Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»
Город героев. Краснодарские улицы, названные в честь участников войны
Человеческая память устроена так, что не может постоянно, ежедневно обращаться даже к самым значимым страницам истории. Напоминанием о них служат праздники — а еще названия улиц, на которые мы выходим каждый день. О некоторых людях, чьи имена носят улицы Краснодара, для портала Юга.ру написал кандидат исторических наук, член Краснодарского регионального отделения Российского военно-исторического общества Илья Киселев.
В центре внимания
Есть разные мнения о том, где находится центральная точка Краснодара. Одна из самый популярных версий — сквер имени Георгия Жукова. И хотя многие жители и гости города регулярно бывают там, не все вспомнят, что в сквере находятся памятник маршалу и списки кубанцев, ставших Героями Советского Союза, Героями Труда и полными кавалерами ордена Славы. А над ними вздымается ввысь Георгий Победоносец. Символично и то, что ставший памятником воинской славы сквер расположен на прежнем месте войскового собора Александра Невского.
Мнения о знаменитом полководце у историков подчас совершенно противоположны и колеблются в диапазоне от бурного восторга до крайнего неприятия. Дать развернутую характеристику Георгию Жукову как человеку и как полководцу в нескольких предложениях невозможно. Всем, кому интересна личность Жукова, можно порекомендовать работу военного историка Алексея Исаева «Георгий Жуков. Последний довод короля» — самое свежее исследование о «маршале Победы».
«Он с 1939 года стал “кризис-менеджером" Красной армии, тем человеком, которого бросали на самый трудный и опасный участок фронта. Соответственно, его прибытие на находящийся в кризисе или требующий повышенного внимания участок фронта гарантировало Ставке повышенную эффективность действий советских войск на этом направлении. Одновременно я далек от бездумной восторженности. Жуков не был полководцем, который не проиграл ни одного сражения. Чаще ему приходилось из почти неизбежной катастрофы делать “не-поражение”, выравнивать ситуацию от хаоса к хрупкому равновесию, вытаскивать других из глубокого кризиса. Георгию Константиновичу доставались самые сильные противники, самые трудные участки фронта».
Читайте также:
С Кубанью биография Жукова связана несколькими событиями. Впервые он побывал здесь в 1920 году, в период завершающих боев Гражданской войны. А в конце апреля 1943 года заместитель Верховного главнокомандующего прибыл на Северо-Кавказский фронт и находился в Краснодарском крае до середины мая. За этот период Красной армии удалось отразить немецкий удар на малоземельском плацдарме под Новороссийском и взять важный узел немецкой обороны — станицу Крымскую. А советская авиация добилась успеха на первом этапе воздушного сражения в небе Кубани. Эти успехи стали результатом многих советских солдат, офицеров и генералов, есть в них и заслуга Георгия Жукова.
«Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор…»
В честь летчиков — участников Великой Отечественной войны названо два десятка краснодарских улиц. Николай Гастелло, направивший свой подбитый самолет на колонну противника на пятый день войны, и Виктор Талалихин, совершивший первый в истории ночной таран в небе Москвы. Или летчик-североморец Борис Сафонов. И, конечно же, Иван Кожедуб — самый результативный летчик-истребитель не только советской, но и всей союзной авиации в годы Второй мировой войны.
В судьбе сибиряка Александра Покрышкина Кубань и Краснодар заняли особое место. Вот как он сам вспоминал об этом, когда прибыл со своим полком в освобожденный от захватчиков город в 1943 году: «Утверждают, что жизнь человека идет кругами, по спирали вверх. Я вынужден поверить в это: в Краснодаре началась моя служба в авиации. Здесь я впервые подготовил своими руками боевой самолет и, встав перед пилотом, доложил о том, что машина готова к вылету… Здесь во время своего отпуска научился летать на У-2 и стал летчиком. Я так рвался в небо, что отказался даже от учебы в академии имени Жуковского. За 17 летных дней закончил программу аэроклуба, на отлично сдал экзамены и был направлен в Качинскую школу летчиков». Покрышкину предстояло участие в воздушном сражении на Кубани, в ходе которого он лично сбил 22 самолета противника. Это боевое мастерство и личное мужество было оценено двумя Золотыми Звездами Героя Советского Союза.
И конечно же, нельзя не вспомнить об улицах имени Евдокии Бершанской и Евгении Жигуленко. В них не просто увековечена память о двух советских летчицах. Они представляют единственную в своем роде воинскую часть — авиационный полк, чей личный состав, как летный, так и наземный, состоял из женщин.
На боевом пути 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка значимым этапом стала битва за Кавказ и освобождение Кубани. Именно здесь полк был удостоен звания гвардейского, а затем получил почетное наименование «Таманский». Бессменным командиром полка служила Е.Д. Бершанская, уроженка Ставрополья, в 1939–1941 годах служившая в станице Пашковской.
Соратница Бершанской Евгения Жигуленко родилась в семье краснодарского рабочего в декабре 1920 года, потом проживала в Тихорецке. До войны она училась в Московском дирижаблестроительном институте и окончила школу летчиков. В годы войны Жигуленко командовала авиационным звеном, в феврале 1945 года удостоена звания Героя Советского Союза. На ее счету 968 боевых вылетов, третье место среди однополчанок. После войны Евгения Жигуленко стала кинорежиссером. Она написала сценарий и сняла фильм «В небе "ночные ведьмы"», посвященный своему легендарному полку. Евгения Андреевна ушла из жизни в 1994 году, а год спустя ее имя получила одна из новых улиц Краснодара.
Последний защитник Брестской крепости
Всем, кому доводилось бывать в районе вокзала Краснодар-2, знакома улица Гаврилова. Прежде она именовалась Светлой, а нынешнее название получила в 1980 году в честь одного из организаторов обороны Брестской крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Происходивший из крещеных татар Поволжья, Петр Гаврилов вступил в Красную армию в годы Гражданской войны, к 1941 году прошел все ступени карьерной лестницы, получил академическое образование и занимал должность командира стрелкового полка. В условиях внезапного и ошеломляющего удара немцев по Брестской крепости Гаврилову удалось организовать сопротивление врагу, которое продолжалось целую неделю. Сам майор Гаврилов скрывался от немцев в казематах Восточного форта крепости вплоть до 23 июля 1941 года. Из числа известных нам сегодня защитников крепости на Буге он попал в плен последним, уже истощенным и раненым.
Гаврилову посчастливилось выжить в немецком плену, но после возвращения в Советский Союз он был уволен из армии и исключен из коммунистической партии. В те годы это означало стать человеком второго сорта. К этому прибавилась личная трагедия: не сумев разыскать свою жену и приемного сына, отставной майор посчитал их погибшими. В 1947 году Петр Гаврилов перебрался в Краснодар. Только с признанием подвига героев Брестской крепости в 1957 году доброе имя Петра Михайловича было восстановлено. Ему присвоили звание Героя Советского Союза и восстановили в партии. Всесоюзная известность позволила Гаврилову найти супругу и сына. Герой войны скончался в 1979 году и был похоронен в Брестской крепости.
Командир кубанских пластунов
Читайте также:
Среди казачьих соединений, созданных в Красной армии в годы Великой Отечественной войны, особое место заняла пластунская дивизия, сформированная на базе 9‑й горнострелковой дивизии. Возглавил дивизию генерал-майор Петр Метальников, под командованием которого пластуны с боями прошли по землям Западной Украины, Польши, Германии и Чехословакии. Сама дивизия имела богатые боевые традиции еще со времен Гражданской войны, на ее счету было участие в сражении за Кавказ. После окончания Великой Отечественной войны 9‑я пластунская дивизия несколько раз пережила реорганизацию. Наследницей ее боевых традиций сегодня является 131-я отдельная мотострелковая бригада, дислоцирующаяся в Майкопе.
Бессменный командир пластунской дивизии в 1943–1945 годах, Петр Метальников был родом с Тамбовщины. Военную службу он начал в 1918 году в качестве добровольца Красной армии, и к началу войны с Германией возглавлял стрелковый полк. В июле 1943 года Метальников был назначен на должность командира 9-й горнострелковой дивизии, которую в сентябре 1945 года торжественно встретили Краснодаре. Но уже 17 октября с комдивом произошла трагедия: он попал в автокатастрофу и получил тяжелые увечья. Службу пришлось оставить, но вскоре отставной генерал-майор включился в общественную жизнь Кубани. Он руководил краевым комитетом ДОСААФ и был депутатом Краснодарского городского совета. Умер Петр Иванович в 1969 году после тяжелой болезни. В 1995 году на карте города появилась улица с его именем.
30-я Иркутская и ее комдив
Еще одна улица хранит память не об одном человеке, а о целом воинском соединении. В Комсомольском микрорайоне привлекает к себе название «Улица 30-й Иркутской дивизии»: казалось бы, где Иркутск и где Краснодар?
