Такому дебюту, какой состоялся у Николая Южанина в ФК "Кубань", позавидовал бы любой его коллега по тренерскому цеху. Что же произошло за последний месяц с небольшим в команде, которая после блестящего первого круга начала стремительно терять высоту, а теперь, с новым рулевым, вновь устремилась ввысь? Об этом - читайте в эксклюзивном интервью Николая Южанина порталу ЮГА.ру.
Возвращение
ЮГА: Николай Николаевич, волнения по поводу Вашего прихода в "Кубань" уже поутихли. Но все же давайте вернемся на несколько недель назад. Скажите, вообще в Вашей практике уже встречались столь неожиданные повороты? Еще утром были тренером одной команды, а вечером - в Вашем распоряжении уже другая.
- Прежде всего, хочу сказать, что само приглашение в "Кубань" я расцениваю как возвращение. Я уже отдал команде практически шесть лет как тренер, в том числе и.о. главного тренера. Что касается внезапности, то она, безусловно, присутствовала, но давайте все-таки не заострять на ней внимание. Все сложилось так, как сложилось, и в данной ситуации мне надо лишь максимально качественно исполнять свою работу.
ЮГА: Хорошо. Но вы можете описать свое эмоциональное состояние, после беседы с Александром Молдовановым, в которой он предложил Вам пост главного тренера "Кубани"?
- Это было удивление, была тревожность. Я прекрасно осознаю историческую значимость команды "Кубань" для наших болельщиков. Понимаю, что на сегодняшний день "Кубань" и "Краснодар-2000" находятся по этому параметру в разных весовых категориях. Кроме того, я реально ощутил сознание ответственности не только за результат, но и за содержание игры.
ЮГА: Вы приняли команду в очень тяжелой ситуации. До конца чемпионата 14 матчей, и чтобы выполнить поставленную задачу, нужно побеждать едва ли не во всех из них. Был ли у Вас опыт решения подобных задач?
- С такой тяжелой задачей, конечно, сталкиваться не приходилось. Хотя, если Вы помните, я выводил команду "Колос" в первую лигу. С той же "Кубанью" мы выходили из зоны "Юг" в 95-м году. Поэтому сама эмоционально-психологическая ситуация в команде в таких условиях мне знакома. Уровень же решаемой задачи, безусловно, выше. Хотя, с другой стороны, подбор игроков, которые приглашены в "Кубань" на сегодняшний день, на мой взгляд, располагает к удачному ее выполнению. Нынешний состав, пожалуй, лучший за все последние годы.
ЮГА: А вы не чувствуете себя в какой-то мере "тренером-пожарником" наоборот?
- Все эти эпитеты - пожарник, спаситель, экстремал - больше свойственны журналистике. Я - тренер. И я, с одной стороны, осознаю ответственность, а с другой - испытываю человеческое и профессиональное желание попытаться доставить болельщикам удовольствие.
ЮГА: В первые дни после назначения Вы, вероятно, уже составили себе представление о положении дел в команде. Оно оказалось лучшим или худшим, чем вы могли предполагать, наблюдая со стороны?
- Я увидел то, что и не думал, и хотел увидеть. По сути, была одна проблема - отрицательный эмоциональный фон, который необходимо было изменить. Естественно, повлияли все эти игры, которые были проиграны в начале второго круга. Хотя играли мы на выезде и против лидеров. И даже в этих проигранных играх пытались, старались, и была возможность набирать очки. Те матчи должны были закончиться не с таким счетом, с которым закончились. Здесь, как принято говорить, и удача отвернулась, и усталость дала о себе знать.
ЮГА: Тяжело было выправить это психологическое состояние? И что Вам для этого потребовалось?
- Ситуация развивалась так стремительно, что буквально на следующий день после того, как я принял команду, мы проводили кубковую игру. Но уже тогда у меня было четкое понимание того, что этот фон может измениться только через положительный результат. Поэтому мне приходилось и приходится в каком-то плане жертвовать зрелищностью, но при этом стабильно добиваться результата. Для того чтобы к игрокам вернулось привычное состояние. Не самоуспокоения, а победное состояние души.
Биография
ЮГА: Давайте совершим небольшой экскурс в Вашу спортивную биографию как футболиста и тренера - где вы начинали играть, как сложилась ваша карьера. У многих молодых и не только любителей спорта имеются в этой области теоретические пробелы…
- В 1975 году я в числе других ребят 63-го года рождения попал в футбольную школу "Кубань". Занимался в группе у Юрия Владимировича Колинько, который в то время заканчивал свои выступления как профессиональный футболист. Позже на базе нашего набора был создан первый в крае специализированный класс по футболу. В нем учились Олег Мирный, Игорь Никитин Игорь Пестрецов и другие известные впоследствии игроки.
