Краснодарский феномен: футбольная школа с армейским укладом

В недавних отборочных матчах чемпионата Европы за юношескую сборную России играли четыре воспитанника краснодарской школы подготовки молодых талантов - Овчинников, Крючихин, Зиновьев и Дорохин. А на последнем Мемориале Гранаткина кубанцы были представлены семью игроками. С учетом немаленького количества футбольных школ в нашей стране - показатель весьма достойный.

Краснодарский конвейер

А знаете ли вы, сколько всего молодых людей занимаются в краснодарской кузнице футбольных кадров? Пятьдесят! А теперь попробуйте сосчитать КПД кубанского питомника и сравнить его с аналогичными показателями других школ. Думаю, столь высоким качеством "продукции" в России могут похвастать немногие из тех, кто считает себя причастным к воспитанию будущих Ивановых, Мостовых и Дасаевых.


Из бизнеса - в футбол

При более тесном знакомстве с "Некоммерческим партнерством "Центр-Р" (если расшифровать - "Центр-Регион-Кавказ") выяснились и другие, не менее интересные вещи. Во-первых, эта организация создана лишь 4 года назад. Причем не на базе какой-нибудь ДЮСШ, а, по сути, на ровном месте. А во-вторых, создатель и руководитель Центра - Александр Молдованов, до того как взвалить на себя бремя ответственности за талантливую молодежь, никогда не занимался серьезным футболом. Ну разве что на самом низком, любительском уровне.

Молдованов - бизнесмен. В 1997 году фирма, в которой он работает и поныне, оказывала кое-какую финансовую помощь краснодарской "Кубани" встречала и размещала приезжающих на матчи судей, например. Не сказать, чтобы дотации были крупными или регулярными, но когда у президента краевой федерации Георгия Безбогина и тренера сборной мальчиков 1984 года рождения Андрея Поскотина возникли сложности с отправкой команды на крупный региональный турнир в Азов, обратились они именно к Молдованову. Не исключено, что больше не к кому было.

Отказа не последовало. Были оплачены два месяца подготовки на отличных полях под Краснодаром, пацанов полностью экипировали и отправили на турнир. Который они и выиграли, став чемпионами Юга России. Но в нашей истории главное - не это. А то, что за время работы с юными футболистами Молдованов прикипел к ним всей душой. И решил создать школу, в которой можно было бы готовить кадры для команд мастеров, работая с самым податливым и в то же время самым благодарным человеческим материалом - мальчишками 14 - 17 лет. А поскольку человек он основательный, взялся за новое дело всерьез.


Полигон для готовой "продукции"

Наше знакомство с Молдовановым состоялось в начале 2000-го, когда Арсен Найденов, пытаясь спасти тонущую "Жемчужину", приехал на переговоры к тогдашнему президенту "Кубани" Ивану Паненко. Мне довелось присутствовать на их встрече в офисе одной из крупных кубанских нефтяных компаний. Была там и третья заинтересованная сторона Молдованов. Если бы "Кубань" и "Жемчужина" все-таки объединились, место краснодарцев во второй лиге были готовы занять их земляки из турнира КФК - "Краснодар-2000".

В тот момент я, признаюсь, подумал так: "Едва начинает пахнуть кончиной какого-нибудь клуба, тут же слетаются желающие проникнуть в высшее общество не по спортивным показателям, а, что называется, без мыла, через черный вход". Естественно, ни о "Центре-Р", ни о том, зачем Молдованову нужна команда во второй лиге, автор этих строк тогда не подозревал. И потому - ошибался.

Сейчас "Краснодар-2000" действительно играет во второй лиге. Причем попала туда команда традиционным путем, выиграв зональный турнир КФК. Выступают недавние дебютанты неплохо - уверенно идут на 4-м месте, уступая лишь мощному "Тереку", динамовцам Ставрополя и Махачкалы. Это-то и есть самое удивительное. Потому что "двухтысячники" не ставят перед собой высоких турнирных задач. Потому что самому старшему игроку в команде - Рафаэлю Багателия - 26 лет, и тренеры в открытую называют его "дядькой" для молодых одноклубников. А еще потому, что "Краснодар-2000" - испытательный полигон молдовановского "комбината", своеобразный ОТК, зажигающий для воспитанников "Центра-Р" зеленый свет на пути во взрослую футбольную жизнь.


Футбольные сливки

Группа талантливых юниоров-ровесников - конечно, здорово. Но для того, чтобы считать себя школой, этого маловато. Поэтому краснодарский меценат приступил к реализации задуманного, начав с самого главного - помещения и футбольных полей. А чтобы не запутаться в этапах становления краснодарского Центра, опущу подробности и расскажу лишь о том, чего удалось добиться к настоящему времени.

