Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»
В 1917 году партия большевиков стала социальным лифтом для тех, кто не имел сословных привилегий и образования. Пример такого карьерного взлета — биография Прасковьи Вишняковой, той самой, в честь которой названы улица в Краснодаре и сквер рядом. Девушка из семьи простых рабочих, которая занималась пропагандистской деятельностью с 1900-х годов, из-за чего ей пришлось скрываться от полиции и отправиться в ссылку, после революции стала партийным работником в Москве.
Прасковья Ивановна Вишнякова родилась 24 октября 1887 года в станице Екатериновской (Щербиновский район). В Екатеринодар семья переехала, когда ей еще не было года. Отец работал чернорабочим на заводе и грузчиком. Мать Евдокия подрабатывала на поденных работах — обрабатывала огороды и была прачкой.
Семья была бедной, поэтому Вишняковой пришлось рано начать зарабатывать. В 8 лет ее приняли в школу, где она проучилась три класса. В 11 лет Вишнякова пошла работать на стекольный завод, а после — на консервную и макаронную фабрики.
Девушка фабричная с революционерами встречается
Агитацией за социалистов Вишнякова начала заниматься еще в подростковом возрасте в 1900-х. Когда она работала на консервной фабрике им. Коваленко (фабрика на месте здания на ул. Мира, 28 в Краснодаре), на нее вышли революционеры с просьбой распространить листовки социал-демократической рабочей партии среди рабочих.
Позже Вишнякова познакомилась с подпольщиком Михаилом Дроздовым, токарем Екатеринодарского паровозного депо. В апреле 1902 года он привел ее на митинг в Панском куте (сейчас в этом районе расположена ул. Воронежская), где говорили о проблемах рабочих и раздавали листовки против самодержавия. Митинги и собрания революционеров тогда проходили тайно — иначе пришедшие рисковали быть арестованными царской полицией.
Именно Дроздов знакомил Вишнякову со всеми остальными ключевыми революционерами Кубани. По его совету Прасковья отправилась в Пушкинскую библиотеку, где работал подпольщик социал-демократов Вениамин Попов. Рассказывает историк Федор Зырянов:
«Вишнякова спросила Попова: "Можно ли заполучить "Капитанскую дочку"? И получив заготовленный ответ "Наведайтесь через недельку. А сейчас могу предложить "Метель", впервые взяла в руки ленинскую газету "Искра", которую издавали за границей и нелегально пересылали в Россию. За хранение и распространение этого издания сажали в тюрьму».
Позже Прасковья Вишнякова была наборщицей в подпольной типографии, выступала на массовых митингах, организовывала стачки, демонстрации, нелегальные сходки, распространяла прокламации (листовки с призывами) и держала связь с центральными партийными органами социал-демократической партии. На заводе «Кубаноль» и перед железнодорожниками она рассказывала о результатах съезда партии в 1903 году (когда произошел раскол на большевиков и меньшевиков) и о планах большевиков в Екатеринодаре.
Читайте также:
Партийная деятельность до первого ареста
В 1904 году Вишнякова была избрана членом Дубинского комитета РСДРП Екатеринодара, а в 1906-м — членом Кубанского комитета РСДРП. После публичного выступления на митинге железнодорожников революционерка стала объектом пристального внимания полицейских — там Вишнякова призывала рабочих поддержать Новороссийскую республику, которую она считала образцом солидарности трудящихся.
Новороссийская республика была основана 8–10 декабря 1905 года после стачки Новороссийского совета. Своей целью республика определила борьбу с царским режимом и установление независимости и самоуправления народа. Совет поддержали солдаты и казаки, которые разоружили полицию, а рабочие взяли под контроль порт и железную дорогу. Просуществовала республика до 26 декабря 1905 года: 25 декабря в Новороссийск вошли императорские войска, и в городе было объявлено военное положение. В результате семь руководителей Новороссийской республики были приговорены к смертной казни, которую впоследствии заменили на пожизненные каторжные работы.
В 1904 году дом Вишняковых подвергался обыску, но жандармы не нашли никаких нелегальных листовок и изданий. После этого Прасковья подключила к революционной деятельности свою мать. Евдокия Вишнякова передавала революционерам, которые приходили к ним домой, оставленные Прасковьей свертки с прокламациями.
Из-за преследований полицией Прасковья Вишнякова приходила на митинги и собрания в маскировке: в очерках Зырянова описано, что она переодевалась то в мальчишку-рабочего, то в интеллигентную даму.
Впервые арестована Вишнякова была в августе 1907 года — в конспиративную квартиру посреди собрания ворвались жандармы и арестовали всех присутствующих. Вишнякова получила пять лет тюрьмы в Петрограде.
