18:06, 17.06.22 Краснодарский край
Каждое лето в Анапе море зацветает неземным ядовито-зеленым оттенком. ТАСС пишет о невероятной пользе тины, но микробиологи с этим не согласны. Журналист Юга.ру разобрался в причинах явления, почему с ним не борются и может ли это быть опасно для здоровья отдыхающих. А еще мы посмотрели, как это выглядит сверху. Спойлер: красивее, чем вблизи!
Вместе с первыми курортниками на центральном пляже Анапы, как правило, появляется и ОНА — полоса ярко-зеленой тины на линии прибоя. Чтобы дойти сквозь эту суспензию до чистой воды, нужно преодолеть где пару метров, а где и 20-30. Но еще неприятнее, если тина успевает «завянуть» и стать темно-бурой: тогда она начинает распространять неприятный сероводородный запах.
В Анапе прибрежную тину называют словом «камка». При ближайшем рассмотрении она представляет собой массу из нитевидных водорослей (это кладофора бродячая) с небольшими вкраплениями водоросли пластинчатой (это ульва).
Поэтому в адрес камки не совсем верно употреблять слово «цветение» — фактически водоросли не расцветают, а просто разрастаются. Причем разрастаются взрывными темпами: в оптимальных условиях кладофора способна за сутки удвоить свою биомассу.
Главное условие для старта массового размножения кладофоры и ульвы — песчаное мелководье в сочетании с прогревом воды. Так что первые ярко-зеленые очаги появляются на центральном пляже Анапы в конце мая, а в августе количество водорослей обычно достигает пика.
Ведущий научный сотрудник Южного научного центра РАН Олег Степаньян уверен, что всплеск цветения водорослей связан со взрывным поступлением в полосу прибоя фосфорных и азотистых соединений — идеальной пищи для кладофоры. А эта органика, в свою очередь, берется из попадающих в воду продуктов жизнедеятельности людей. Доказательство тому хорошо можно было видеть летом 2020-го: в тот год обильное цветение камки началось только в середине июля — сразу после того, как в крае отменили антикоронавирусную пропускную систему и граждане дружно ринулись на море.
Однако в управлении по санаторно-курортному комплексу и туризму администрации Анапы заявляют, что человеческий фактор тут ни при чем. «Массовое размножение водорослей мало зависит от сброса в море органического вещества непосредственно на участке курорта Анапа», говорится в заявлении ведомства. «Об этом свидетельствуют результаты наблюдений, показавших, что массы нитчатых водорослей мигрируют в Анапскую бухту с ветровыми течениями».
Камка погибает при температуре воды ниже +15 °С. То есть, в сентябре, максимум, октябре, анапский берег самоочищается.
Но прежде чем погибнуть, кладофора и ульва успевают выбросить нечто наподобие спор или семян — у водорослей подобные клетки с утолщенными стенками и большим запасом питательных веществ носят название «акинеты». Когда наступает новое лето, в Анапской бухте начинают по новой прорастать как те акинеты, что остались на дне с прошлого сезона, так и принесенные течениями из других уголков Черного моря.
Именно поэтому камку в Анапе так и не удается вывести. Более того, в середине 2000-х она добралась до Витязево. А летом 2021 года ее уже стали замечать в станице Благовещенской и на Бугазской косе.
Убирают. В пресс-службе мэрии Анапы утверждают, что предприятие «Объединение курортных услуг» ежедневно проводит санитарную уборку пляжей. Практика убирать водоросль с берега за пределы города появилась еще в 2004 году.
Первая смена уборщиков выходит на берег в 4:00 утра. Помимо 32 единиц обычной уборочной техники используют специальную машину по уборке камки, которую разработал местный инженер Петр Авдалян. За курортный сезон 2020 года собрали и вывезли 4300 тонн водорослей, включая 1800 тонн только за июль. Получается, что на пике приходится убирать до 500 тонн камки в день.
— Когда солнце начинает шпарить, камка растет, ну я не знаю, даже сильнее, чем на дрожжах, — рассказывает Сергей, сотрудник коммунальной службы уборки города-курорта. — На рассвете расчистишь какой-нибудь участок подчистую, возвращаешься в полдень — снова всё затянуто зеленым, как одеялом.
Вот и получается, что для тех, кто отдыхает на центральных пляжах Анапы, камка давно стала привычным объектом — с которым даже можно поразвлечься. Юга.ру собрали небольшую подборку фотографий объектов, которые туристы возводят на пляжах из зеленых и бурых водорослей.