В 1979 я стал игроком основного состава юношеской сборной России, в которой провел 2 года. В том же году, будучи еще учеником 9-го класса, получил приглашение в дублирующий состав "Кубани", за который отыграл весь второй круг того сезона. Затем, когда "Кубань" была уже в высшей лиге, меня постепенно начали привлекаться в основу. Но последовала тяжелейшая травма - перелом ноги. Меня прооперировали, ногу скрутили шурупами, и следующие 1,5 года я провел без футбола.
В те времена во второй лиге было не так много команд мастеров, и по возвращении я был вынужден уехать в Казахстан, в команду города Актюбинска. Потом вернулся и играл за майкопскую "Дружбу". В этот период краснодарскую "Кубань" как раз возглавил Колинько. Это был 1985 год. У нас уже существовала договоренность о моем переходе в "Кубань" по окончании сезона. Но вновь в дело вновь вмешались обстоятельства. Я получил травму колена, пять месяцев лечился в Москве. Потом ушел в армию, отслужил 1,5 года. Карьера футболиста на этом практически закончилась. Но из футбола я не ушел. Работал почти 5 лет старшим преподавателем. Успел, кстати, после этого еще поиграть - 1,5 круга провел в белореченском "Химике".
ЮГА: Ваша тренерская карьера началась в начале 90-х годов…
- Да, в начале 90-х мне довелось вывести и поиграть в первой лиге с краснодарским "Колосом". Потом по ряду причин мне пришлось уйти оттуда, и я оказался в "Кубани".
В 98-м мы, к сожалению, покинули первый дивизион, а мне как раз поступило предложение из Моздока. Я согласился и принял малоизвестную и далеко не благополучную в финансовом плане команду. Затем вернулся в Краснодар и здесь с Александром Борисовичем Молдовановым и рядом других специалистов принял участие в организации "Центра-Р". Из которого в последствии сформировался "Краснодар-2000". Четыре последних года моей работы были связаны именно с этой командой.
В зонную оборону можно играть и во второй лиге
ЮГА: Николай Николаевич, расскажите о Ваших взглядах на современный футбол, какова ваша концепция игры идеальной команды?
- Идеальной? Слово такое… Такие команды складываются редко, и о них помнят, можно сказать, веками. Бразильцы 50-х годов, голландцы начала 70-х. Те же немцы 80-х годов… Идеальная команда не может возникнуть на пустом месте, для этого должно прийти талантливое поколение, должен быть класс игроков, должны быть спортивные результаты. Поэтому не будем говорить об идеальной. А о взглядах… Мне кажется сегодня европейский футбол - это футбол, продолжающий наращивать интенсивность своего развития, футбол, который предъявляет совершенно другие требования к подбору игроков, их функциональной подготовке. Это с одной стороны. С другой - постоянно растет тактическая оснащенность футболистов, их действия уже часто меняются не от матча к матчу, а по ходу одной игры. Высококлассные футболисты сегодня точно знают, как играть, для того чтобы забивать, как играть после забитого гола, как обороняться, как сохранить и как развить победу. Вот это тактическое разнообразие, безусловно, предопределяет то направление, о котором говорил Лобановский в самом начале своей карьеры, то направление, по которому, оттолкнувшись от концепции Лобановского, и пошли развиваться европейские клубы. В первую очередь, итальянские. Считаю, что универсализация - это возможность использования игроков в максимально широком диапазоне, что и определяется гибкостью тактической. Такими мне видятся основные современные тенденции высококлассного европейского футбола, к которым нам нужно стремиться.
ЮГА: Линейная оборона - тоже одна из таких тенденций. Но по этому поводу в России часто возникают дискуссии: мол, нет в нашей стране игроков такого уровня, который необходим для оборонительных действий без либеро. Вы же принадлежите к числу тех специалистов, которые достаточно преданы зонной игре в защите…
- Игра "в зону" или "в линию" - термин опять же более распространенный среди журналистов.
ЮГА: И все же…
- С моей стороны зонное построение в обороне - это не дань моде. Я начинал пытаться играть, работать, разбираться в этой системе еще в середине 90-х годов. Тогда, кстати, об этом говорили значительно меньше. Был, например, такой период в 98-м году, когда "Кубань" принял Синау. Но учебной работой на межсезонных сборах, как раз по построению тактики игры, больше доводилось руководить мне. И что вы думаете? Играя "в зону", мы тогда выиграли почти у всех - у "Кошице", обыгравшей "Спартак", волгоградскому "Ротору" наколотили пять мячей…
Вот Вы говорили, что нет исполнителей профессиональных. А ведь затем был "Моздок", и там мы тоже играли в зонную оборону. И когда я уже ушел, этот клуб, в котором совершенно не было денег и условий для работы, находился на 3-м месте, отставая от тогдашних лидеров - "Кубани" и СКА - на 1 очко.
