Иванов С.В.

Награды Кубанского края

К ноябрю 1918 г. Добровольческая Армия, включавшая в себя и кубанские части, вытеснила за пределы Кубани части Северо-Кавказской Красной армии. Среди противников Советской власти зрела уверенность, что вскоре произойдет и полное крушение большевистского режима. С такими настроениями и начала свою работу 28 октября 1918 г. Чрезвычайная Рада Кубанского края. Ей предстояло определить дальнейшее развитие Кубани в условиях пока еще продолжающейся гражданской войны.

Леусян О.А.

К ноябрю 1918 г. Добровольческая Армия, включавшая в себя и кубанские части, вытеснила за пределы Кубани части Северо-Кавказской Красной армии. Среди противников Советской власти зрела уверенность, что вскоре произойдет и полное крушение большевистского режима. С такими настроениями и начала свою работу 28 октября 1918 г. Чрезвычайная Рада Кубанского края. Ей предстояло определить дальнейшее развитие Кубани в условиях пока еще продолжающейся гражданской войны.

11 ноября Рада приняла декларацию, в которой заявлялось следующее: кубанцы мыслят себя неразрывно связанными с Россией, «единой и свободной», но: «отсутствие государственного единства и общероссийской власти, продолжающаяся в центре России анархия и  затянувшаяся борьба с нею, властно диктуют населению Кубани необходимость самостоятельно упрочить государственность в пределах края» (1).  За период работы Чрезвычайной Рады (ноябрь-декабрь 1918 г.) был принят ряд основополагающих краевых законов: «Временное положение об управлении Кубанским краем» - «Кубанская конституция», закон о земельной реформе, положение о Кубанской армии и т.д.  Своеобразным выражением стремления к упрочению кубанской «государственности» стало и учреждение государственных наград Кубанского края: «Креста Спасения Кубани» и медали «За освобождение Кубани».

Речь о необходимости наградить всех без исключения активных участников «освобождения края от большевизма» зашла уже в день торжественного открытия Чрезвычайной Рады - 1 ноября 1918 г. (2). Принята было и соответствующая резолюция. Для разработки подробного проекта закона о наградах Рада создала специальную комиссию, сразу же приступившую к работе. 29 ноября комиссия представила свой доклад на рассмотрение членов Рады. В докладе говорилось: «Крестом Спасения Кубани эту награду мы назвали потому, что Кубань, действительно, спасена, что Кубань не погибла, … когда  Россия погибла…» (3). Крест должен был стать высшей наградой Кубанского края. Особо подчеркивалось, что он, воплощая идею освобождения Кубани, должен иметь простую форму. Ведь  «… борцы за свободу шли  не за внешней красотой, а за красотой внутренней, духовной, а эта красота может быть выражена только в простоте» (4). Помимо Креста Спасения Кубани, предлагалось учредить медаль «За освобождение Кубани», причем и крест, и медаль - двухстепенные.

В обсуждении доклада  члены Рады приняли самое живое участие. Мнения настолько разошлись, что в течение одного дня (29 ноября 1918 г.) Рада утвердила два противоположных решения: отклонила проект закона о введении наград, а затем его приняла (5). Первый шаг был сделан под влиянием выступления представителя Лабинского отдела Д.А Филимонова, заявившего: «Награда, которая после прекращения братоубийственной войны будет напоминать, что мы убивали друг друга, своих братьев, - такая награда места иметь не должна» (6). После бурного обсуждения члены Рады все же пришли к выводу о необходимости учреждения специальных наград для участников борьбы против Советской власти.

Проект, подготовленный комиссией по наградам, прошел постатейное обсуждение. Наиболее острые дебаты разгорелись по вопросу о том, кто имеет право на награждение новыми наградами. Одни считали, что это участники похода Кубанского краевого правительства, совершенного после оставления Екатеринодара сторонниками Кубанской Рады 28 февраля 1918 г.   Другие предлагали награждать Крестом и тех, кто участвовал в знаменитом «Ледяном» походе Добровольческой Армии. Высказывались и другие мнения. В итоге было установлено, что высшая награда края  вручается принимавшим участие в событиях 28 февраля-1 апреля, участникам Ледяного похода и лицам, имеющим особые заслуги в деле освобождения Кубани, но только по постановлению специально создаваемой Думы Креста Спасения Кубани. Медалью «За освобождение Кубани» должны были награждаться те, кто принял участие в боевых действиях уже после 1 апреля 1918 г., участники партизанской борьбы и т.д.

