В 1956 году она вошла в состав Черноморского флота. Лодки А-615 пользовались недоброй славой у подводников: из-за повышенной пожароопасности их называли «зажигалками». В 1960-х годах повысилась значимость бесшумности подводного хода, и устаревшие лодки стали списывать. В 1965 году М-261 вывели из боевого состава ВМФ СССР и поставили на прикол в Балаклаве.
В мае 1980 года субмарину решили утилизировать, но передумали и в итоге передали в распоряжение Краснодарского крайкома КПСС, который и постановил переоборудовать лодку в музей. В апреле 1981 года она подошла к Темрюку, а оттуда ее отбуксировали по реке Кубань в Краснодар. В 1982 году субмарину передали музею «Оружие Победы» — и на лодку стали пускать экскурсии. А уже летом того же года после одной из экскурсий и произошло ЧП.
Группа отставных моряков-подводников с размахом отмечала день Военно-морского флота СССР. Разогретые шашлыком, алкоголем и июльским кубанским солнцем, пятеро молодых мужчин в тельняшках по окончании экскурсии захотели вспомнить службу и попасть внутрь рубки. Туда их не пустили — тем более что по расписанию музей должен был закрываться. Это вызвало серьезное недовольство подвыпивших моряков. Скрутив экскурсовода и уборщицу, мужчины забрались внутрь рубки и проникли в машинное отделение.
Несмотря на то что субмарина была выведена из состава флота 17 лет назад, она находилась в хорошем техническом состоянии, имела исправные двигатели и некоторое количество топлива в баках. Моряки, проходившие службу на Черноморском флоте, были хорошо знакомы с техническим устройством М-261 и после некоторых усилий смогли запустить двигатели. Планов уплыть за рубеж у шутников не было — да и топлива оставалось совсем немного, но идея отправиться в Старобжегокай за водкой была воспринята на ура. Подводная лодка вышла из Затона и со скоростью не более 3 узлов поплыла к назначенной цели.
О нештатной ситуации на борту музея органы правопорядка узнали, когда субмарина подходила к Тургеневскому мосту. Несколько катеров отправились на перехват, и уже через пять минут советские спецслужбы взяли ситуацию под контроль. Убедившись, что угон лодки не имеет политической подоплеки, руководство края решило спустить историю на тормозах. Огласка на весь Советский Союз в преддверии 65-й годовщины Великого Октября могла привести к отставкам в Крайисполкоме, КГБ и МВД. Лихие моряки избежали серьезных последствий, отделавшись десятью сутками за хулиганское поведение и «аморалку», а об инциденте на Кубани было велено забыть. Но двигатели с подводной лодки, вернувшейся на свое музейное место, демонтировали уже через несколько недель.
Крокодилы в Шуховской башне
Башню по проекту знаменитого инженера Шухова построили в Краснодаре в 1935 году и в советские годы использовали в качестве водонапорной башни. На ее вершине находился резервуар емкостью в 9,5 тыс. ведер воды. А уже на закате СССР по городу поползли слухи, что перестроечные кооператоры развели в баке крокодилов. Появилась информация и о жертвах кровожадных тварей. Так, по слухам, крокодилы съели студентку, которая во время летней практики красила бак. Еще одной жертвой то ли молвы, то ли пресмыкающихся стал сатанист, который залез на башню ночью, чтобы провести там какой-то ритуал.
В общем, слава о башне ходила недобрая — и, как говорят, к приезду в Краснодар Горбачева старый бак решили демонтировать и отвезти за город. В назначенный день прилетел вертолет, зацепил железяку и полетел в сторону микрорайона Гидростроителей. Но во время полета хищники почуяли неладное и стали раскачивать бак. Трос не выдержал и оборвался, а массивная конструкция вместе с рептилиями рухнула в Старую Кубань.
Сколько всего было крокодилов и кто из них выжил, точно не известно, но с тех пор краснодарцы знали: в Кубани живет крокодил. Возможно, даже не один. Питалась легендарная тварь рыбой, мелкой живностью, обитающей возле берега, но, по слухам, не брезговала и человечиной. Очевидцы рассказывали, что добычей крокодила становились подвыпившие отдыхающие, а также жертвы криминальных разборок 90-х. Зимой рептилия впадала в спячку, но не замерзала, чему способствовали теплые из-за сброса с ТЭЦ воды Кубани. Кто-то из краснодарцев в эти истории верил и даже утверждал, что лично видел эту рептилию, кто-то считал все выдумками и отсылал слишком доверчивых граждан к шуточной статье «Башня людоедов», вышедшей в «Кубанском курьере» в начале 1994 года, в которой впервые и рассказали всю эту историю.