Первенцы - выпуск 84-го года рождения - уже сформировавшиеся футболисты, играющие нынче во многих российских клубах. Тлисов и Самодин в ЦСКА, Микадзе и Церюта - в "Сатурне", Овчинников, который С. В., - в "Локомотиве", Олейник, Топчу, Киселев - в "Кубани". Знакомые фамилии, не правда ли? Остальные - в Смоленске, Анапе, Крымске, Уфе, Гулькевичах, Щелкове, Сочи, Луховицах...

Сейчас в школе две группы 85 - 86-го и 87 - 88-го годов рождения. В какой-то момент было решено, что, совмещая два возраста, можно добиться лучших результатов в подготовке. Кроме того, в хозяйстве Молдованова пока не связываются с теми, кто моложе 14 лет. Ребята приходят не только готовыми к серьезной работе в моральном и физическом смысле, но и умеющими обслужить себя в быту.

Залог успеха краснодарских начинаний - жесточайшая селекция. Образно говоря, Молдованов снимает футбольно-юношеские сливки в крае и окрестностях. В "Центр-Р" попадают только лучшие - другим туда дороги нет. Школа - конвейер, а ее воспитанники - заготовки, которые на выходе должны представлять собой готовые к потреблению изделия.

Звучит более чем прагматично и прозаично, но ведь и готовят в Краснодаре не поэтов, а тех, кому до 30 - 35 лет придется выживать в условиях жестокой футбольной конкуренции. Не выжившие сейчас погибли бы впоследствии. Выжившие придут во взрослый футбол сильными и готовыми ко всему. Система сбоев не дает, поскольку проверена временем. Не четырьмя годами - тысячелетиями.

В школе молодняк не нянчат - воспитывают. Все три года никто не обещает платить им больших денег - самые старшие сейчас получают 500 рублей в месяц, скоро должны повысить до 800. "Сборникам" причитается полторы тысячи рублей. С этих сумм, между прочим, в случае нарушения установленных правил берутся штрафы.

С другой стороны, и родители денег за обучение своих чад не платят, как в некоторых московских школах. Кормежка, обучение, экипировка - за счет фирмы. И через три года - если не отсеются, не снизят спортивные показатели, - вчерашние пацаны гарантированно попадут в команду как минимум второй лиги. А это уже профессия, кусок хлеба.

При этом молодежь Молдованов не ворует. За 14-летнего парня с неплохими навыками его бывшей футбольной школе выплачиваются деньги. По договоренности, но обычно порядка 20 тысяч рублей. Затем если заинтересованные стороны не против - подписывается договор с родителями, и парень отправляется в... казарму.


Футбол под милицейской крышей

Не думаю, что сравнение с армейским укладом порадует руководителей "Центра-Р" или его воспитанников, но по сути и место, где они живут, и распорядок дня очень напоминают суворовское или нахимовское училища. В хорошем смысле.

Школа занимает три этажа в одной из казарм Краснодарского юридического института. Кругом - забор, за забором - окраина города с маленькими частными домишками, фрагментами кубанской степи и великолепным микрорайоном "Энка" на горизонте. Этот мини-городок со всей необходимой инфраструктурой несколько лет назад построили для военных турки, и к нему мы еще вернемся.

Внутри института - никакого уныния. Пройдя КПП, оказываешься в царстве уставной дисциплины, опирающейся не только на единоначалие и субординацию, но и на мощную материальную базу. Денег МВД для своего подрастающего поколения не пожалело. Институт - это несколько гектаров площади, новые здания из красного кирпича, не лишенные архитектурного изящества, спортзалы, футбольные поля, тенистые аллеи, брусчатая площадь с эстрадой для дискотек и даже зоопарк, в котором я насчитал не менее четырех десятков представителей фауны.

- За все это великолепие мы должны быть благодарны ректору института генералу Агафонову, пустившему школу в свои владения, - рассказывал и показывал один из тренеров Центра Игорь Захаряк. - Ребята живут в комнатах на три человека, имеют возможность позаниматься на спортсооружениях института, сходить в сауну. С утра у них тренировка, затем школа, отдых, еще одна тренировка, самоподготовка, а под вечер еще и футбольная теория. По выходным и после матчей отпускаем местных к родителям, остальных - в город. Да, здесь не гражданская вольница, но никто особенно не ропщет, потому что знает, ради чего все это терпит. Да и родители довольны - если ребенок все время под присмотром плюс занимается спортом, значит, ему не до пьянок или наркотиков.

