Кирилл Симонов

"Мы – менеджеры". Интервью с директором сельской школы Чечни

Директор школы № 3 станицы Ассиновская Сунженского района Чечни рассказал о специфике своем работы и отношении к ЕГЭ и сериалу "Школа"

В 2010 году, который объявлен в России "Годом учителя", впервые проходит Всероссийской конкурс для руководителей образовательных учреждений "Директор школы – 2010". Организатором мероприятия выступает журнал "Директор школы" при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ, Высшей школы экономики, Российского общественного совета по развитию образования  и профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Один из тех, кто представляет на конкурсе Южный регион России – Юнус Махмудович Конгиев, директор СОШ № 3 станицы Ассиновская Сунженского района Чеченской Республики. По итогам экспертной оценки, он попал в тридцатку лучших директоров и примет участие в отборе победителя в Москве. В интервью порталу ЮГА.ру Ю. Конгиев рассказал о специфике своей работы и отношении к ЕГЭ и сериалу "Школа".

Должность директора школы предполагает не только сочетание административной и педагогической работы, но и большую ответственность. Вы сознательно выбрали для себя такую стезю или это получилось случайно?

– Директором этой школы я стал, в большей степени, случайно – благодаря стечению целого ряда обстоятельств оказался в станице Ассиновская, когда там нужен был человек для восстановления разрушенных зданий школы. Но к работе в этой должности я был уже подготовлен: в 1983 году окончил физико-математический факультет Адыгейского педагогического института в городе Майкоп (Адыгея), работал в школе учителем, завучем.

В чем состоит главная задача директора? И кем приходится быть в первую очередь – менеджером или все-таки учителем?


– Директор школы – это, прежде всего, управленец, который выстраивает свои отношения с коллективом, учениками, родителями, представителями органов власти и общественностью. И главная наша задача – уметь определять стратегию развития школы, четко и ясно обозначить цели и организовать коллектив для эффективной работы по их достижению. При этом нужно руководствоваться требованиями государства и общества.
Поэтому в современных условиях директор – это менеджер, который знает школу, любит и умеет работать с детьми и уважает труд учителя.

Родители часто бывают недовольны успеваемостью своих детей и, наверняка, перекладывают всю ответственность на качество обучения, дисциплину в школе. Как Вы справляетесь с подобными случаями? И как можно сделать отношения между коллективом школы и родителями учеников более плодотворными?

– Изменения социально-экономических условий в стране предъявляют новые требования и к стилю руководства школой. Меняются взаимоотношения с родителями и общественностью. Многие проблемы, связанные с дисциплиной обучающихся, качеством обучения, решаются путем налаживания доверительных отношений с родителями, которых надо привлекать не только для подготовки и проведения традиционных школьных мероприятий, но и для управления школой, для совместного решения финансовых и хозяйственных вопросов через совет школы. Все должны четко и ясно понимать, что школа – для детей и ради детей. А кто больше всех заинтересован в создании максимально благоприятных условий для детей, привлечении лучших учителей? Родители!

А кого сегодня лучше всего привлекать для работы в школе? И в чем секрет успешного педагогического коллектива?

– Для успешного решения школьных проблем директору необходимо сформировать команду единомышленников-профессионалов, которые будут способны решать эти вопросы. Личность может быть воспитана только личностью. И чтобы наши выпускники были компетентными и успешными в новом обществе, надо сначала формировать эти качества у учителей.
Важно не только то, что говорят учителя детям в школе. Очень важно для детей, как они говорят, важен внешний вид учителя, поведение учителя в школе и за ее пределами. Особенно – в селах, где все друг друга знают.
В коллективе должна существовать атмосфера, способствующая творческой работе, должна царствовать доброжелательная требовательность. Кроме того, надо создавать все условия для повышения методического мастерства учителя, для профессионального роста учителей. Уважительное отношение к работе учителя способствует росту их мастерства и пополнению коллектива за счет молодых специалистов. В сельских школах сейчас особенно нужны молодые специалисты, хорошо владеющие информационными технологиями.

Вы смотрели сериал  "Школа"? Каково Ваше отношение к этому сериалу?

