No one likes us, we don't care
Millau fan's
Все понимают — это фанаты. Но мало кто знает, что, кроме ординарных любителей футбола, способных лишь на словесное поношение команды-соперника, существуют еще настоящие фаны, футбольные хулиганы, предпочитающие отстаивать честь родного клуба и вне стадиона. По официальной трактовке, футбольные хулиганы — это лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями. Сами футбольные хулиганы расценивают свое движение как субкультуру.
Откуда что взялось? Откуда появились стильные ребята, объединенные своими "фирмами", как началась история футбольного хулигана?
Привет, старая добрая Англия, родина футбола и прародительница околофутбольных баталий! Несмотря на долгую историю фанатских столкновений, образ современного хулигана сформировался только в пятидесятых годах прошлого века. В это время движение было на пике своего развития, на некоторых матчах трибуны были заполнены исключительно людьми, пришедшими ради встречи с оппонентами. Обычные болельщики тогда старались держаться от стадионов подальше, и единственным выходом для них стала трансляция футбола по телевизору. Отсутствие "нормальных" людей на трибунах само собой только воодушевляло фанатов на новые подвиги. Сложившаяся ситуация не могла не привлечь внимания властей, хулиганов стали преследовать, ограничивать им доступ на стадионы, выслеживать на подъездах к городам, где проводились игры.
А затем выплеснувшиеся за пределы страны фанаты подорвали репутацию Англии и в Европе, после чего власти приняли беспрецедентные меры по усмирению распоясавшегося движения. Многие из предводителей хулиганских фирм в то время попали в тюрьму, остальным был запрещен вход на любые футбольные матчи.
Все это определило облик современного ультра-фаната На данном этапе мировой "околофутбол" приобрел отчетливые черты стиля "кэжуал" (от англ. casual — обычный). Основным принципом любого из ультрас является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности. Враждующие группировки встречаются вдали от трибун, о встречах договариваются по телефону и через Интернет. Движение становится максимально закрытым и приобретает черты некой игры — ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие маневры, используются разведчики-"скауты". Каждая "выездная" акция планируется до мельчайших деталей, высшим шиком считается дезинформировать противника и застать его врасплох. В последнее время самыми активными и опасными футбольными хулиганами считаются фирмы России и стран Восточной Европы — Польши, Сербии и Хорватии.
Первыми российскими командами, заимевшими себе ультра-болельщиков, были московский "Спартак", киевское "Динамо" и питерский "Зенит". Во многом движение российских хулиганов копировало аналогичную субкультуру Англии — речевки и песни, появившиеся на стадионах, сформировавшийся сленг…Чтобы оградить себя от внимания милиции, российские хулиганы также предпочли тактику своих духовных прародителей: стиль кэжуал, никаких боевых раскрасок на стадионах, отсутствие яркого внешнего вида. Примерно к середине 90х годов почти каждая футбольная команда страны имела свой неофициальный "околофутбольный" клуб болельщиков, но основные баталии проводились все-таки в столице. В Краснодаре движение получило свое развитие в 2000 году, когда несколько ярых любителей команды "Кубань" решили создать свою "фирму".
Движение краснодарских фанатов строго законспирировано, ибо "первое правило бойцовского клуба — не рассказывать никому о бойцовском клубе". Попасть в моб далеко не просто, увидеть встречи фанов — и того сложнее. Состав группы и имена участников — закрытая информация. Время и места встреч — тем более. Вся эта игра в шпионов затеяна не просто так, ведь действия "фирм" организованы лучше, чем некоторые войсковые операции, и знание тактики противника — уже половина успеха.
Именно поэтому, когда я выразил желание узнать больше об одной из самых необычных и молодых субкультур Краснодара, мне, мягко говоря, не пошли на встречу. Максимум я смог добиться онлайн-интервью с одним из организаторов краснодарских "хулсов".
—С чего это началось и когда?
— Ну, болеть многие начинали с детства. Первая попытка сформироваться во что-то организованное была в 2000-м году — насколько я могу судить, весьма удачная.
—Кто вы вообще такие, фанаты? Вы болеете за какую-то команду?
— Да, основу таких движений обычно составляют фэны. В Краснодаре это болельщики "Кубани".
И вы объединились в "фирму", чтобы давать отпор приезжим фанам? С кем вы встречаетесь на выездах?
— Тогда не было все на таком организованном уровне, группы дерущихся фанов только начинали появляться на юге. А на выездах встречались с приключениями. Есть несколько недружелюбно относящихся к "Кубан"и клубов, вот и происходят периодически пересечения.
— Но вы же сами ищете эти "пересечения", да? У вас проходят тренировки, вы готовитесь к выездам, у вас все достаточно организованно, насколько я понимаю?
— Хм… Любой болельщик, собираясь куда-то ехать, проводит все достаточно организованно. Насчет тренировок — по-моему, только у ОМОНа проходят тренировки, как подавлять фанатов на стадионах. Но допускаю, что какие то личности ходят отдельно по спортзалам.
По поводу "ищем пересечения"… Так или иначе, все друг друга давно знают, так что искать особо ничего не надо. Современные средства коммуникаций позволяют практически все.
—Скажи, зачем это вам вообще? Что это дает? Неужели вы такие ярые поклонники "Кубани", что просто не выдерживаете, если рядом тусит другая "фирма"?
— Вообще, к разговору о степени организованности — любое сообщество людей по интересам как-то организовано. "Оф-ки" (околофутбол) тоже. Тут дело, скорее, традиций субкультуры — я бы околофутбол к такой причислил. Основная часть действительно болеет и переживает за "Кубань", поддерживает ее на стадионе. Существуют приходящие люди, которых просто "просят помочь" — это вполне обывательского склада личности, и, бывает, от раза к разу они меняются. Да если рядом тусят агрессивно настроенные оппоненты, то "логического конца" вряд ли избежать, только я бы не стал их путать просто с болельщиками другой команды. Т.е. имеются отличия между болельщиками и оппонентами.
К вопросу, что это дает… Это некоторый драйв, который в обычной жизни вряд ли получится получить. Лично мне кажется, это некоторый способ снятия социального стресса. Тут на тебе не лежит груз полноценной ответственности пред всем обществом, попадая к своим, человек получает удовольствие от общения.
А собственно "общение с оппонентами" дает неимоверный выплеск адреналина. Мне кажется, в современном мире есть потребность отрываться на полную, и оф такое предоставляет. Я видел как-то одну организацию, в которой сотрудники прыгали с регулярно парашютом, наверное, чтобы выпускать пар. Вот мне кажется, что прыгать с 800 метров в условиях российской действительности — как минимум глупо, да и просто опасно для жизни.
—Хулиган и фанат — разные вещи?
— Не знаю, что под этим понимают обычные люди, но если брать непосредственно фэнов и "оф-ков", то для них хулиган — тот, кто будет действовать в случае пересечения с оппонентами, а фэн — просто активный болельщик. Хулс, наверное, более широкое понятие чем фэн.
—Прародина фанатского движения — Англия, да?
— Да, я бы ее все-таки выделил, т.к. во всей Европе, не говоря уже о России, ориентируются на нее.
—Из чего состоит ваша субкультура? Есть ли какие-то определенные действия, которые вы совершаете, приходя на стадион?
— В поддержке команды, точнее — в уровне поддержки. Подготовка баннеров, пение на трибунах. В Краснодаре пение на секторе и то достижение, обычно выкрики речевок, придуманных "динозаврами", начинавшими в 2000 году, да и количество присутствующих в фансекторе тоже не радует. Например, есть официальные болельщики, которые приходят на футбол, по сути, чтобы семечек погрызть, основательно выпив перед этим. Более прогрессивные, на мой взгляд, все-таки идут на сектор, учат кричалки и песни. На сленге это — "шиза". Хотелось бы, конечно, ориентироваться на болельщиков более высокого уровня, когда трибуны в 3000-1000 человек, стоят, обнявшись за плечи, поют гимны своего клуба — достаточно завораживающее зрелище. В Интернете можно легко найти преформансы, которые проводят болельщики крупных клубов у себя на стадионе.
Есть еще проведение крупных выездов с вывозом большого числа болельщиков. Такие мероприятия часто поддерживают и сами клубы. Наглядный пример — 2007 год, когда на матч "Кубань" — "Спартак" поддержать гостей приехало около 3500 человек, и все в один голос пели 90 минут. Тут даже за поведение местного ведущего, в перерыве говорившего в микрофон откровенные оскорбления в адрес гостевой трибуны, было как-то стыдно.
—В Краснодаре одна "фирма"?
— В Краснодаре не так развито движение, чтобы иметь множество фирм. Я думаю, можно сказать, что одна. Допускаю существование молодежных группировок, но, скорее всего, их уровень не так высок, чтобы выделять их в отдельную фирму. Если говорить в "междугороднем смысле", то одна.
—Вы называетесь как-то?
— Нет, мы предпочитаем никак не называться. Я думаю, что люди занимаются этим не для того, чтобы заявить о себе. Им просто нравится то, чем они занимаются.
—Скажи, а внешний вид имеет какое-то значение? Вы предпочитаете определенные марки в одежде?
— Есть несколько марок одежды, которые предпочитают ребята. Но хотелось бы заметить, что одежда — наиболее важная деталь, все-таки, для самых молодых. Хотя практически все не брезгуют ярким лейблом, да... Недавно читал, что "суппорты" одного клуба носят Merc, другого — Lonsdale, третьего — Umbrо. Наверное, это самые заезженные бренды. Еще Frad Parry обязательно. Ах да, совсем забыл, шотландская клетка от Tomas Berberry.
