17:30, 27.06.17 Краснодарский край
В рамках проекта «1917 на Кубани» портал Юга.ру рассказывает о работе исполнительных комитетов — демократических органов власти, которые формировались сразу после Февральской революции.
После Февральской революции старый административный аппарат постепенно сдавал свои полномочия. 5 марта Временное правительство издало Постановление о создании местных органов власти.
В марте на Кубани началось бурное формирование общественных комитетов. Как и в большинстве регионов страны, их создавали по инициативе масс, не дожидаясь указаний из столицы. С самого начала своей деятельности они стали многосословными и интернациональными. Временное правительство стремилось закрепить свои позиции на местах и опереться на общественные силы. Оно и санкционировало создание комитетов.
Общественные комитеты создавали по инициативе масс, не дожидаясь указаний из столицы.
Екатеринодарский гражданский комитет провел свое первое заседание 6 марта. В него вошли местные предприниматели и часть интеллигенции — по партийному составу комитет в основном был кадетским, а возглавил Екатеринодарский исполком меньшевик Степан Турутин.
В столице Кубани был учрежден Областной исполнительный комитет. По его инициативе создавались исполнительные комитеты во всех населенных пунктах области. В комитеты вступали и казаки, и неказачье население. С самого начала своего существования исполкомы среди населения получили авторитета гораздо больше, чем старые городские думы.
На Кубани исполкомы возникли раньше других новых властных структур, стали массовыми и решали все жизненно важные вопросы населения — от распределения продовольствия до охраны правопорядка. Эти комитеты, включавшие в свой состав помещиков, буржуазию, офицеров гарнизона, рабочих, все слои горожан и жителей сел, по своей идейной направленности были центристскими.
Читайте также:
Исполкомы отвечали за безопасность населения, контролировали деятельность должностных лиц и учреждений, участвовали в реализации новых реформ. Однако были те сферы, которые местные исполкомы не могли контролировать (например, работу судебного ведомства). Аресты и удаления должностных лиц с постов должны были производиться только по постановлению Кубанского облисполкома.
Создание комитетов зависело от воли населения и не являлось обязательным. Комитеты избирались прямым, равным и тайным голосованием. В выборах участвовали все жители области, мужчины и женщины.
Общественные исполкомы занимались организацией выборов в городские думы, которые продолжили работу после Февральской революции.
В области было объявлено о подчинении всех учреждений областному комитету. Под его руководством проводились выборы новой станичной администрации. Таким образом, областной исполком вмешивался и в казачьи дела, осуществляя гражданские права всего населения.
5 мая Временное правительство стало коалиционным — в его состав вошли шесть министров-социалистов. Это способствовало тому, что на местах активизировались социалистические партии.
Классовые и сословные противоречия стали накаляться. Казаки опасались, что с помощью исполкомов иногородние отберут их паевые земли. Беднейшая часть населения области рассчитывала на устранение социальной несправедливости.
Казаки опасались, что с помощью исполкомов иногородние отберут их паевые земли.
Временное правительство было вынуждено вмешаться и в напряженные отношения между органами власти на Кубани. Из канцелярии министра-председателя кубанскому комиссару Кондрату Бардижу предписывалось «внести в общество единение и в своей деятельности опираться на областной исполком».
Гонения на комитеты, избранные всем обществом, начались повсеместно. На Кубани проявились серьезные трения общественных органов с комиссаром области. Бардиж, руководствуясь распоряжением Временного правительства, разъяснял, что исполкомы, как временные революционные организации, не имеют права присваивать себе распорядительную и исполнительную власть. Также он подчеркивал, что все старые учреждения, за исключением полиции, остались на местах неупраздненными.
Против распоряжения кубанского комиссара выступили почти все станичные и волостные общества, не желавшие ограничения прав общественных комитетов. В «Информационном листке» за 13 июня, выпускаемом местным отделом МВД, опубликована телеграмма жителей станицы Лабинской. Они не согласились с заявлением Бардижа, будто «вся полнота власти на местах принадлежит неупраздненным учреждениям, что образовавшиеся организации суть лишь выразители общественного мнения, почему и не могут нести распорядительных, а тем более исполнительных функций по управлению». Этим распоряжением уничтожались органы местного самоуправления, а за неподчинение комитетам угрожали репрессиями.
4 июня в станице Лабинской прошел митинг, собравший 5 тыс. человек. Гражданский комитет в Лабинской избирался всем населением и был утвержден на общегубернском съезде. На митинге призывали к немедленному отзыву Бардижа.
