В восьмидесяти километрах к юго-западу от столицы Кабардино-Балкарии – Нальчика – на высоте 2200 метров расположено небольшое горное селение Безенги. Этот крошечный уголок цивилизации дал название красивейшему району, который раскинулся за ним вдоль до Северного массива и Безенгийской стены…
Шоссе, по которому из Нальчика выбегают наши "ПАЗики" очень скоро сменяется гравийкой, а затем грунтовкой. Кряхтя, переваливаясь с боку на бок и постоянно ломаясь, ровесники 9-й пятилетки, тем не менее, упорно взбираются вверх по крутой и извилистой дороге. Кругом, где бы ни остановил взгляд – лишь горные отроги, склоны, перевалы. Пониже – покрытые густыми лесами, повыше, в зоне субальпийских лугов, – почти голые, песчано-глинистого оттенка. Дыхание становится все глубже: кажется, наслаждаешься безупречным горным воздухом. Но нет, это всего лишь легким не хватает кислорода.
Миновав одно за другим несколько селений и каких-то полуразрушенных заводов, наш небольшой "караван" выбирается к первому посту. Это граница Кабардино-Балкарского государственного высокогорного заповедника. Чуть дальше еще один – пограничная зона: в 10-15 км южнее, за Безенгийской стеной – территория суверенной Грузии.
У "погранцов" нас ожидает небольшая заминка, военные проверяют паспорта. Солнце палит в зените, но, несмотря на это, многие подставляют под безжалостный ультрафиолет свои спины. На лицах – смешанные чувства радости, дорожной усталости и голода. От перемены давления закладывает уши. Но вот все вновь садятся по автобусам, еще полчаса тряски и мы, наконец, у цели нашего путешествия: перед нами в лоне ущелья расположился альплагерь "Безенги".
Опрятные коттеджи, бордюры на тротуарах и уличные фонари – первое, что бросается в глаза. Внешне лагерь ничем не отличается от какого-нибудь санатория на побережье, еще советского, старенького, но довольно ухоженного. Но один взгляд поверх крыш не оставляет сомнений, что находишься вдалеке от курортов. Вокруг, там, где взор не упирается в низкие густые облака, ввысь вздымаются гигантские каменные массивы.
Вперед "ПАЗиков" в альплагерь вскарабкался "КамАЗ" доверху груженый рюкзаками, палатками, досками, газовыми баллонами, ящиками с крупой, консервами и прочей снедью. Здесь – все для трехнедельного почти автономного существования. Меньше чем за два часа позади коттеджей одна за другой вырастают полсотни палаток. Теперь летние сборы Краснодарской краевой федерации альпинизма можно считать открытыми.
С конца 90-х район Безенги пользуется у альпинистов большой популярностью. Часто предпочитая его Уллу-Тау, Джантугану или Адылсу, сюда приезжают любители вертикального мира из России, СНГ и даже Европы. Как говорят, в сезон база принимает до нескольких тысяч "отдыхающих", притом, что ее вместительность – 200 человек. Не первый раз отмечаются в Безенги и краснодарцы. Год назад, например, открытые сборы здесь провел клуб "Вершина". Почти 60 человек сходили маршруты разных категорий сложности от 1а до 3б. А на этот раз поездка была организована на уровне краевой федерации, и в Безенги отправились представители не только 4-х краснодарских клубов, но и альпинисты из других городов и регионов. Всего 110 человек.
Утро в Безенги начинается рано. В 6:00 – 6:30 утра лагерь уже на ногах. В 7:00 – построение, старший тренер сборов Александр Юдин зачитывает распорядок на день. После завтрака, в соответствии с планом, все выходят на маршруты или отправляются на учебные занятия.
8:00. Первое отделение – новички – все еще не готово к выходу. Кто-то забыл шнурки от ботинок, кто-то никак не может отыскать ледоруб. 8:14. Наконец-то все в сборе. Наш инструктор, Валентин Аврамко смотрит на часы и "подбивает" "штрафные очки": "14 минут – 14 консервных банок, ржавых и старых". Это означает, что на маршруте придется не только "работать", но и искать мусор, оставленный в горах нерадивыми предшественниками.
Первый ознакомительный выход новички совершают на "Кладбище альпинистов". "Что б знали, куда приехали", – мрачно шутят опытные товарищи. В этой шутке, однако, правды больше, чем юмора. Безенги долгое время считались районом трудным, суровым, не приспособленным для тренировок и обучения. "Здесь все по-взрослому", – любят подчеркивать опытные альпинисты. Вторит этим предостережениям и печальная статистика – более сотни жизней принесены в жертву богу Безенгийских гор. Район стал менее закрытым лишь с начала 80-х – тогда питерские и московские клубы впервые привезли сюда молодежь. С тех пор Безенгами уже не пугают, а путевки сюда стали наградой за усердие на тренировках.
До "Кладбища альпинистов" чуть больше двух часов, если идти невысоким темпом. Тропа, траверсирующая по каменистым склонам, выводит нас к подножью Миссес-Тау. Отсюда открывается обзор на часть Безенгийской стены – от красавицы Гестолы (4990) до главной вершины Джанги-Тау (5050), а также на 18-километровый Безенгийский ледник и Каракшильский хребет. Немного передохнув, два отделения становятся в полукруг, и один из сопровождающих нас инструкторов начинает обзорную лекцию о районе. Он рассказывает об окружающих нас вершинах и маршрутах, о коварных туманах и потеплении климата, об истории лагеря и правилах горовосхождения.
Мы узнаем, что Безенги – уникальное для альпинистов (да и не только) место. Большие расстояния, высокие и красивые горы, своеобразные погодные условия, десятки маршрутов любой категории сложности – все это характерные черты района. Здесь находятся шесть из восьми европейских пятитысячников. Лишь Эльбрус на востоке и Казбек на западе распложены вне пределов Северного массива и Безенгийской стены. Ляльвер, Гестола, Джанги-Тау, Шхара, Мижирги – в этих названиях слышатся красота, музыка и опасность окружающих нас гор…
Время в Безенги летит незаметно. Может быть, оттого, что здесь его – свободного – почти нет? Ранний подъем, построение, завтрак, тренировки или выход на маршрут, многочасовой подъем, обустройство ночлега. Ранний подъем... Так один за другим дни пролетают, как секунды. Вот и моя пятидневная командировка, как будто едва начавшись, подошла к своему завершению. Вновь ранний подъем, завтрак. Прощание, короткие напутствия, холодный "УАЗик" и три часа тряски до Нальчика.
Дорога домой – как кинолента в обратной перемотке. Вновь дождь, как будто тот же самый, что встречал нас пять дней назад. Смутно различимые сквозь разводы на лобовом стекле похожие одно на другое балкарские селения. Переполненная зеленью и дождем столица республики. Вокзал, счастливый билет и снова часы ожидания. И, наконец, долгожданный старенький "Икарус", который на утро вернет меня в прежний привычный мир. А в это время в 100 км к юго-западу на высоте 2200 метров два отделения новичков вышли из альплагеря "Безенги" на первую в своей жизни единичку "б"…