Кто, что и зачем ворует у Российских железных дорог?
За шесть месяцев 2017 года на Северо-Кавказской магистрали пресекли 372 хищения на сумму около 3,2 млн рублей. При этом ущерб, причиняемый вандалами, исчисляется не только килограммами похищенного металла и задержками грузовых и пассажирских поездов, но и реальной угрозой жизни и здоровью пассажиров.
Можно предположить, что людям, которые этим занимаются, безразлична не только чужая жизнь, но и своя. В июле Армавирский городской суд приговорил гражданина Н. к шести годам лишения свободы. Его признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями «Покушение на кражу» и «Применение насилия, опасного для здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей». 14 ноября 2016 года он взломал запорное устройство двери кладовой ОАО «РЖД» на перегоне Армавир‑Ростовский — Кубанская, намереваясь похитить бывший в употреблении дроссель-трансформатор, а затем оказал сопротивление сотруднику полиции.
Хищение железнодорожного имущества, помещение посторонних предметов на рельсы, порча различных деталей и механизмов, закидывание поездов камнями расценивается как преступление. Вмешательство, кажущееся незначительным, может иметь катастрофические последствия. Хищение деталей с действующего железнодорожного пути может привести к сходу подвижного состава.
Криминальным промыслом занимаются, как правило, жители населенных пунктов, расположенных вблизи магистрали, чаще всего люди социально неблагополучные. Металл они сдают в пункты приема на вес, причем порой уносят за раз до 100 кг, получая всего несколько тысяч рублей, в то время как себестоимость и нанесенный ущерб значительно выше.
Больше всего воруют материалы и детали верхнего строения пути, которые обеспечивают надежное скрепление и гарантируют безопасность движения поездов. Часто их похищают оттуда, где ведутся работы и куда свободен доступ, на территориях парков станций, где детали еще не успели вывезти после замены, а также на заброшенных или редко используемых подъездных путях. Воруют строительные инструменты, электрокабели, особо привлекательны детали, содержащие цветной металл, ведь он в разы дороже черного лома. К примеру, бывали случаи кражи трансформаторов, что приводит к сбою семафора и нарушению графика движения. Из‑за повреждения устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и кабельных коммуникаций возникают отказы технических средств и сбои в графике движения поездов.
Сегодня за предотвращение хищений отвечает ведомственная охрана железнодорожного транспорта совместно с транспортной полицией. Ежегодно сотни людей привлекаются к уголовной ответственности за вмешательство в деятельность железной дороги, причем в последние годы их становится больше. Если в 2015 году, по данным Северо-Кавказского филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», на полигоне железной дороги за хищения, вандализм и порчу имущества был задержан 891 человек, а в 2016‑м — 928, то с начала текущего года задержали уже 966 человек.
Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта преследуется по закону и влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Уголовная ответственность:
ст. 158 «Кража» — наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества;
ст. 213 «Хулиганство» — наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет;
ст. 214 «Вандализм» — наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 1 года;
ст. 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» — наказание в виде лишения свободы сроком от 4 до 10 лет.
Административная ответственность:
ст. 11.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей либо административный арест;
ст. 11.15 «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования» — административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей.
На Северо-Кавказской магистрали усилена не только профилактическая работа среди населения по предупреждению незаконного вмешательства в деятельность объектов железнодорожной инфраструктуры. Представители правоохранительных органов и ведомственной охраны ведут круглосуточный мониторинг оперативной обстановки. По его результатам выявляются криминогенные участки, проводятся осмотры перегонов, станций, мест временного складирования, осуществляется патрулирование и при необходимости организуются засады. Так что у любителей поживиться за чужой счет есть все шансы на собственной практике познакомиться с Уголовным кодексом.