Эдуарда Тучинского баловнем судьбы не назовешь. В карьере голкипера было немало моментов, когда, сцепив зубы, приходилось доказывать собственную профессиональную состоятельность. И все же до недавних пор игра в футбол доставляла Тучинскому больше счастливых, нежели горьких минут. В течение нескольких сезонов подряд он был примой в майкопской "Дружбе", а затем, примерно в течение двух с половиной лет, считался, бесспорно, вратарем номер один в краснодарской "Кубани". Все пошло наперекосяк после прошлогоднего матча второго круга против ярославского "Шинника"...
- Тот поединок, наверное, еще долго будет сидеть занозой во мне, - говорит Тучинский. - Хотя как вратарь опытный знаю, что о плохом нужно как можно быстрее забыть...
НСГ: И все-таки давайте вернемся к злополучному поединку с "Шинником" хотя бы еще разок...
- Матч для нас был чрезвычайно важным. В случае победы мы реально вклинивались в борьбу за путевки в высший дивизион. Готовились очень серьезно, настрой был сумасшедший. После некоторого спада команда постепенно приходила в себя, нащупывала свою игру. Словом, были все основания рассчитывать на успех.
НСГ: И начала встречу "Кубань" совсем неплохо...
- Мне кажется, мы играли здорово. "Шинник" явно нас побаивался. Действовал осторожно. Волжане никак не могли завязать у наших ворот что-то интересное. Мы же, напротив, играли довольно остро в атаке и практически безупречно у своих ворот.
НСГ: Что же произошло на роковой 30-й минуте?
- Да ничего вроде бы опасного. Кто-то из игроков "Шинника" из глубины выполнил длинную передачу за спину нашим защитникам в расчете на убегание форварда. Я, как мне показалось, все предусмотрел. Увидел, что наши ребята не поспевают. Нападающий соперника тоже не поспевал. И тогда я понесся навстречу мячу. Но немного просчитался. Вернее, отскок получился какой-то неправильный. То ли мяч был подкручен, то ли попал в кочку, только полетел он по какой-то немыслимой траектории мне за спину. Защитники рядом, а форвард волжан, я это краем глаза увидел, уже за мной. Все, сами понимаете, произошло в доли секунды. И я где-то по инерции, где-то сознательно прихватил мяч рукой. А это было уже за пределами штрафной площади...
НСГ: Судья не только назначил штрафной, но и, недолго думая, предъявил вам красную карточку. Справедливо?
- Штрафной-то, конечно, справедливо назначил (улыбается). А вот красную карточку показал... Понимаете, я ведь не сбил нападающего, не шел ломать его. А за спиной он оказался, так ну и что? Мяч еще нужно было обработать. А потом, то, что забил бы он, еще не факт. Ситуация, по-моему, тянула максимум на желтую карточку. Погорячился, считаю, арбитр.
НСГ: Любопытно, вы его запомнили?
- Нет. У меня вообще на судей плохая память. Они все какие-то одинаковые, на одно лицо. Уровень арбитража у нас, к сожалению, средненький.
НСГ: Как считаете, арбитр сломал ту игру?
- Судья должен хорошо чувствовать нерв матча. Необходимо судить то, что видишь, а не фантазировать. Ну представьте, играют лидеры, идет нешуточная борьба, а арбитр вопреки логике идет на крайнюю меру и предоставляет искусственным способом большое преимущество одному из соперников. Но как бы там ни было, а я подвел команду. На поле вместо меня вышел Дима Воробьев. Он, поверьте, способный парень. И пару раз сыграл превосходно. Однако я знаю, как тяжело входить в такую вот напряженную игру, да еще и не имея до этого хорошей практики. "Шинник" забил два красивых мяча и фактически лишил нас шансов на повышение в классе. А я до сих пор уверен: не будь того удаления - выиграли бы мы у "Шинника".
НСГ: Эдик, а, может, не стоило рисковать, выходить далеко из ворот?
- Уверен, стоило. Ситуация диктовала необходимость. К тому же мы в линию играем. При этом построении вратарь выполняет помимо своих основных обязанностей еще и функции последнего защитника.
НСГ: Отношения с Олегом Долматовым изменились?
- Трудно сказать однозначно. Он очень своеобразный человек, закрытый. Дружеских отношений не было. Они были рабочими, ровными. Но мне все же кажется, что после игры с "Шинником" Долматов стал относиться ко мне попрохладнее.
НСГ: Тем не менее он в сезоне-2001 еще предоставил вам шанс...
- Меня в воротах заменил Саша Перов. Талантливейший парень. Заиграл он блестяще. Но в Томске отстоял не лучшим образом. И Долматов поставил меня на встречи с "Балтикой" и "Ураланом". У Калининграда выиграли 3:1, а у Элисты - 2:1. Но в матче с "Ураланом" меня подстерегла очередная неудача - получил травму, после чего окончательно перешел в запас.
НСГ: Знаю, что межсезонье было для вас непростым.