Как бы то ни было, в ноябре 2011 года в районе «Солнечного острова» был обнаружен мертвый крокодил. Причина гибели животного — огромная рана в боку, нанесенная, судя по всему, винтом моторной лодки. Полутораметрового каймана (а тварь оказалась именно кайманом) обнаружил один из тренеров гребной базы, заявивший, что он со своими подопечными неоднократно видел рептилию, пока та была еще жива. Несмотря на то что со времен той находки прошло уже почти шесть лет, рыбаки рассказывают, что в водах Старой Кубани неспокойно до сих пор.
Мясорубка в здании НКВД
История о том, что в здании НКВД, расположенном на углу улиц Мира и Красноармейской, в советские годы располагалась мясорубка, в которой перемалывались тела людей, настолько старая и известная, что о ней шептались не только в трамваях, но говорили даже со страниц учебников, а теперь обсуждают и в интернете.
Читайте также:
В первой редакции книги «История России. ХХ век» (ответственный редактор А.Б. Зубов) сообщалось: «Братские могилы после ежовщины остались под каждым городом [перечисление]. У многих погибших и вовсе нет могил. В Краснодаре в здании НКВД стояла мясорубка, которая молола трупы расстрелянных и спускала их в канализацию. При немецкой оккупации ее показывали иностранным журналистам».
Похоже, единственный печатный источник этих слов — даже не немецкая, а эмигрантская пресса. 15 октября 1944 года в Берлине в газете «Заря» была напечатана статья «Краснодарская мясорубка»: «...И действительно, за дверьми находилась небольшая камера. Как только в нее входил смертник, пол раздвигался и втягивался в стены, а человек летел вниз и сразу попадал в открытую пасть приемного бункера — мясорубки; он быстро сползал по его гладким, скользящим поверхностям к острым ножам барабана и проходил через них, перемалываясь в фарш… Перемолотое тело проталкивалось дальше и сбрасывалось через язык барабана, как пластичный бетон из бетономешалки, в следующий бункер, а из него — сразу в большую канализационную трубу и в Кубань. В ее мутных водах заканчивал свой последний путь "осужденный без права переписки". По этому пути в течение пяти лет прошли сотни и тысячи приговоренных к смерти казаков».
О мясорубке писали в 40-е, 50-е, 60-е гг., и каждый раз истории дополнялись новыми подробностями, которые краснодарцы со страхом пересказывали друг другу в очередях и во время посиделок на кухне.
Свет на тайну краснодарской мясорубки, судя по всему, проливает немецкий историк Андрей Ангрик в своей монографии, посвященной действиям фашистских эскадронов смерти на юге России. Согласно этой книге, 17 августа 1942 года во дворе здания НКВД на улице Пролетарской (в настоящее время Мира) были найдены пять трупов. Они лежали в заполненном водой канализационном колодце. Люди были, очевидно, зверски убиты.
Поступило заявление по делу об убийстве, после чего начальник зондеркоманды штурмбаннфюрер СС Кристманн приказал немедленно распространить по городу слухи, что в канализационной системе здания обнаружено еще больше трупов. Чтобы привлечь внимание публики, было организовано траурное шествие, в ходе которого тела погибших пронесли через город на кладбище. Но все это было масштабной инсценировкой. Пять человек были убиты согласно разработанному Кристманном плану, место убийства было соответственно подготовлено. Расчет был прост — завоевать симпатии населения и настроить людей против советской власти.
Операция айнзацкоманды была локальной, поэтому информация о пяти «жертвах НКВД» не попала в централизованную новостную подачу нацистской пропаганды. Однако история об изувеченных телах надолго запомнилась местным жителям — и, как это случается при распространении слухов, постепенно разрослась до истории про «чекистскую мясорубку», которой и сейчас пугают впечатлительных краснодарцев.
Неизвестно, почему люди так любят мистические истории, но еще больше они любят пересказывать их другим. Пока стоит Краснодар, люди будут искать золото Кубанской рады, рассказывать страшилки о призраке красноармейца в Городском саду и клясться, что лично спускались в подземный ход, по которому 100 лет назад казак, непременно верхом на коне, мог за пять минут домчаться от «Авроры» до берега Кубани. Поговаривают, что странный глухой топот копыт, идущий словно из‑под земли, даже сейчас слышен по ночам на Красной...