Не менее 10 лет по интернету гуляет цитата из неясного источника, на которую, впрочем, не стесняются ссылаться даже информационные агентства уровня ТАСС:
«Мало кто знает, но камка положительно воздействует на организм. Она богата белками и витаминами, содержит йод, цинк, железо, кобальт, медь и другие минералы; имеет полный спектр витаминов, а также биологически-активное вещество полисахарид фукондак, обладающее противоопухолевым свойством».
Список болезней, которые якобы можно вылечить камкой, широк: нарушения обмена веществ и центральной нервной системы, заболевания щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата и кожи. А недавно к этому списку добавился и постковидный синдром.
И даже умирающая бурая камка, источающая сероводородный смрад, как нас пытаются уверить, не так страшна. 14 июня анапское управление по санаторно-курортному комплексу и туризму заявило, что «разлагаясь, камка выделяет сероводород, который является мощным природным статическим средством и предотвращает развитие патологических микроорганизмов. При температуре воды выше 24 градусов камка становится незаменимым санитаром моря, буквально убивая микроорганизмы в воде».
Среди местных ходят байки о том, как в советские времена камкой запрещали удобрять виноградники — но лишь потому, что урожай после такого удобрения получался слишком уж обильный, и руководители колхозов не хотели, чтобы подобный урожай принимали в качестве нормы на следующий год.
А еще был городовой врач Александр Песоченский, по рекомендации которого в 1914 году власти Анапы запретили курортникам вывозить с отдыха более одного килограмма камки. Ведь врач явно что-то знал, не правда ли?
Мы попросили прокомментировать все гипотезы, изложенные в этом пункте, микробиолога Елену Шершневу.
Елена Шершнева
научный сотрудник кафедры миробиологии СПбГУ
— Любые водоросли полны разнообразных микроэлементов. Другое дело, можно ли каким-то образом перевести эти микроэлементы в усваиваемую человеком форму. И нужны ли человеку эти вещества. В случае с камкой я сильно сомневаюсь в положительных ответах на оба эти вопроса.
Мне бросилось в глаза словосочетание «полисахарид фукондак» — оно выглядит псевдонаучным. Названия сахаридов, как правило, оканчиваются на «-оза»: глюкоза, фруктоза, целлюлоза. Хотя исключения, конечно, бывают — например, полисахарид фукоидан. Это вещество, действительно, содержится в некоторых бурых водорослях. Возможно, и в кладофоре тоже.
Некоторые биодобавки на основе фукоидана имеют сертификацию GRAS («в целом безопасны для здоровья»). Но в любом случае это лишь биодобавка, а не полноценное лекарство.
— Что я могу сказать насчет потенциального вреда здоровью от камки? — продолжает Елена. — Существуют некоторые водоросли, которые, разлагаясь на солнце, выделяют вещества, способны обжечь человека или даже отравить. Но в Черном море ни один из этих видов не обитает.
Так что вы можете без опаски прикасаться к камке и даже делать из нее компрессы, если вам угодно. «Эффект плацебо», в конце концов, никто не отменял. Хотя достоверных научных данных о пользе кладофоры бродячей лично я не встречала. И в санатории «Анапа», насколько мне известно, в бальнеологических программах используют не камку, а водоросли, добытые в других местах.
Вообще при взгляде сверху анапский пляж так и пестрит яркими цветами. И напоминает государственный флаг то ли Танзании, то ли Ямайки. Тропически яркую зелень цветущих водорослей в какой-то момент разбавляет черный акцент — в том месте, где в море впадает река Анапка.
В прошлом году мэрии Анапы уже приходилось отвечать на вопрос о странном цвете реки.
«Помутнение воды связано с <...> сильным течением, которое поднимает со дна взвесь чёрного ила», — пояснили тогда чиновники. А исполнительный директор платформы «Российские Зеленые» Сергей Шахматов рассказал в интервью блогеру Илье Варламову, что экосистема реки Анапка «сведена к минимуму».
— Совершенно точно можно говорить, что в этой воде купаться нельзя с точки зрения санитарной безопасности, — утверждал Шахматов. — Вода загрязнена с точки зрения химических элементов и с точки зрения санитарного законодательства: наличия бактерий, микробов. Причиной этого стали несанкционированные сливы и переливы из ливневок и канализации. Дно реки обмелело, её не чистили много лет, поэтому образовался слой иловых осадков.
Также пообщавшийся с Варламовым мэр Анапы Василий Швец заверил, что сточные воды в речку не попадают, пообещал убрать мусор и взять пробы воды из реки.
Как мы можем видеть летом 2022-го, река по-прежнему выглядит черной. Что, впрочем, не мешает курортникам купаться в ней. Равно как и в море, подернутом зеленым одеялом камки. Или, если вам угодно, кладофоры бродячей с легким добавлением ульвы.
Предлагаем вам посмотреть другие наши видео, снятые при помощи квадрокоптера: