В Краснодаре открыли новый Яблоновский мост. В Адыгее он ведет к узкому тоннелю, кошмару для пешеходов и застройке промзоны
Со стороны Адыгеи новый Яблоновский мост вряд ли устранит пробки, а о доступной среде для пешеходов нет и речи
17 июня 2023 года открыли половину нового Яблоновского моста, который собирались построить с 2012-го. Старый мост тут же закрыли, поэтому пропускная способность переправы между Краснодаром и Яблоновским осталась прежней — по одной полосе в каждую сторону.
Наблюдая долгожданное открытие, Юга.ру внимательнее осмотрелись вокруг — чтобы понять, что даже запуск всех четырех полос нового моста вряд ли кардинально улучшит ситуацию вокруг в ближайшие годы.
Спасет ли новый Яблоновский мост от пробок?
С краснодарской стороны — вероятно, да. К концу 2023 года новый мост планируют открыть полностью — по две полосы в обе стороны. Но и к ним соберется пробка, когда во время пиковых нагрузок машины будут съезжаться с пяти полос улиц Индустриальной и Захарова.
С адыгейской стороны избежать пробок вряд ли удастся. И даже не из-за планов закрыть Тургеневский мост на реконструкцию в 2024 году на 14 месяцев.
В 2012 году губернатор Кубани Ткачев обосновал необходимость строительства нового моста или расширения старого так: «Движение в час пик стоит намертво». За 11 лет Краснодарская агломерация только росла, в том числе — множеством жилых комплексов в поселке Яблоновский и ауле Новая Адыгея. Поэтому все, кто часто ездит между Краснодаром и ближним пригородом или Энемом, Афипским и Ильским, давно привыкли к пробкам перед Яблоновским мостом.
Более того, из-за роста населения в поселке Новый и ауле Козет, пробка на въезде в Краснодар часто стала начинаться не перед мостом, а перед тоннелем под железной дорогой. Этот старый двухполосный тоннель с узким тротуаром находится на въезде в поселок Яблоновский и соединяет улицы Ленина и Дорожную — и уже по ней машины едут к мосту. В худших случаях пробка начинается еще от автосалонов на юге от поселка, в 2,6 км от моста.
Высока вероятность, что открытие всех полос нового Яблоновского моста не устранит пиковые пробки, но лишь отодвинет их к тоннелю.
Удобно ли ходить вокруг моста пешеходам?
На краснодарской стороне условия для пешеходов приемлемые. Да, сейчас везде много стройматериалов, разрушенного и плохо отремонтированного асфальта, дырявых и шатких деревянных настилов на тротуарах, пыли, не высыхающих луж с грязью и т.п., но все это можно списать на временные обстоятельства стройки.
На адыгейской стороне — точно нет. Новый Яблоновский мост подразумевает трехметровый тротуар и велосипедную дорожку (17 июня их не открыли). Но даже если новый мост будет удобен для пешеходов, то в поселке их ждет хаос.
Все начинается с долгого светофора в 300 метрах от спуска с моста. Следующий пешеходный переход через Дорожную на 900 метров южнее, уже за поворотом в тоннель под железной дорогой к улице Ленина.
Так как перед мостом постоянная пробка, а приоритет пешеходам короткий, автолюбители иногда проезжают по зебре даже во время зеленого света пешеходам.
От светофора к восточной части поселка ведет узкая тропа между заборами. По ней можно пройти к ж/д платформе «Кубань», но не всегда — жарким летним полднем подход к одной из лестнице полностью затоплен дождем, прошедшим накануне вечером.
По улице Дорожной можно пройти по узкому тротуару между забором и отбойником ко второй лестнице на ж/д платформу. Вчерашний дождь не отрезал ее целиком, но над лужей надо перепрыгивать от куска бетона с первой ступени.
На обеих лестницах нет пандусов ни для колясок, ни для велосипедов.
Если вы все-таки оказались на платформе «Кубань», то вам доступен только один из перронов, у которого останавливаются электрички, идущие от Краснодара — например, на Горячий Ключ или Новороссийск. Перрон для поездов к Краснодару не связан с другим никаким настилом поперек путей. Чтобы попасть на восточный перрон и спуститься от него к улице Индустриальной и другой части поселка, пешеходу придется перешагивать четыре рельсовые пары.
К берегу и частному сектору у реки западнее моста можно спуститься по лестнице с заезда на старый Яблоновский мост. Сейчас там остался узкий коридор между двумя заборами — частично заброшенного консервного завода и строительного городка.