- Вы правы. Пошли разговоры, что, дескать, Тучинскому пора уходить, заканчивать карьеру. При этом из "Кубани" никто не гнал. Потом как-то возникла версия, что Тучин-ский будет работать с вратарями. Но я еще не наигрался. Считаю себя самокритичным человеком. Чутко прислушиваюсь к себе. Знаете, если бы только понял, что да, Эдик, все хорошее в прошлом, ты свое уже отыграл, то повесил бы бутсы на гвоздь без долгих колебаний. Но в том-то и дело, что это не так. Я в отменном состоянии, не потерял вкуса к футболу. Мне всего 32 года - разве это возраст для вратаря? Наоборот, все в самом разгаре. В межсезонье я работал на полную катушку. Но Долматов не говорил ни хорошего, ни плохого. Когда не знаешь позицию главного тренера, в душу закрадываются самые невеселые мысли.
НСГ: Когда поняли, что останетесь в команде?
- За месяц до старта чемпионата. Клуб предложил подписать контракт. Но душевных переживаний это не уменьшило. Я по-прежнему не знал, в каком качестве нахожусь в "Кубани" - действующего вратаря или тренера по работе с голкиперами.
НСГ: Как вы отнеслись к приобретению "Кубанью" украинского вратаря Андрея Кураева?
- Без особого восторга, конечно. Я и Саша Перов работали на тренировках до седьмого пота. А тут за несколько дней до начала первенства приглашают опытного вратаря. Разумеется, не для того, чтобы он сидел на скамейке запасных. Что и говорить, невесело было на душе. Мне, например, в 32 сидеть на лавке - мало радости. Но только не подумайте, что отношения с Андреем Кураевым были плохими. Дружескими их не назовешь, но никакой зависти, косых взглядов, а, тем более, конфликтов не было и впомине. Мы все профессионалы и знаем: дело вратаря работать, доказывать свое превосходство, а уж кого ставить в состав - решает главный тренер.
НСГ: Кураев слабо провел стартовый матч в Чите, но затем заиграл уверенно и стабильно...
- Вы правы. И каково же было мое удивление, когда Долматов поставил меня на игру в Астрахани. Если бы это произошло после Читы, еще было бы понятно. Но менять вратаря, когда он проявил себя с лучшей стороны...
НСГ: Своего шанса вы не использовали?
- Мы проиграли в Астрахани -1:2. Ошибок не допустил, но, считаю, и не выручил. А потому, наверное, уступил вновь место в воротах Кураеву.
НСГ: Кураев недавно вернулся на Украину, а в ворота стал Перов.
- Он заслужил это. Работой на тренировках, отношением к делу, мастерством, наконец. С Сашей у нас дружеские отношения. Как-никак - четыре года бок о бок работаем. Я был искренне рад за него.
НСГ: Перову, однако, что-то не везет в последнее время - травмы преследуют...
- Это точно. Накануне сезона получил повреждение. А теперь вот - мениск, операция...
НСГ: А у вас появился очередной шанс закрепиться в основе...
- Что ж, это футбол. Я желаю Саше быстрее поправиться и войти в строй. В свою очередь, попытаюсь доказать, что способен защищать ворота на высоком уровне.
НСГ: В Хабаровске вам это удалось. По мнению многих, вы были лучшим на поле.
- Я просто делал свою работу.
НСГ: Волновались? Все-таки вышли на поле после долгого перерыва...
- Я страшно соскучился по игре и получал истинное удовольствие. Что касается волнения, то его не было. Я умею управлять собственными эмоциями.
НСГ: Для вас матч был трудным?
- Мне он, во всяком случае, трудным не показался. Хорошо играла наша оборона, поэтому работы было не очень много. Ну а когда приходилось вступать в дело, чувствовал себя легко и уверенно.
НСГ: В связи с травмой Перова вы сейчас, по сути, единственный, вратарь в "Кубани"?
- Так и есть.
НСГ: Дублера вам подыскивают?
- Это вопрос не ко мне, а к руководству клуба.
НСГ: Приятно быть первым. А легко ли быть незаменимым?
- Об этом просто стараюсь не думать.
НСГ: Как работается с Вячеславом Комаровым?
- С Олегом Долматовым первые полгода было замечательно. Но потом он закрылся, отдалился от ребят. Постоянные перестановки в составе всех задергали. Дошло до чего: ошибся - в запас. Но у человека должно быть право на ошибку. Если оно есть, то и сбоев меньше. Комаров более открытый и контактный человек. Он раскрепостил игроков. Именно этим и объясняется взлет команды после провального старта. Но в целом, оба наставника, бывший и настоящий, специалисты высокой квалификации.
НСГ: Не могу вас не спросить еще об одной острой ситуации. Как восприняли уход Олега Терехина и Ансара Аюпова?
- Вы знаете, и Олег, и Ансар - взрослые люди. Раз они приняли важное решение, значит, тщательно взвесили все "за" и "против". С моей же стороны будет некорректным комментировать их действия.
НСГ: Эдик, напоследок вопрос, интересующий всех. Скажите честно как игрок, многое повидавший на своем веку: "Кубань" еще способна побороться за путевку в премьер-лигу?
- Откровенно говоря, большое у нас отставание от лидеров. Но на это лучше не обращать внимания. Решили так: выходить на каждую игру, как на последний бой. У нас желание сыграть оставшиеся встречи таким образом, чтобы не стыдно было смотреть в глаза болельщикам. Что из этого выйдет - ответ узнаем осенью.