Игорь Владимирович Попов - один из лучших кубанских тренеров по баскетболу - отметил свое семидесятилетие. Он родился 22 июля 1932 года в Грозном. Увлекался спортом, отдавая предпочтение баскетболу. В возрасте 20 лет переехал в Северную Осетию, где стал самым молодым тренером республики, тренируя юношескую сборную. С 1953 года учился в Москве и работал со студенческой командой.
После окончания ВУЗа продолжил карьеру игрока в Казахстане, выступая за "Буревестник". Его партнерами были такие игроки, как самый высокий центровой страны Уайс Ахтаев (236 см) и Арминак Ка-лайджан, который впоследствии стал капитаном московского ЦСКА.
Через четыре года Игорь Владимирович поступил в аспирантуру в Москве, по окончании которой (с отличием) получил приглашения возглавить алма-атинский "Локомотив" (бывший "Буревестник" - прим. авт.).
Помимо баскетбола, Игорь Попов серьезно увлекался гандболом. Причем и в этом виде спорта добился как игрок звания мастера спорта.
Учил играть в баскетбол Фиделя Кастро
Одним из самых успешных периодов в тренерской карьере Попова можно считать работу на Кубе. В середине шестидесятых годов он, вместе с группой советских специалистов, отправился на Остров Свободы для возрождения спортивных традиций, утерянных после революции, когда многие сильнейшие кубинские спортсмены перебрались в США.
- Нас около месяца возили по провинциям, знакомя с положением дел, - вспоминает Игорь Попов. - После этого Фидель Кастро пригласил членов делегации с семьями на банкет, где перед каждым поставил определенную задачу. Мне он сказал: "Игорь, сейчас Куба не котируется в баскетбольном мире, поэтому мы хотим, чтобы вы подготовили команду, способную занять призовое место на Пан-Американских играх, а в дальнейшем достойно выступить на Олимпиаде".
СС: Мешал ли вам в работе языковой барьер?
- Конечно, первое время приходилось общаться с игроками через переводчика. Но уже через год я читал лекции на испанском для местных тренеров. Хотя, конечно, всякие казусы случались. Например, "маликон" - это набережная, а "марекон" - мужчина нестандартной сексуальной ориентации. Ничего, кубинцы не обижались, когда я эти слова путал, и переводили все в шутку.
СС: Поддержка правительства была на должном уровне?
- Конечно, ведь председателем федерации баскетбола был брат кубинского вождя, министр обороны Рауль Кастро. А еще я его и Фиделя раз в неделю тренировал...
СС: ???
- Тогда все правительство играло в баскетбол. И Фидель, и Рауль играли как наши перворазрядники. А был у них такой министр экономики - Януса, который в прошлом был профессиональным баскетболистом. Правда, друг с другом они не церемонились и играли грубо, и поначалу просто бесились, когда во время игры я фиксировал нарушения. Потом привыкли и, несмотря на свой импульсивный темперамент, больше со мной не спорили.
СС: А в каком состоянии вы нашли национальную сборную?
- Приличных игроков осталось человека четыре, поэтому пришлось в каждой кубинской провинции создавать интернаты для юношей, лучшие выпускники которых со временем попадали в главную команду. В то время основным нашим спарринг-партнером были мексиканцы. Поначалу они обыгрывали нас с разгромным счетом, но всего лишь через год мы побеждали мексиканцев даже молодежной сборной.
СС: Далее последовал успех на Пан-Американских Играх...
- Мы добирались в Пуэрто-Рико на теплоходе, так как у Кубы с этой страной не было дипломатических отношений. Приходилось жить на корабле, где условий для тренировок практически не было. Несмотря на это, мы уступили только американцам, выиграв по ходу турнира у бразильцев - действующих чемпионов мира. Второе место позволило нам попасть на Олимпийские Игры 1968 года. Когда мы вернулись в Гавану, нам прямо в порту устроили такой прием, словно мы стали чемпионами мира. Жаль, но мне так и не удалось попасть на Олимпиаду.
СС: Почему?
- Дело в том, что после такого успеха ко мне обратились представители федерации баскетбола Мексики с предложением возглавить их национальную команду. Это было очень заманчиво, так как уровень баскетбола и условия для работы там были, несомненно, лучше. Руководство Госкомспорта СССР дало "добро". Однако вскоре мексиканцы от моих услуг отказались - США просто не могли позволить, чтобы советскии специалист работал, можно сказать, у них под боком. На Кубу возвращаться было уже поздно...
