Сергей Бурцев

Война на Украине: расчеловечивание

© Сергей Бурцев

Сергей Бурцев – о пропаганде и реалиях войны на Юго-Востоке Украины

От редакции: Портал Южного региона ЮГА.ру продолжает проект "Комментарии", в котором будут собраны размышления на различные "горячие" темы. Мнения, которые высказывают наши авторы, могут не совпадать с мнением редакции. Нашей целью является предоставить площадку для взвешенных и аргументированных высказываний представителям различных политических платформ и разных взглядов.

О "расчеловечивании" войны на Юго-Востоке Украины, пропаганде и воюющих по обе стороны рассказывает краснодарский журналист Сергей Бурцев.

Этот текст – пустое сотрясение воздуха. Люди, называющие себя думающими и читающими, давно уже сформировали свой взгляд на все украинские события, и даже десятки сотен статей не изменят их креативного взгляда на мир.

Чтобы закончить войну, нужно понять все стороны. Это сложно сделать, потому что уже давно произошло расчеловечивание – воюют не люди с людьми, не славяне со славянами, не чеченский батальон со львовскими силами, воюют "укропы" с "колорадами". Такие ярлыки позволяют не мучиться совестью – какая разница, порезать траву на салат или опрыскать картофельные кусты ядом.

Когда я во время свободных лекций рассказывал студентам-журналистам про информационные войны и задачи государства, то упоминал, что не стоит бояться слова "пропаганда" для обозначения этого – вполне нормальное, имеет дефиниции, показывает госзаказ на определенные ценности для общества в конкретный момент времени.

Сейчас я понимаю, что по факту все осталось так же, а вот по эмоциям я должен принести извинения. Пропаганда привела на поле боя тысячи людей из разных регионов стран бывшего СССР, расставив их по позициям как фигуры на шахматной доске, где пешка никогда не превращается в ферзя, ладью, слона или коня. Ее или убивают, или она остается на восьмой горизонтали (или нулевом километре) бессмысленно смотреть на край поля сражения, обычно даже с пустыми глазницами.

С одной стороны на передовой я участвовал в десятках бесед, где люди с оружием объясняют мне про фашистов, гомосексуалистов, Ляшко, Одессу, американских наемников и "гейропейские" ценности. С другой стороны я читаю в Интернете обзоры о быдловатом Востоке Украины, немытых шахтерах с незаконченным средним образованием, шахтерах-бандитах и российских наемниках.
И там, и там могут подискутировать про историю и про недавние события на Майдане – но только с журналистами, не между собой. Говорить друг с другом они не желают, а вопрос о возможном примирении ставит в ступор.
"Ну, если они сложат оружие и начнут каяться за невинно убиенных", – теперь у всех есть обоснованные претензии.

Когда я только ехал в зону боевых действий как журналист без конкретного редакционного задания, просто по воле желания разобраться в ситуации, то был уверен, что встречу отморозков, которые воспользовались дестабилизацией ситуации и попытались бандитскими методами накопать себе немного золота и власти – даже взял с собой по минимуму денег и вещей. С такими я не встретился. Пока что.

При этом стоит отметить, что мне был по нраву Евромайдан и общий тренд на свержение коррупции. Я, как и многие жители Краснодарского края, не понимал и не понимаю, почему Крым был не наш – как тогда ездили, так и сейчас ездим без изменений ни в языке, ни в границе, ни в людях. А настроения последних лет, приводящие многих моих знакомых к эмиграции, тоже не приносят "патриотического угара". И при этом у меня получается понять людей, у которых была картина мира, и людей, которым эту картину мира подправили.

Что с этим делать – вопрос не одного решения. То ли на день поменяться Киселевыми в телеэфире, то ли ввести миротворческие силы. Разбомбить всех к чертям как-то не получится – либо очень большие потери, либо партизанская война на несколько лет вперед. Уговорить вернуться домой – сразу возникнет вопрос: "А на каких условиях?".

Если подняться с уровня военных одного поста над гражданской войной и почитать геополитические рассуждения – кухонные эксперты-политологи в "Фейсбуке" и "Твиттере" сходятся в том, что для Кремля выгодно оставлять горящую зону в Донецкой и Луганской областях, периодически подливать туда авиационного керосина и всячески дестабилизировать любые попытки урегулирования.

Таким образом, будет продолжаться пропаганда с обеих сторон, которая будет работать, в первую очередь, на привлечение нового добровольного пушечного мяса, едущего на помощь "братушкам" и вписывающегося в антитеррористические формирования. Возможно, это будет продолжаться до зимы, когда серьезно поднимется газовый вопрос. При этом попытка украинской армии зачищать территорию вдоль границы будет постоянно натыкаться на превосходящие российские силы, недовольные вторжением и падающими осколками, на рык МИДа и постоянные заверения официальных лиц о гуманности России.

Но если нажать на кнопку "вниз", и опять посмотреть с высоты обычного человека на беженцев, мирных жителей и военных – то хочется выть.

Смотрите также

Война на Юго-Востоке: зачем шахтеру автомат

День после перемирия на Юго-Востоке: все очень просто

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Все статьи

Главные новости

Теплая, но снежная. Синоптики рассказали, какая зима ожидается в Краснодаре и Ростове-на-Дону

Некоторые районы Кубани засыпало снегом, а улицы Краснодара затопило после дождя. Собрали кадры из соцсетей

Центр Краснодара перекроют 25 ноября из-за празднования Дня матери

В Геленджике открыли зимние пляжи. Где они расположены?

Жители Новороссийска и Геленджика на двое суток останутся без воды

В Ейске шестилетние Варя и Маша Мирошниченко нуждаются в дорогостоящем лечении. Как им помочь?

Лента новостей