Местный комитет единогласно признал циркуляр комиссара Бардижа «незакономерным, в корне подрывающим всенародное самоуправление, проникнутым контрреволюционными тенденциями, а потому и неприемлемым».
Временное правительство не могло не реагировать на массовые протесты против действий его ставленников-комиссаров. 20 июня в очередном «Информационном листке» сообщалось о том, что с Кубани продолжают поступать протесты против Бардижа, а облисполком, избранный съездом представителей населенных пунктов, до сих пор не признан им полноценным органом власти.
Возникшие в революционное время комитеты формировались наспех и отличались случайным составом
Из докладов комиссаров Временного правительства, сделанных по запросу МВД, 1917 год
МВД поручало своим комиссарам подготовить доклады с мест о состоянии системы управления. Из докладов делался вывод, что «возникшие в революционное время комитеты формировались наспех и отличались случайным составом». Поэтому они не в праве управлять и распоряжаться суммами земских и городских сборов.
Правительство было обеспокоено вопросом о взаимодействии и разграничении круга полномочий между местными органами. Отмечалось присваивание комитетами роли инстанции надзора, контролирующей деятельность как органов самоуправления, так и комиссаров. Сразу ликвидировать общественные органы было для правительства небезопасно, но были разработаны ограничительные правила их образования и деятельности. Четче определялся круг их обязанностей.
При этом в условиях многовластия велась конкурентная борьба между властными органами, в которой управленческие структуры правительства не смогли противостоять органам власти казачества.
Читайте также:
Одним из последних ударов по власти исполкомов стало Всероссийское совещание комиссаров и председателей общественных исполнительных комитетов в Петрограде. Оно прошло 4 августа в ситуации постиюльского кризиса Временного правительства. Напомним, что тогда был избран новый глава правительства — Александр Керенский. От Кубанской области на совещании присутствовали комиссар Кондрат Бардиж и представитель Общественного комитета Иван Бырдин.
Совещание открыл и выступил с речью сам Керенский. Среди прочего он говорил об отсутствии у народа опыта в управлении государством и призвал к созданию сильной власти: «Нет другой задачи, более важной и более жизненной для русского государства, как создать во что бы то ни стало твердую, решительную и единую революционную власть».
На совещании выступил и министр внутренних дел Николай Авксентьев, поднявший вопрос о работе комиссаров и их взаимоотношениях с общественными организациями. Роли комитетов отводилось второе место.
Специального доклада об общественных комитетах на совещании не было. О них шла речь в связи с комиссарами. Высказывалось мнение о том, чтобы комиссары опирались на «взаимодействие с исполнительными комитетами до тех пор, пока взамен их не будут образованы земские и городские общественные управления на новых демократических началах».
Деятели общественных комитетов на Кубани были разочарованы работой совещания в Петрограде. Вместо ожидавшегося дружного сотрудничества разгорелась борьба. Несмотря на то что представители исполкомов не сдавались и отстаивали свои формы власти, их судьба уже была предрешена. Исполкомы, созданные народом самостоятельно, не встретили поддержки со стороны правительства.
После Всероссийского совещания комиссаров положение исполкомов стало критическим. Они находились под давлением разных политических сил. Так, еще 4 июля казаки покинули областной совет и местные исполкомы и заявили о прекращении властных функций этих органов. Казачество сформировало собственный Кубанский войсковой совет, который они объявили верховной властью в регионе наравне с казачьим Войсковым правительством.
Также комитеты покидали и большевики, рассматривая их как уже утратившие силу и воздействие на массы. Профсоюзы рабочих отзывали своих представителей. Советы рабочих и солдатских депутатов в свою очередь решали вопрос о закрытии исполкомов.
Вновь избранные думы взяли на себя фактически все функции общественных исполкомов.
В начале августа прошли выборы в городские думы на Кубани. Вновь избранные думы взяли на себя фактически все функции общественных исполкомов. И хотя областной исполком на Кубани полностью ликвидировался только в октябре, реальную власть в области он потеряли еще в июле. Казачьи органы власти были довольно сильными и к концу лета уже не считались с общественными исполкомами. Комиссар Временного правительства при этом предпочел опереться на казачью власть — Войсковое правительство.
Тем не менее, исполкомы сыграли важную роль в переходном этапе истории Кубани. Они возникали для охраны порядка, являлись народной властью на местах, вовлекали в свои ряды людей, стремившихся к установлению действительно демократической власти.