Сама дивизия ведет свою историю с 1918 года. Ее первым начальником стал известный красный командир периода Гражданской войны Василий Блюхер. За участие в установлении советской власти в Сибири дивизия и получила наименование «Иркутская». А спустя два десятка лет, в 1941 году, 30-я горнострелковая дивизия снова вступила в бой. В августе 1942 года война привела дивизию на Кубань. Здесь ей довелось сыграть главную роль в защите Краснодара. Под командованием полковника Бориса Аршинцева бойцы и командиры дивизии весь день 9 августа вели тяжелые бои на подступах к городу и в его черте, а в последующие два дня сражались в Пашковской, удерживая переправу через Кубань. Собственно, нынешняя улица 30-й Иркутской дивизии и расположена там, где 10 августа проходил один из рубежей советской обороны.
Затем на долю дивизии выпали оборонительные бои в районе Горячего Ключа, участие в освобождении Северского и Абинского районов края, роль ударной группы при прорыве немецкой обороны в Новороссийске. К этому времени 30‑я стрелковая дивизия «за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство» была преобразована в 55-ю гвардейскую. В ноябре 1943 года дивизия в числе первых высадилась в Крыму. Ее командир, генерал-майор Борис Аршинцев, возглавил гвардейский стрелковый корпус и погиб в боях под Керчью 15 января 1944 года. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза. Полвека спустя в честь Аршинцева была названа одна из улиц Краснодара.
Немного о роли партии
Краснодарский край побывал не только на передовой, но и в тылу. Справиться с управлением регионом в таких условиях было делом не из легких. Напоминанием об этом служат улицы Селезнева и Тюляева.
Выходец из Самарской губернии Петр Селезнев родился в 1897 году. К партии большевиков примкнул еще до революции 1917 года, а после прошел многие ступени партийной карьеры — от комиссара банка в Самаре до заведующего сектором Московского областного комитета коммунистической партии. В феврале 1939 года П.И. Селезнев был назначен первым секретарем Краснодарского краевого и городского комитета ВКП(б). Здесь он встретил войну и продолжал руководить Кубанью в первые послевоенные годы.
Из той же Самарской губернии был родом Павел Тюляев, родившийся в 1905 году. Он работал в области сельского хозяйства, в 1933 году получил специальность агронома. На Кубани Тюляев руководил Кущевским районом, сельскохозяйственным отделом краевого партийного комитета, а в 1940 году был избран председателем Краснодарского краевого исполнительного комитета и оставался им до 1944 года.
Пожалуй, самым тяжелым для края оказался 1942 год, когда на территории Кубани начались боевые действия. Партийным и советским органам власти пришлось экстренно решать множество задач. В их числе была эвакуация людей и имущества, организация партизанского движения. Его возглавил Селезнев, а Тюляев вошел в состав штаба движения. Дать однозначную оценку усилиям краевого руководства сложно — в тех чрезвычайных условиях никто не мог быть застрахован от ошибок и недочетов. И все же потомки сочли, что многое было сделано для перевода экономики Кубани на военные рельсы, восстановления разрушений, решения социальных вопросов и сохранения культурного наследия. Война не прошла даром и для тех, кто, не будучи на фронте или у станка, занимал руководящие посты. Павел Тюляев скончался в 1946 году, три года спустя не стало и Петра Селезнева.
Вместо заключения
В одной статье довольно сложно перечислить всех героев войны, именами которых названы улицы Краснодара, — по крайней мере так, чтобы ее дочитали до конца. Только в 1965 году на карте города появились фамилии подпольщика Владимира Головатого, морских пехотинцев Михаила Корницкого и Кузьмы Шпака, артиллеристов Евгения Костылева и Степана Передерия. Позже к ним прибавились улицы братьев Игнатовых, Григория Бахчиванджи, Павла Гуденко, Дмитрия Лавриненко, Федора Лузана, Георгия Невкипелого, Анатолия Шевкунова. Все они были кубанцами, выросшими в первые годы советской власти. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза, в большинстве своем — посмертно.
Названия улиц, площадей, скверов и других объектов в любой стране мира, любом городе чаще всего неслучайны. Краснодар не исключение. Они формируют то, что специалисты определяют как пространство исторической памяти. Это то, что позволяет лучше понимать город и не только видеть его облик, но и чувствовать его душу.