Нормальные люди и их неравная борьба с социальными страхами
Психолог Галина Колонтаевская отвечает на письма, которые прислали читатели Юга.ру
Психолог Галина Колонтаевская отвечает на письма, которые прислали читатели Юга.ру.
Половина из тех, кто прислал сообщения на прошлой неделе, посещают либо посещали психолога или психотерапевта. За редким исключением этот опыт положительный. Кто-то обжегся, но не сдался: «У меня полтора года скайп-группа ВДА («Взрослые дети алкоголиков»), она мне дала больше терапии...». «Психолог не панацея от всех проблем, но он дает решение их, решение, как самому распутать все то, что накопилось в голове...». У некоторых опыт посещения психолога был провальным (в одном из следующих выпусков мы разберем, как правильно выбирать специалиста, чтобы не остаться разочарованным).
Проблемы, с которыми сталкивается нормальный современный человек, разделились на две большие группы: социальные страхи и личностные кризисы. Эти две беды часто ходят парой, где традиционно на поверхности одна, а в корне — вторая, даже если человеку это не очевидно. Хорошая новость в том, что личностный кризис — проклятье людей, обладающих личностью (здесь мы больше опираемся на философскую традицию, где индивид не равен личности). Социальные страхи предопределены парадигмой воспитания и, в меньшей степени, генами. Если представить психику в виде капустки — не разобрав верхних листьев, к сердцевине не добраться. С социальных страхов и начнем.
«Меня беспокоит многое. То, что я не идеальная мать и вокруг у всех вроде бы получается лучше...».
Материнский невроз — болезнь XXI века, выращенная внутри всюду проникших социальных сетей на дрожжах неистребимого человеческого комплекса неполноценности. «Реальность» социальных сетей подобна айсбергу, где под водой огромный массив укакавшихся младенцев и опухших спросонья красавиц. Прививкой от виртуальной реальности служит реальность as is, как она есть. Как ее себе устроить — подумайте сами. Может, почаще бывать среди живых людей, а не виртуальных клонов. Отдельное зло — «мамские» форумы, где даже здравомыслящая добрая женщина рискует заработать тревожное расстройство.
«Довольно часто возникает боязнь не справиться с поставленной задачей... Одно неправильное или неточное слово и все — провал. Очень часто тревожит то, что я мало знаю, надо знать больше. "Сильнее, выше, быстрее". Есть страх не оправдать ожидания...».
Одно (одно!) неправильное слово сигнализирует о перфекционизме, когда к себе подходят с линейкой достижений, ориентируясь на сферического сверхчеловека в вакууме. Будучи детьми, мы только от взрослых получаем обратную связь о себе. Насколько я хорош, любим и принят? Даря маме с папой каляку-маляку или пластилиновый борщ, дети ожидают симметричный теплый ответ. В анамнезе работоголика-перфекциониста завышенные с детства ожидания родителей и значимых взрослых. Когда снаружи ты выглядишь серьезным, а внутри все сжимается в ожидании провала, будто бы тебе по-прежнему семь и ты стоишь посреди комнаты на табуретке под критическими взглядами взрослых людей.
Социальные страхи всегда переплетаются с сепарационной проблемой, когда в лице враждебного и оценивающего социума скрыто одно-единственное значимое лицо, чаще всего мамино.
«Продолжаю быть хорошей девочкой, делаю все, чтобы родителям было хорошо. А сама понимаю, что время идет... Как перестать зависеть морально от матери..?»
«Как перестать пытаться нравиться людям? Не переживать "они подумают", "наверное, они смеются", "надо, чтоб они оценили, похвалили", "а вдруг я выгляжу нелепо". Надоело пытаться угодить людям, это отнимает много сил».
«Они», безусловно, подумают. А может, и похвалят. Но скорее всего, не заметят. Коллективная грибница реагирует только на вопиющие раздражители, а секрет общественного порицания в том, что огонь его пылает ровно две секунды. Нынешний век состоит сплошь из эгоцентриков, интересующихся только собой. Чтобы перестать пытаться нравиться всем, достаточно понравиться одному единственному человеку — себе самому. Как понравиться себе самому — тема для отдельного разговора.