Чрезвычайная Рада Кубанского края  приняла  и решение о первых награждениях Крестом Спасения Кубани: Крестом I степени награждались войсковой атаман А.П. Филимонов, председатель краевого правительства Л.Л. Быч, председатель Краевой рады Н.С. Рябовол, генерал А.Г. Шкуро и др. (7).

7 декабря 1918 г. Рада утвердила постановление об учреждении наград  Кубанского края (8).  Крест  «За спасение Кубани» и медаль «За освобождение  Кубани» учреждались «В воздаяние и память героических трудов и лишений, понесенных в борьбе за освобождение Кубанского края от большевизма». Как и предлагала комиссия, награды устанавливались двухстепенные: «Крест Спасения Кубани» 1-й степени – «черный железный крест с гербом Кубанского казачьего войска и с надписью «За освобождение Кубани. 1918»   на  лицевой стороне и с порядковым номером и указанием степени на обратной стороне. Крест носится на соединенной ленте – Георгиевской и национальной Кубанской», 2-й степени – «такой же крест на соединенной ленте Владимирской и национальной Кубанской». Медаль «За освобождение Кубани» - «обыкновенного размера из светлой бронзы с гербом Кубанского казачьего войска на лицевой стороне и с надписью «За освобождение Кубани. 1918» и с указанием степени на оборотной стороне». Медали 1-й и 2-й степеней отличались своими лентами (ленты соответствовали лентам Креста Спасения Кубани 1-й и 2-й степени). Устанавливались также правила ношения наград: Крест должен был носиться левее Георгиевского креста и правее всех остальных орденов, а медаль – левее всех орденов и георгиевской медали и правее всех остальных медалей. Крест Спасения Кубани, «имея в виду выделить и достойно наградить сынов Родной Кубани на все их выдающиеся подвиги на пользу края», решено было считать высшей наградой в Кубанском крае. В специальном разделе определялись права и льготы награжденным.

Разработка статута кубанских наград и проекта положения об орденской  думе поручались Кубанскому краевому правительству, которое и должно было передать их на утверждение Законодательной Раде. Приказом войскового атамана Кубанского казачьего войска А.П. Филимонова от 24 декабря 1918 г. была образована  специальная комиссия под председательством генерал-майора Филиппова (члены комиссии – генерал-майор Хабалов и полковник Селютин) (9). Предписывалось к 10 января 1919 г. представить результаты работы комиссии в Войсковой штаб.

Процесс принятия статута наград Кубанского края в Законодательной Раде затянулся. 20 февраля 1919 г. рассматривается проект медали «за участие в борьбе с большевиками». В проекте указывалась несколько видоизмененная надпись – «Освобожденная Кубань» (10). Вновь вспыхнули споры о хронологических рамках событий, участники которых подлежали награждению. Решено было, что медалью будут награждаться все участники «борьбы за освобождение Кубани за период с 29 ноября 1917 г. по февраль 1919 г.».

Осложняло принятие статута и то, что не  был принят еще новый герб Кубани, изображение которого по решению Чрезвычайной Рады  должно  было быть помещено на Кресте Спасения Кубани и «причисленной к нему медали» (герб был утвержден только 18 мая 1919 г.).

2 марта 1919 г. Совет кубанского краевого правительства заслушал доклад генерал-майора Хабалова, в котором были изложены основные положения проекта статута Креста спасения Кубани и медали «За освобождение Кубани». Проект был одобрен; члену краевого правительства по делам военным поручалось представить его в Законодательную Раду «с приложением рапорта и объяснительной записки генерала Хабалова» (11). За тем еще почти два месяца шло обсуждение проекта в Законодательной Раде. К сожалению, сохранившиеся документы дают об этом процессе весьма отрывочные представления. Но имеются документы, подтверждающие тот любопытный факт, что задолго до утверждения статута многие участники знаменитого Кубанского похода представлялись к наградам (12).