—Каков средний возраст участников моба?
— Года 20-24 где-то.
—Какая музыка является традиционной для фанов? Если такая есть…
— Обычно это хардкор, амстердамская габба. Кто-то любит брит-поп. Есть парни, которым нравится ска. Традиционной музыки именно для фанов нет. Появляются группы, которые просто поют им и для них, но текст и исполнение обычно у таких команд на очень низком уровне.
—И напоследок… Что бы тебе хотелось подчеркнуть в рассказе о вашем движении?
— Я бы хотел сказать, что основная часть людей — это обычные люди, просто им требуется какое-то самовыражение. Таким людям неохота просто пьяными на лавочках сидеть. Да, дерутся. Но, как правило, встреча происходит там, где и должно, где обе стороны этого желают. Это можно с боксом сравнить, только здесь еще очень много организационных "фишек" присутствует: инструктированный скаут; нанятый транспорт для перемещения; в конце концов, изучение карт, где это будет происходить; какие-то санкционированные групповые действия. Да, в семье, конечно, не без уродов — отморозки, которым все равно кого бить, тоже бывают, но основные люди серьезно настроены против такого.
Нынешние околофутбольные фанаты — это не агрессивные неуправляемые толпы пьяной молодежи. Современный футбольный хулиган — обычный человек, работающий в офисе или учащийся в институте и вполне адекватно взаимодействующий с социумом. Просто кто-то прыгает с парашютом, а кто-то участвовует в мобах. Главное, не мешать при этом тем, кто не разделяет твоих увлечений.
Словарь сленга футбольных хулиганов
Акция — операция, проводимая одной (несколькими) фанатской группировкой против оппонентов.
Аргумент — камень, бутылка, палка, железная пряжка и пр.
Баннер — транспарант с эмблемой клуба или фанатской группировки, обычно вывешивается или растягивается во время матча.
Бомбардировка — закидывание камнями и бутылками сектора либо автобуса с приезжими фанатами, проводимое гопниками или кузьмичами.
Брызгалка — специальный водомет для разгона толпы.
Выезд — поездка фанатов в другой город на матч своей команды.
Глорихантер (англ. glory hunter — охотник за славой) — болельщик, начавший поддерживать какой-либо клуб из-за его успехов или популярности в СМИ.
Глума — активная поддержка команды на трибуне.
Глумеж — акции и шоу, направленные против кого-либо, устраиваемые фанатами.
Глушить — перекрикивать фанов соперника или кузьмичей.
Гопник — агрессивный и малообразованный, ничего не понимающий в фанатизме человек, считающий себя фанатом.
Грядка — строй фанатов на секторе.
Двойник — выезд фанатом на два матча без заезда домой.
Дым — зажженая дымовая шашка на секторе.
Дэрби (англ. derby) — встреча двух команд из одного города.
Заряд — речевка.
Заряжать — "кричать" на стадионе.
Золотой сезон (субъективно) — футбольный сезон, на котором какой-либо фанат побывал на всех официальных матчах команды в сезоне.
Карлик — юный, неопытный фанат.
Кузьмич — человек, не участвующий в акциях и обычно приходящий на матч с семечками, пивом и дудкой.
Кэшлс, Кэжуалс (англ. casuals) — фанат(ы). Отличительным признаком является специфический стиль одежды).
Левые — фанаты, не имеющие отношения к официальным фанатским объединениям.
Моб (англ. mob — толпа) — группировка фанатов.
Оф, офка — околофутбол
Перекличка — речевка, скандирующаяся попеременно противоположными или соседними трибунами.
Роза — шарф с атрибутикой клуба.
Скарфер (англ. scarfer) — болельщик носящий, шарф с символикой команды (см. роза).
Скаут — разведчик.
Суппортер — фанат, поддерживающий свою команду перфомансом.
Ультрас — организованные группы поддержки спортивных команд.
Фирма (англ. firm — фирма, группа) — группировка фанатов.
Файер (англ. fire — огонь) — факел, дымовая шашка, пиротехнический заряд.
Файерплэй (англ. fairplay — честная игра) — драка фанатов, без использования "аргумента".
Хардкоры (англ. hardcore) — фанаты, которые непосредственно ведут боевые действия.
Хулс — хулиган(ы).
Шедвел (англ. shadewell) — незаметное проникновение фанатов на чужой сектор с целью драки.
Шиза — активная поддержка команды на трибуне.
Экстремальный выезд — поездка фанатов в населенный пункт с развитым "вражеским" фанатским движением; пребывание на трибуне "противника" во время матча команд.