Когда пресс социальных страхов становится невыносимым, человек может принять контрпозицию: «вокруг уроды и ужасный враждебный мир».
«Как снизить градус нетерпимости и агрессии к тупым/хамам и т.п.? Я осознаю, что сделать это можно, лишь изменив свое собственное к этому отношение, вероятно, тогда мне и меньше станут встречаться такие люди, но... их очень много. И я опять быстро срываюсь, выходя из шаткого равновесия».
В такие моменты я вспоминаю старый советский мультфильм «Крошка Енот». Помните, как маленький енот бегал к прудику и корчил страшные рожи, пугаясь собственного отражения, пока мама ему не объяснила, как это работает.
Нас всех обманули, когда обещали, что будет легко. В детстве человек обладает магическим мышлением, где коробка — корабль и дом, а мамины туфли и помада превращают тебя пятилетнюю во взрослую тетю (а папа, подыгрывая, падает в обморок при виде «незнакомки»). Добрые сказки со счастливым концом программируют нас на справедливо устроенную жизнь. Делай добро — и тебе воздастся, убил дракона — женился на принцессе, спасла жабу — получила принца, и в целом — «веди себя хорошо!» Ближе к реальному устройству мира был пессимист Ганс Христиан Андерсен, в сказках которого все в конце-концов умирали. Мир непрост.
В основе позиции «вокруг уроды» («а я не такой») лежит персональная гордыня с установкой «я должен и обязан вести себя хорошо» («шаткое равновесие»). Но в каждом из нас есть тень. В аналитической парадигме считается, что вытесненные в бессознательное содержания мы проецируем на окружающих. И если хамы и тупицы повалили косяком, стоит проанализировать это. Возможно, стоит раскопать и присвоить себе собственную нетерпимость хотя бы единожды — и ответить хаму на его языке. Разряженный аффект обладает чудодейственным свойством для психики и делает мир вокруг чуть выносимее. А скопление неразряженных аффектов приводит к хроническим проблемам со здоровьем или депрессии. Оно вам надо?
«Как справиться со злостью, которую вызывает у меня сложившаяся в России демографическая ситуация, согласно которой везде мы можем видеть много красивых, умных, ухоженных, культурно развивающихся женщин и намного меньше мужчин... Кому-то хорошо и с уткнувшимся в компьютер бессловесным мужчиной-мебелью... мне, по-хорошему, давно уже пора найти пару и создать семью... Но то, что я вижу своими глазами и проживаю на своем опыте, подтверждает плачевность окружающей ситуации. И мне не хочется вступать в эту гонку "за мужика"».
Сильнейший женский социальный страх — выпасть из стереотипной гендерной роли. Когда «все подруги по парам, а я одна», когда встает дилемма: карьера или материнство, когда бабки у подъезда. И сколько ни цитируй Омара Хайама: «уж лучше будь один, чем вместе с кем попало» — плетью обуха не перешибешь. Пока. Общество инертно, и должна накопиться критическая масса думающих вместе, чтобы возникла новая норма. У мужчин тоже существует подобный страх, подпитывающийся общественной установкой, только стереотипы, связанные с мужским полом, иные. И это тоже отдельная история.
Пишите, пожалуйста о том, что вас волнует, по ссылке.
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
В сети появилась информация, что в Краснодаре дефицит вакцин от бешенства. Узнали, так ли это
Сочи и турецкий Трабзон свяжут паромом. Билеты — от 6 до 35 тысяч рублей
Летевший из Сочи в Анталью самолет загорелся при посадке. Главное о происшествии
Краснодарский «Один театр» запустил шоу видео-интервью с актерами
Мокрый снег, гололед и сильный ветер ожидаются в Краснодарском крае в начале недели
Теплая, но снежная. Синоптики рассказали, какая зима ожидается в Краснодаре и Ростове-на-Дону