Только 30 апреля 1919 г. Законодательная  Рада Кубанского края приняла статут Креста Спасения Кубани и медали «За освобождение Кубани»(13). Но и на этом разработка статута не закончилась: он не был утвержден Войсковым атаманом Кубанского казачьего войска А.П. Филимоновым, поскольку в представленном документе недостаточно были проработаны вопросы о частичной амнистии лиц, совершивших уголовные преступления, но имевших право на получение кубанских наград (14). Статут передали на рассмотрение Ведомства Юстиции Кубанского краевого правительства (15), которое дополнительно рассмотрело и проработало вопросы об амнистии, чтобы еще более не затягивать вопрос о введении высших кубанских наград, решено было разработать особый закон об уголовной амнистии.

23 июня 1919 г. статуты обеих кубанских наград были вновь приняты Законодательной Радой (16). К правилам ношения Креста Спасения Кубани, установленным еще постановлением Чрезвычайной Рады 8 декабря 1918 г., добавилось еще одно:  на плаще вне строя носится лента ордена по борту плаща.

Награждение производилось по представлению командиров и решению Думы Креста Спасения Кубани, которая была учреждена приказом войскового атамана А.П. Филимонова 2 июля 1919 г. (17). В состав Думы входили: полковник Орлов, полковник Роговец, сотник Филимонов, коллежский советник Белый, вахмистр Воронов. Канцелярии Орденской Думы приступила к работе только в начале декабря 1919 г. (18).

Вскоре Дума Креста Спасения Кубани произвела первые награждения. Пока удалось найти шесть постановлений Думы за период с июля 1919 по февраль 1920 г. (19). Судя по датам,  Дума работала с большими перерывами – в два-три месяца.

Крестом Спасения Кубани  I  степени были награждены руководители Добровольческой армии - генералы Деникин, Романовский, Эрдели,   кубанцы – генералы Шкуро, Бабиев и др. Посмертно высшей награды Кубани удостоились генералы Корнилов, Алексеев, Марков.

Награждение вновь учрежденными кубанскими наградами (особенно медалью «За освобождение Кубани») было массовым. В списках награжденных иногда – более 50 имен.

Как считают исследователи (Пашков П., Кузнецов А., Дуров В.А.), кубанские награды на Кубани не вручались; награжденные получали только диплом о присвоении награды (20). Крест Спасения Кубани был изготовлен во Франции в небольшом количестве и вручен награжденным в 1920-е гг.  Сейчас обе кубанские награды являются большой редкостью.

Библиографические ссылки:

1.       ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 63. Л. 6.

2.       Стенографический отчет пленарных заседаний Кубанской Чрезвычайной Краевой рады созыва 28 октября 1918 г. Ч. 1. Екатеринодар, 1918. с. 20.

3.       Стенографический отчет… Вып.  VI.  Екатеринодар, 1918. С. 818.

4.       Там же. С. 817.

5.       «Утро Юга» (газета). 1(14).12.1918.

6.       Там же. С. 823.

7.       Там же. С.с. 871-883.

8.       Постановление Чрезвычайной Рады Кубанского края о наградах участникам освобождения Кубанского края от большевизма. Екатеринодар, 1918.

9.       Приказы по Кубанскому казачьему войску. 1918 г., № 547.

10.   ГАКК. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 3

11.   ГАКК. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 113. Л. 204.

12.   См. например: ГАКК. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 166. Л. 24 и наградные дела фонда 396, оп. 5.

13.   ГАКК, Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 203. Л. 144.

14.   ГАКК. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 79. Л. 13.

15.   ГАКК. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 20. Л. 85.

16.   ГАКК, Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 171. Л. 90.

17.   Там же. Л. 479.

18.   ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 266. Л. 39.

19.   ГАКК, Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 171.

20.   Пашков П. Ордена и знаки отличия гражданской войны 1917-1922 гг.  б/г, б/м. С. 25,  Кузнецов А.А. Награды. М., 1998. С. 321; Дуров В.А. Верою спасется Россия // «Оружейный двор». 1997, № 2. С. 77.

 

 

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Все статьи

Главные новости

Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»

Краснодарцев приглашают на кринж-пати, где будут смотреть «Дневники принцессы» и «Дряные девчонки»

В Краснодаре на «Солнечном острове» пройдет бесплатный забег. Когда и как присоединиться

В парке «Краснодар» на кустарниках появилась «ягода привидения»

На курортах Краснодарского края начнут штрафовать уличных музыкантов

«Начните уже перерабатывать». Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы

Лента новостей