Затем были четыре года работы в "Краснодаре-2000". Здесь уже по определению у меня не могло быть классных исполнителей. И, тем не менее, мы как-то отбирали ребят, работали и играли в этот футбол во второй лиге. Были у нас достаточно стабильные результаты, и также стабильно ребята уходили в другие клубы, в том числе очень известные.
Самое главное, на что я хотел бы обратить внимание: зонная оборона - это не игра четырех защитников. Это игра, в которой все 11 человек, включая вратаря, участвуют в обороне.
ЮГА: Скажите, а тот "материал", которым вы сегодня располагаете в "Кубани", позволяет вам свободно воплощать свои идеи на поле?
- Естественно, каждый тренер хочет иметь идеальный подбор исполнителей, где каждый футболист - звезда, игрок сборной. Но это не всегда получается - есть финансовые причины, есть уровень клуба, есть интересы игрока. Поэтому, я думаю, тренеру уместнее не мечтать о приобретении звезд, а заниматься наведением порядка среди тех исполнителей, которые есть.
Если говорить о нынешнем положении дел, то тема получается не очень корректная. Других игроков у меня в распоряжении нет, к тому же ребята приглашались прежним руководством исходя из видения, взглядов и возможностей, в том числе финансовых. Вообще, сейчас все упирается в итоги чемпионата. Если они будут положительными, я буду доволен футболистами, мной - генеральный директор, им - президент и так далее.
ЮГА: Хорошо. Николай Николаевич, давайте на время отойдем от турнира в первом дивизионе. Скажите, как вы относитесь к модной нынче тенденции, когда отдельные футболисты и тренеры, а порой и целые команды отказываются от общения с прессой?
- Ну, Вы понимаете, это всегда индивидуальные ситуации. Я считаю принципиально закрываться от общения с прессой - это вообще бессмысленно. Конечно, может быть, что дополнительное общение с журналистами, скажем так, при не очень качественных результатах, в иной ситуации и можно ограничить. Это всего лишь один из моментов в управлении командой. Но принципиальные "закрывания" - это, на мой взгляд, нонсенс.
ЮГА: Еще о модном. В последнее время с подачи бывшего наставника сборной России Валерия Газаева, бурно обсуждаются достоинства и недостатки футболиста по фамилии Плеймекер. А Вы видите необходимость в футболисте этого амплуа на поле?
- Действительно, эта функция игрока уже нарицательной стала. Для меня ближе позиция такая: у игроков должно быть функциональное распределение, связанное с амплуа. Но оно должно гибко изменяться в определенных фазах игры. Действия футболиста являются частью общекомандных действий, особенно в обороне, и в меньшей степени - в атаке. Иначе говоря, в атаке нужно максимально использовать индивидуальные качества каждого футболиста для созидания. В обороне же должен быть традиционный порядок.
ЮГА: Какое, на Ваш взгляд, качество футболиста является наиболее необходимым для его безболезненной интеграции в футбольный коллектив?
- Это должен быть квалифицированный специалист.
ЮГА: И только?
- Я имею ввиду целый комплекс качеств, врожденных и приобретенных: техника, тактика, морально-волевые и пр. Это главное.
ЮГА: Возвращаясь к "Кубани". Вы не опасаетесь прямо по ходу сезона так смело экспериментировать с расстановкой футболистов на поле? Ведь чуть ни половина игроков при прежнем тренере выступала на других позициях.
- Это, конечно, риск. Но он, особенно в первых играх, был связан с многочисленными травмами и дисквалификациями. К тому же перед подобным перестановками у меня с ребятами обычно происходят доверительные разговоры, вопросы, убеждения. Все принятые решения проверяются на тренировках. Действительно, как Вы отметили, кто где сейчас играет непонятно. Но Лысенко - новоиспеченный фланговый игрок - выходит и забивает. Снытко успешно принимает участие в оборонительных действиях в центральной зоне. Амплуа Топчу вообще невозможно определить, но он везде успевает. Это маленькие футбольные хитрости. С другой стороны, я уже говорил об этом, это расширение диапазона действий игрока. С третьей, мне кажется так интересней для ребят в работе и для зрителей на стадионе. В общем, это не бесшабашная импровизация, а серьезная работа.
ЮГА: Последние четыре года Вы работали с очень молодым коллективом. Под Вашим началом тренировались совсем юные 18-20-летние футболисты. Вам не трудно было перестроиться на работу со "взрослыми"?
- Откровенно говоря, эта проблема, если она и существовала, после нехватки времени, внезапности ситуации, кадровых вопросов и прочего была для меня на -дцатом месте. Но заострять на этом внимание, мне кажется, нет большого смысла. Работая в "Колосе", той же "Кубани", "Моздоке" я получил достаточный опыт для управления коллективом профессионального футбольного клуба.