– Несмотря на развитие Интернета, телевидение продолжает оказывать сильное влияние на формирование мировоззрения детей и подростков. Я уверен, что пора запустить на ТВ несколько проектов по системе образования, где будут показывать не только проблемы и негативное, но и демонстрировать успехи, положительный опыт работы отдельных учителей, школ и целых регионов. Эти передачи должны быть регулярными и интересными как для подростков, так и для их родителей.

В рамках "Года учителя" правительство подготовило проект национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая была поддержана президентом России Дмитрием Медведевым. Как Вы относитесь к перспективам введения новых стандартов образования?

– В основных направлениях развития школы, которые указаны в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", отмечены наиболее острые проблемы современной школы, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Необходимость введения новых стандартов также очевидна, как и необходимость поднятия престижа учителя, улучшение школьной инфраструктуры и работа с одаренными детьми. Если наше общество хочет дать качественное образование подрастающему поколению, то надо сделать все необходимое, чтобы учитель стал уважаемым человеком в обществе.

Как Вы и Ваши педагоги оценивают ЕГЭ? Дает ли он точные представления о знаниях учащихся?

– Я уверен, что в системе образования необходимы масштабные, комплексные изменения и ЕГЭ – только часть этих мер. Мы не должны забывать, что в обществе произошли серьезные изменения за последние десятилетия – от плановой экономики перешли на рыночные отношения, где частная собственность определяет правила игры. Наши выпускники должны быть подготовлены к жизни в этом обществе, в новых условиях.
ЕГЭ можно и нужно совершенствовать. Отношение к ЕГЭ учителей, родителей разное, но надо отметить, что введение Единого госэкзамена стало катализатором системных изменений к лучшему: по-новому выстраиваются взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, наполняется новым смыслом предпрофильная и профильная подготовка обучающихся, резко повышается уровень требований к профессиональному мастерству учителя, на новый уровень выходят требования по использованию информационных технологий в школе.
Если школа хочет и являться, и выглядеть успешной, то коллективу приходиться оперативно решать эти задачи.

Почему Вы решили принять участие в конкурсе "Директор школы – 2010"? Какие достижения и успехи стали основой Вашего конкурсного материала?

– Наверное, это естественное желание любого специалиста – пообщаться с коллегами, обменятся опытом, желание узнать что-то новое, проверить на "прочность" свои идеи, наработки. Участие в профессиональном конкурсе дает возможность по-новому осмыслить, проанализировать и свой опыт работы – это своего рода "сверка часов" с лучшими директорами.
Мне понравились идеи, цели и задачи конкурса. Я уверен, что роль директора в модернизации общего образования очень важна, даже является ключевой. Каких директоров школ мы сегодня имеем, какими их хочет видеть общество и государство завтра – покажет, в какой-то мере, конкурс. Этот конкурс нужен и важен как для директоров школ, так и для общества. И надо сделать его ежегодным.

В моем конкурсном материале нашли отражение результаты работы нашего коллектива за последние годы. Коллектив школы молодой, сформировался, в основном, в 2005-ом году, а дети вернулись после нескольких лет скитаний из различных лагерей для беженцев. Идея конкурса – поиск примеров успешного решения критически важных для данной школы проблем – была мне понятна и близка.

Организатор конкурса – издательская фирма "Сентябрь" – на протяжении многих лет издает литературу в помощь руководителям образовательных учреждений. Помогает ли Вам самому специализированная литература в работе?


– Я выражаю огромную благодарность организатору конкурса. Независимо от имен победителей, уже решена важная задача – директора школ активно включились в процесс обсуждения, анализа проблем модернизации общего образования. Я сам являюсь подписчиком журнала "Директор школы", что и рекомендую сделать всем директорам школ.

Что бы Вы посоветовали своим коллегам, в т.ч. и участникам конкурса?

– Удачи, терпения и новых идей!

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Все статьи

Главные новости

Жители Новороссийска и Геленджика на двое суток останутся без воды

В Ейске шестилетние Варя и Маша Мирошниченко нуждаются в дорогостоящем лечении. Как им помочь?

Краснодарцев приглашают посмотреть и обсудить с экспертом аниме «Ариэтти из страны лилипутов»

Краснодар и Ростов-на-Дону вошли в рейтинг городов с самой дешевой арендой на Новый год

Из Сочи на Шри-Ланку самолеты теперь будут летать каждый день

Pixar выпустила первый трейлер «Студии сновидений» с героями «Головоломки»

Лента новостей