Жизнь в бегах после выхода из тюрьмы
На Кубань Вишнякова вернулась в 1912 году, снова устроилась в нелегальную типографию и создала группу большевиков в Екатеринодаре. Из-за активной революционной деятельности ее снова собирались судить, но она успела уехать на Донбасс, а затем в Таганрог. Без денег и документов Вишнякова не могла получить никакой работы, но местные социал-демократы помогли Прасковье устроиться в типографию по поддельным документам.
После очередного побега от полиции Вишнякова оказалась в Петрограде. Там в 1915 году она нелегально работала в Бюро по доставке литературы из-за границы — в течение года ленинские печатные труды распространялись среди рабочих именно через нее. В 1916-м Вишнякова снова вернулась на Кубань, где сразу была арестована и отправлена в ссылку в Якутскую губернию.
Читайте также:
Вишнякова и Февральская революция
В 1917 году новость о Февральской революции застала ее на пути в Якутию. Среди арестованных вместе с Вишняковой в пересыльной тюрьме находилось еще несколько заключенных. По крикам и революционным песням в коридорах они разобрали, что самодержавие было свергнуто, и железнодорожники вместе с солдатами выпустили всех политзаключенных.
Через несколько дней Вишнякова уехала в Петроград, откуда руководство социал-демократов отправило ее на Кубань для партийной работы.
Положение революционеров в Екатеринодаре было сложным: большинство большевиков-активистов в начале 1917 года находились на пути из ссылок и тюрем, и выборы в советы, которые контролировали стачки и руководили борьбой с правительством, происходили в условиях численного преимущества меньшевиков и эсеров. Кроме того, в Екатеринодаре находились юнкерская школа — Екатеринодарская казачья школа прапорщиков — и Дикая дивизия. Эти организации были опорой реакционных сил и казачьей верхушки, поэтому по результатам выборов власть в станицах осталась за атаманами.
Дикая дивизия, или Кавказская туземная конная дивизия — кавалерийская дивизия русской императорской армии. Была сформирована 23 августа 1914 года и состояла на 90% из добровольцев-мусульман с Северного Кавказа и Закавказья.
Участие в Октябрьской революции
С возвращением большинства активистов из ссылок большевики провели в 1917 году конференцию, на которой устроили выборы в областной партийный комитет. Помимо Вишняковой в него были избраны Михаил Карякин, Ян Полуян, Лука Ивницкий, Зоя Зенкевич. Вишнякова занималась массовой агитацией в профсоюзах на консервных, табачных и кожевенных предприятиях, где большинство работников составляли девушки и женщины.
Большевиков волновал вопрос собственного вооружения и что в Екатеринодаре нет большевистски настроенной воинской части. Поэтому по поручению обкома партии Вишнякову вместе с Карякиным командировали в Тифлис. Там они добились того, что революционные солдатские комитеты отправили в Екатеринодар артиллерийские дивизии, а на станциях Тихорецкая, Кавказская и в Армавире расположился 39-й пехотный полк.
26 октября 1917 года из Петрограда пришло сообщение о свержении Временного правительства и переходе власти к Советам. Тогда Вишнякова вместе с остальными большевиками выпустила листовку, где население призывали сплачивать силы вокруг партии и советского правительства.
Через пять дней Дикая дивизия разоружила 39-й полк и арестовала членов исполкома. Это вызвало массовую забастовку рабочих 2 ноября, на которой по распоряжению Кубанского Войскового правительства юнкера устроили перестрелку. Несколько тысяч большевиков и солдат гарнизона встретились у Самурских казарм, которые находились на территории современного Западного округа Краснодара. При этом пять солдат и трое рабочих были ранены, четыре человека убиты. По требованию народа была избрана комиссия, возглавляемая Вишняковой, которая занималась расследованием дела и наказанием виновных.
Деятельность Вишняковой после Октябрьской революции
О конкретных партийных достижениях Прасковьи Вишняковой после революции известно мало.
1917–1922 гг. — была членом Екатеринодарского и Кубанского комитетов РКП(б).
1922–1928 гг. — работала в Донской областной и краевой контрольных комиссиях ВКП(б).
1928–1932 гг. — была в аппарате ЦКК ВКП(б).
1932–1935 гг. — член Президиума ЦК профсоюза работников деревообрабатывающей промышленности.
1935 год — официально ушла на пенсию, но до 1939 года она работала в Наркомтяжпроме.
Прасковья Ивановна Вишнякова была награждена орденом Ленина за заслуги и орденом Красного Знамени, второй орден Ленина получила в честь Международного женского дня. Умерла на 80-м году жизни в январе 1967 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
30 сентября 1967 года в память о Вишняковой и в честь 50-летия Октябрьской революции улицу Горскую в Краснодаре переименовали в улицу Вишняковой. А в 2013 году расположенный на этой улице сквер переименовали в Вишняковский сквер. До этого он назывался сквером им. Ленина. Памятник Ленину, установленный в нем в 1925 году, считается одним из старейших в Краснодарском крае.