Планка Премьер-лиги - 85-86 очков
ЮГА: Вы встречались до или после своего назначения с президентом "Кубани" - губернатором Александром Ткачевым? Его позиции по отношению к клубу остались неизменными?
- Мы действительно встречались с Александром Николаевичем, были на встрече с ним вместе с Александром Борисовичем Молдовановым. По результатам этого общения могу сказать, что задача у "Кубани" в этом сезоне осталось неизменной: попытаться сделать все возможное, чтобы выйти в Премьер-лигу. Хотя, отдам должное, у Ткачева есть четкое понимание всей сложности ситуации. Он проанализировал ее самым тщательным образом и занял позицию достаточно серьезную, уверенную и дальновидную. Настаивая на попадании в элиту, он, тем не менее, дал понять, что, в крайнем случае, если задача не будет выполнена в этом году, она будет поставлена на следующий сезон.
ЮГА: Из этой встречи с губернатором или из разговоров с генеральным директором Вы вынесли для себя мнение о собственном положении в клубе? Можно ли сказать, что Вы, подобно Георгию Ярцеву в сборной - тренеру на три матча, в "Кубани" - на 14 игр? Или Ваш приход - это всерьез и на долго?
- Со мной подписан контракт на 1,5 года. Однако все завязано на результате и этот вопрос, я думаю, будет рассматриваться по окончанию и по итогам этого сезона.
ЮГА: Впереди у "Кубани" практически финишная прямая: 8 матчей, два спаренных выезда, столько же игр дома (мы беседовали с Николаем Южаниным перед отъездом команды в Хабаровск и Читу - прим. Д.Г.), а плотность в турнирной таблице, особенно в верхней ее части высока, как никогда. Как Вы считаете, сколько команд, реально сохраняет шанс на путевку в элиту?
- Я думаю, как раз эта плотность результатов и расположения, стабильность выступлений ведущих команд позволяет говорить о 5-6 клубах, сохраняющих реальные шансы на выход в Премьер-лигу. Это "Анжи", "Динамо-СПб", "Амкар, "Томь", "Терек" и "Кубань".
ЮГА: Кого-то из конкурентов Вы опасаетесь особо? В концовке чемпионата столько подводных камней и течений…
- Прежде всего, я опасаюсь каждого очередного соперника, с которым нам предстоит встречаться, потому что в каждой игре мы можем потерять очки. Опасаюсь нашего собственного состояния: результат зависит в большей степени от на самих. А в конце сезона надо бороться с усталостью игроков, возможны травмы, дисквалификации. Если же говорить о каких-то течениях, то "Кубань" в этом плане работает довольно активно, и ситуацию контролирует и влияет, где надо. Речь, конечно, идет о профессиональных спортивных технологиях ведения борьбы вне футбольного поля.
ЮГА: В клубе не проводился анализ календаря, каких-то других факторов, с целью выявления приблизительного проходного бала в элиту и соответствующей корректировки задач на оставшиеся матчи?
- Планирование результата - это составная часть нашей работы. Другое дело, что подобные прогнозы - дело не всегда благодарное. На 100% угадать исходы большого количества игр очень сложно. Тем не менее, могу сказать, что подобные подсчеты мы проводили, и, по нашему мнению, команды, претендующие на победу в чемпионате должны рассчитывать на 85-86 очков. Тут еще надо принимать во внимание, что в заключительных 8 турах много команд из верхней части таблицы будут встречаться между собой. Естественно, у всех будут очковые потери. "Кубани", например, еще предстоит играть с "Томью" и "Тереком". И потому итоговое количество очков и распределение мест во многом будет зависеть именно от этих игр "за 6 очков".
ЮГА: Николай Николаевич, в заключение нашей беседы хочется пожелать Вам лично и всей команде успешного завершения сезона и задать вопрос, может быть, несколько преждевременный, но не задать который просто не могу. Вы представляете себе тот общественный резонанс в городе, крае, который вызовет победа "Кубани" в чемпионате, если, конечно, она будет достигнута? Ведь возвращения главной команды региона в элиту российского футбола болельщики ждут уже около 20 лет…
- Вы правы, был, конечно, эпизод в новой российской истории, когда "Кубань" выступала в высшей лиге в 92-м году, но эта ситуация была создана искусственно и закончилась так, как и должна была закончиться. Рассуждать о том, что может быть по окончании чемпионата, мне сейчас очень тяжело. Еще труднее предполагать о возможном резонансе… С детских лет мне навсегда запомнилось то море внимания, бесконечного доверия, восторга и любви к команде со стороны болельщиков, которое не обмелело и по сей день. Поэтому, я могу обещать, что, несмотря на все трудности, в этом году "Кубань" будет бороться до конца. Бороться в надежде на успешный исход этой борьбы и большой праздник для всех ее поклонников.