Генерал Пуликовский: О терроризме, военном искусстве и правде
Боевой генерал, ставший свидетелем зарождения терроризма в современной России на заре 90-х – рассказал о корнях терроризма и способах борьбы с ним
Константин Пуликовский – боевой генерал, ставший свидетелем зарождения терроризма в современной России на заре 90-х – рассказал о корнях терроризма и способах борьбы с ним.
Константин Борисович, Вы являетесь свидетелем подготовки и одним из участников первой чеченской кампании, были знакомы с лидерами бандформирований первой волны. Что порождает терроризм и какова его цель?
– Прежде всего, позвольте высказать соболезнования родным и близким погибших от рук террористов в Москве и почти ежедневно погибающих в Дагестане, Ингушетии и других регионах Северного Кавказа. Гибель людей – всегда большое горе.
В свое время несколько раз доводилось общаться с глазу на глаз с одним из первых главарей боевиков – Асланом Масхадовым. Я ему говорю: "Аслан, какие бы сложные процессы не проходили в России, нашу армию вам не победить". Он ответил: "Мы это понимаем, но все равно вас попугаем, чтобы вы пошли на наши требования". Думаю, этого же добиваются террористы и сейчас: хотят показать свою силу, дестабилизировать общество.
Конечно же, для предотвращения терактов должны активно работать силовые структуры, используя разные формы и методы. Но главное не в этом. Корни терроризма произрастают в идеологии. Ни в коем случае не хочу очернить ту или иную религию. Но следует понимать: течение воинствующего ислама, которое с нами воюет, прекращать свои действия не собирается, и без победы на идеологическом фронте покончить с терроризмом нельзя.
– В 1996 году Вы разработали операцию по окружению захваченного боевиками г. Грозного, которая позднее вошла в военные учебники многих стран мира как "Кольцо Пуликовского". Как развивалась бы новейшая российская история, если бы операцию дали довести до конца?
– Эта операция представляла собой особую систему перегруппировки частей и ряд подготовительных маневров, благодаря которым город был полностью блокирован. Сквозь "Кольцо" не то, что человек, мышь не могла прошмыгнуть.
Мой младший сын Сергей, учась в военной академии им. Фрунзе, позвонил мне и сказал: "Отец, мы сегодня по курсу истории военного искусства проходим "Кольцо Пуликовского". Мне было приятно. Плохо спланированную операцию в военных академиях преподавать не будут.
И у меня нет ни малейшего сомнения, что она была бы успешно завершена, и мы бы покончили с боевиками, которые в тот момент все собрались в Грозном. Это подтверждает тот факт, что в течение 10-ти суток, когда мы окружали город, на территории Чечни не прозвучало ни одного выстрела. Хотя до этого каждую ночь были обстрелы, подрывы, захват заложников и т.д.
Но, как Вы знаете, неожиданно Кремль протрубил отбой, приехал Лебедь и подписал мирное соглашение. Спустя время, я осознал, что победить в первой чеченской войне вообще было невозможно, так как помимо военного искусства нужна еще и политическая воля. А тогда ее не было.
Убежден: если бы нам дали тогда сомкнуть "Кольцо", второй чеченской кампании не было бы и тысячи российских парней остались бы живы. Кроме того, предполагаю, что не было бы и терактов в московском метро, и нынешней нестабильности на Северном Кавказе.
Как Вы считаете, создание Северо-Кавказского федерального округа и назначение его полпредом Александра Хлопонина сможет переломить ситуацию в этом регионе?
– Очень на это надеюсь. Военные там были и есть, правоохранительные органы были и есть, теперь, наконец, пришел политический руководитель, у которого есть сила и вес, чтобы силу применить. Мне в августе 1996 года очень не хватало рядом с собой такого человека.
Люди, которые делают историю, как правило, чувствуют себя в ответе перед ней. Другой боевой генерал Геннадий Трошев до своей гибели успел написать три книги-воспоминания о минувшей войне. Вы свою первую книгу "Восточный экспресс" посвятили путешествию по России с лидером Северной Кореи Ким Чен Иром в вашу бытность полпредом в ДФО. А о Чечне молчите. Почему?
– Первое время, Вы знаете, было довольно тяжело. Гибель сына, позорный Хасавюртовский мир – представьте мое состояние. Да и многие персонажи, о которых следует упомянуть, долго занимали высокие посты… Однако, в конечном итоге, книга была написана. Она называется "Украденное возмездие" и посвящается моему погибшему сыну Алексею. Издание очерка намечено на конец мая этого года.
Кульминационный момент "Украденного возмездия" – то самое "Кольцо Пуликовского", подписание позорного мира Лебедем и Березовским. В книге – моя правда о первой чеченской войне. В ней – вся моя судьба, вплоть до назначения полпредом.
Биографическая справка
Генерал-лейтенант Константин Пуликовский 33 года прослужил в Вооруженных Силах СССР и России. В 1996 году командовал федеральными войсками в Чечне. На "первой чеченской" потерял своего старшего сына Алексея.
Работал в администрации Краснодара, полпредом в ДФО, руководителем Ростехнадзора. Создал краевое отделения "Боевого братства".
В 2000 году возглавил предвыборный штаб Владимира Путина на Кубани и обеспечил его победу в традиционно "красном поясе".
С декабря 2009 г. возглавляет партию "Справедливая Россия" в Краснодарском крае.
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
В Ейске шестилетние Варя и Маша Мирошниченко нуждаются в дорогостоящем лечении. Как им помочь?
Краснодарцев приглашают посмотреть и обсудить с экспертом аниме «Ариэтти из страны лилипутов»
Краснодар и Ростов-на-Дону вошли в рейтинг городов с самой дешевой арендой на Новый год
Из Сочи на Шри-Ланку самолеты теперь будут летать каждый день
Pixar выпустила первый трейлер «Студии сновидений» с героями «Головоломки»
Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»