У людей, ходящих там впервые, иногда складывается впечатление, что в длинный металлопрофильный коридор ведет в тупик, а не к повороту на 90 градусов.
Благоустройство замедленного действия
По нечетной стороне улицы Дорожной есть незастроенные участки и коммерческая недвижимость, которую не могут достроить годами. Вероятно, ими займутся активнее в связи с открытием нового моста.
По четной стороне, западнее моста на берегу Кубани находится бывший Адыгейский консервный комбинат. Завод сокращал мощности с конца 1990-х и прекратил производство в 2008 году.
Часть цехов сдают в аренду под склады разным бизнесам, поэтому на заводе иногда можно встретить грузчиков. Неагрессивные охранники скучая обходят постройки и объезжают территорию на велосипедах.
В 2017 году компания «Строитель-ЮГ» заявила, что за пять лет застроит разрушающуюся промзону, вложив 7,5 млрд рублей. На 20 гектарах планировали построить ЖК Green Apple из тринадцати 12-этажных домов с над- и подземными парковками на 1300 мест. А еще — парк на 5,2 га, торговый комплекс «Фермер-сити», школу на 1100 мест и детсад на 250.
Планы менялись не раз, в итоге в ноябре 2022 года застройщики договорились с правительством Адыгеи, что проект реализуют к 2030 году.
Как бы то ни было, инвестиционная привлекательность этого участка напрямую зависит от связности с краснодарским берегом. Она начала улучшаться лишь недавно, поэтому строительство не торопили. Но когда его завершат, заселение комплекса кратно увеличит транспортную нагрузку на все кварталы, прилегающие к Яблоновскому мосту с адыгейской стороны.
Западную часть промзоны расчистили в феврале 2023 года. Сейчас там строят фундамент, устанавливая сваи.
Параллельно с началом строительства ускорили снос заброшенных цехов ближе к Дорожной, в том числе — высокой заводской трубы, которая была целой еще в конце марта.
Сейчас любой желающий может свободно гулять по бывшему комбинату. Зайти на его территорию можно как мимо шлагбаума от рынка на улице Промышленной, так и через разрушенную секцию забора рядом с заездом на старый Яблоновский мост.
Краткая история бесконечных обещаний
В начале 2012 года утвердили генплан Краснодара, который подразумевал строительство четырех новых мостов. Одним из них был Яблоновский. В феврале Ткачев заявил, что мост начнут строить в 2013 году. Ввести в эксплуатацию планировалось в апреле 2014-го, потратить — всего 2 млрд рублей.
В мае 2013-го строительство планировали начать осенью, а стоимость выросла до 4 млрд рублей. В декабре 2013-го запуск стройки перенесли на апрель-май 2014. В феврале-марте 2014-го мост планировали открыть к концу 2015 года, а проектирование завершить в 2014-м.
В апреле 2015 года власти обещали заключить контракт на строительство нового Яблоновского моста летом 2015-го. После этого все надолго затихло.
В январе 2018-го в мэрии Краснодара решили, что строительство дублера Яблоновского моста на повестке дня не стоит. Мэр Первышов пояснил: «Если соседи сами дают 50% стоимости строительства, тогда будем думать. Это должен быть совместный проект двух регионов».
Краснодарская агломерация — межрегиональная. Она состоит из четырех муниципальных образований Краснодарского края и трех — Республики Адыгея.
В январе 2019 года неизвестные вывесили баннер, попросив президента РФ Путина обратить внимание на ситуацию с мостом.
В июне Первышов не исключил возможности строительства дублера Яблоновского моста, оценив стоимость «до 7 млрд рублей». Позже цена выросла до 9 млрд рублей.
В феврале 2020 года губернатор Кубани Кондратьев пообещал построить мост к 2024-го. Летом того года его наконец-то начали строить.
В октябре 2021 года Юга.ру снимали строительство моста с коптера.
Последние новости стройки можно посмотреть здесь.
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах. Репортаж с бизнес-завтрака Альфа-Банка в Краснодаре Экономика |
В Краснодаре состоится лекция о Гражданской войне в России
В Краснодаре покажут спектакль по мотивам басен Крылова
В Краснодарском крае ввели штраф за парковку автомобилей на клумбах и газонах
В Краснодаре утвердили «Этический кодекс» горожанина
Жители Краснодара смогут увидеть в небе стыковку космического корабля
В Краснодаре кофеен в два раза больше, чем в Ростове-на-Дону