На Олимпиаде-68 сборная Кубы, целиком составленная из воспитанников Игоря Владимировича, заняла довольно высокое пятое место. А спустя четыре года - на играх в Мельбурне - была третьей. Впоследствии, через много лет Рауль Кастро, находясь с официальным визитом в Сочи, вручил Игорю Попову правительственную грамоту.
СС: Вы об этом не жалеете?
- Мечта любого спортсмена - попасть на Олимпийские игры, но... Конечно, это моя ошибка, но я рассчитывал проделать подобный путь с Мексикой. Если честно, то я и сам не ожидал, что кубинцы поднимутся так высоко. А вообще, там очень богатый материал для творчества: хотя игроки там не очень рослые, но зато реактивные, скоростные...
СС: Чем, на ваш взгляд, кубинские баскетболисты отличаются от наших?
- Они заметно превосходят нас в "физике", зато мы сильнее их тактически, коллективной игрой - кубинец будет возиться с мячом до тех пор, пока у него его не отберут.
От "Строителя" до "Импульса"
В начале 70-х Попов обосновался в Краснодаре. Местный "Строитель" к тому времени боролся за выживание в первой лиге. Но с приходом нового тренера все изменилось до неузнаваемости - в команде появились молодые талантливые ребята, которые своей игрой вернули зрителей на трибуны.
Самый большой успех "Импульса" (так стал именоваться "Строитель") пришелся на вторую половину 70-х годов, когда кубанские баскетболисты, помимо выигрыша турнира Спартакиады народов СССР, добились блестящих успехов и на международной арене. Достаточно вспомнить выступление краснодарцев на престижном в то время турнире памяти Ю. Гагарина, где принимали участие чехи, поляки, литовцы и американцы. Но выйти в высшую лигу Чемпионата СССР "Импульс", увы, так и не смог.
- Нам все время что-то мешало, - вспоминает Игорь Владимирович. - Однажды мы были всего лишь в шаге от заветной цели, но воспользоваться этим так и не смогли. Играя в Алма-Ате стыковые матчи, мы, победив в первых двух встречах, умудрились проиграть явному аутсайдеру - ленинградскому СКА. Причиной тому был выходной, когда вся команда отдыхала на известнейшем катке Медео. Мне не удалось уследить за баскетболистами, а они напились так, что на следующий день по площадке еле передвигали ноги.
Из-за разногласий со спортивным руководством края, Игорю Попову на несколько лет пришлось покинуть команду, которая без него быстренько покатилась вниз. Поэтому его возвращение в Краснодар в середине 80-х кубанские любители баскетбола восприняли с большим воодушевлением.
- Достичь тех высот, какие были, мы не смогли, но не только из-за того, что из команды ушли ведущие наши игроки - в то время было очень слабое финансирование. "Импульс", тем не менее, довольно успешно играл в первой лиге первенства СССР.
Кубань богата талантами
Сейчас заслуженный тренер СССР воспитывает молодое поколение баскетболистов. Кстати, в этой роли он также добился неплохих результатов. Так в 99-м году, ведомая им сборная Краснодара (юноши 82-го года) победила в юношеских играх Юга России.
- На Кубани очень много талантливых ребят, но реализовать себя здесь им будет очень сложно. Да, у нас баскетбол возрождается, но такими темпами стоящую команду не сделаешь. И главная проблема - отсутствие у БК "Краснодара" должного финансирования.
СС: Но как же, в таком случае, удержать одаренных ребят? Ведь не секрет, что за ними "охотятся" более солидные команды?
- Это очень серьезная проблема, и я даже не знаю, как ее решить. Ведь перспективной молодежи надо хорошо платить, но в то же время это их и развращает.
СС: Игорь Владимирович, вы столько лет в баскетболе. Не было ли у вас желания отдохнуть?
- Было, но стоит мне пожить без баскетбола месяц-другой, как снова тянет в спортивный зал. Я не привык сидеть без дела, поэтому и не ушел на пенсию, а работаю с детьми.
P.S. За свою 50-летнюю карьеру аставника заслуженный тренер СССР Игорь Попов подготовил чемпиона мира-67, трехкратного чемпиона Европы, бронзового призера Олимпийских Игр 1968 года, заслуженного мастера спорта Владимира Андреева, заслуженных мастеров спорта Сергея Иванова, Евгения Пашутина, Валентина Кубракова, Алексея Саврасенко, а тка же порядка 60 мастеров спорта.