Завтрак, обед, ужин - в том самом микрорайоне "Энка". Уютное кафе обслуживает только воспитанников школы, занимаясь обычными посетителями лишь по вечерам. По выражению Захаряка, кормят "как на убой". От кафе до школы - метров тридцать. 88-й год учится отдельно, спецклассом, остальные распределены среди сверстников равномерно. После того как юные футболисты закончат 11-й класс, они автоматически зачисляются на 2-й курс училища олимпийского резерва. В перспективе это еще одна профессия - тренер-преподаватель. Для перевозки детей из института существуют два штатных автобуса, они же обеспечивают выезды на тренировки.

О полях - отдельный разговор. Всего в распоряжении Центра восемь собственных газонов, один из которых - искусственный. Большинство полей сосредоточены на расположенной в пяти минутах езды базе, которую в свое время строил для "Кубани" Паненко. Когда политические игры в городе привели к его отставке, он увел за собой и базу, в которую вложил немало нефтедолларов. Теперь великолепные травяные газоны в распоряжении мальчишек Молдованова. А ведь есть еще и загородные поля, которые используются во время сборов.


Пока - одни убытки

"Центр-Р" готовит молодежь только для российских клубов. Не знаю, принципиальная это позиция или нет, но на сегодня дело обстоит именно так. Никаких проблем с "распределением" не возникает. Напротив, агенты и клубы заранее присматривают молодых краснодарцев, а за некоторыми - как, например, за нынешним защитником юношеской сборной России Крючихиным - и вовсе выстраивается очередь. О размерах сумм, выплачиваемых за игроков, мне в Краснодаре предпочли не рассказывать, поэтому поделюсь собственной информацией: говорят, С. В. Овчинников обошелся "Локомотиву" в 300 тысяч долларов.

При этом с клубом, в который отдают или, называя вещи своими именами, продают футболиста (пример - Тлисов в ЦСКА), заключается еще и договор о проценте, причитающемся Центру с первой последующей трансферной сделки. Когда вступят в силу личные карты футболистов, обещанные ФИФА и РФС, школа будет получать деньги после каждого оплаченного перехода подготовленного ею игрока в другую команду.

Непосредственные участники воспитательного процесса шесть тренеров, работающих под началом Молдованова, причем как минимум двое из них постоянно дежурят в школе. И "Краснодар-2000", и более молодая команда, участвующая в турнире КФК, играют только по зонной схеме. Это - один из краеугольных камней в системе обучения. Используется в тренировочном процессе еще и так называемый принцип моделирования. Попытки выяснить, что это такое, успехом не увенчались. Не потому, что информация засекречена, а потому, что корреспондент "СЭ" оказался дубоват для понимания столь тонких футбольных материй.

Я не стал спрашивать Захаряка, какая у него зарплата, - и без того было ясно: финансовыми условиями специалист доволен. Более того, многие тренеры хотели бы получить работу в "Центре-Р", но не могут - количество вакансий ограничено. Правда, в планах Молдованова - создать еще и детскую школу, которая готовила бы кадры для юношеского интерната. Но и от селекции он отказываться не собирается. Тем более что авторитет его Центра растет и условия отбора становятся все более жесткими. А значит, растет и уровень выпускников. В заключение хотел бы поведать об одном интересном и ключевом в данной ситуации моменте. До поездки в Краснодар был уверен, что тамошние футбольные Ушинские хотя и делают нужное дело, сами внакладе явно не остаются. Ведь они, по сути, торгуют живым товаром, который сами же и выращивают. Что в общем-то совсем не зазорно - по схожему принципу работает каждое уважающее себя сельскохозяйственное или промышленное производство. (В спорте почему-то принято по-другому: частные спортивные школы в любой стране мира предпочитают не вкладывать свои деньги в воспитанников, а учить их на их же кровные. То же самое и в России, где похожая на краснодарскую система действует пока только в волгоградской "Олимпии".)

Но затем с удивлением узнал: на сегодня "Центр-Р" предприятие убыточное, планирующее перейти на самоокупаемость только в ближайшем будущем. Но перейти так, чтобы затем никогда уже не упасть в финансовую яму. Именно поэтому под будущие доходы сейчас закладывается мощная организационная и финансовая база. Ведь без основательности, организованности и порядка не будет в нашей стране ни хороших футболистов, ни хорошего футбола.

Евгений Дзичковский



В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы