О водителях и «водятлах». Размышления о культуре вождения в Краснодаре
Краснодарский историк и журналист Виталий Штыбин в своем блоге на Facebook размышляет о культуре вождения и гражданском обществе.
О культуре вождения и гражданском обществе
Вчера ехал по своему обычному маршруту в Краснодаре — по улице Передовой между мостами. После изменения схемы движения в прошлом году, автомобили в этом направлении стали собираться на одном перекрестке, чтобы выехать на основную артерию города — улицу Северную. Для тех, кто не знает — выезд представляет собой три полосы движения. Левая и средняя ведут прямо и налево, для них зеленый светофор загорается поздно и всего на 15 секунд. Правая полоса предназначена для движения вправо и регулируется стрелкой светофора, которая загорается раньше и горит дольше.
В час пик (а это практически 7-8 часов рабочего дня) здесь образуются огромные пробки и можно увидеть типичное явление. В то время, как порядочные граждане стоят в очереди на выезд, эгоистичные «водятлы» едут по правой полосе и потом вклиниваются в средний ряд за стоп-линией (а там до улицы Северной примерно две машины помещается) или ломают пластиковые столбики на треугольнике безопасности, чтобы и там выстроиться в ряд налево. Самые отмороженные просто останавливаются, включают левый поворотник и ждут, когда поедут левый и средний ряд, не обращая внимания на сигналящих водителей своего ряда, которые просто-напросто не могут проехать. И сигналят мужики водятлу, но никто не выйдет объяснить ему, кто он такой, ибо тут-то закон на его стороне будет. Такая картина для этого перекрестка типична. Почему этот вопрос не регулирует ДПС, одной вселенной известно, видимо, у них другие цели. Но этот абзац я написал не для того, чтобы выразить гнев — на дикарей обижаться бессмысленно. Речь о другом — о случае, который выбивает матрицу реальности начисто.
Вчера я стоял в этой пробке, машин было не особо много, так что продвигались быстро. И вот я остановился у стоп-линии в ожидании зеленого сигнала светофора, впереди пустое пространство, обычно занимаемое «водятлами». В этот раз впереди стоял лишь мотоциклист, ему простительно. И тут в правом ряду, том самом, появляется простенькая Камри. Открывается водительское окно, и из него молодой индус (!!!), сложив руки в молящем жесте, просит у меня разрешения пропустить его вперед. Это вызвало недоумение в первые секунды. Я показал ему рукой, чтобы он проезжал вперед, на что он благодарно кивнул и попытался чуть вперед вклиниться. При этом он откровенно стеснялся нарушать стоп-линию. В это время сзади начали сигналить, так как он перекрыл им движение, я стал активно показывать ему, чтобы он проехал чуть дальше, ничего страшного. Он чуть подвинулся, сразу за мотоциклиста, и так скромно простоял до зеленого сигнала.
Знаете, в этот момент я не чувствовал к нему ни обычного раздражения или даже злобы, как к «водятлам», скорее доброе чувство того, что помог человеку, которому «правда надо». Человек честно попросил пропустить вперед, хотя мог запросто молча туда встать. Он, как порядочный, предпочел заключить устный договор, в котором его нарушение не выглядело бы как типичный для наших «водятлов» эгоистический выпад, но как необходимость, одобренная тем, кто вынужден будет потерять (пусть и секунды) своего времени. Своего рода, это была флуктуация, секундное проявление гражданского общества даже, как бы пафосно это ни звучало.
И вот тут хотелось бы поразмыслить над поведением общества на примере культуры вождения. Ведь почему-то, попав в наше общество, он не стал вести себя так, как здесь делать привычно. Если в целом посмотреть на пример Краснодара, выходит примерно такая картина. Может, я не прав, но попробую описать ее.
Большая часть водителей стараются соблюдать правила, но по двум мотивам — страха и порядочности. Страх перед тем, что вот тут могут тебя неожиданно поймать и оштрафовать (а у нас это непредсказуемо, функция ДПС — охота за дичью, а не соблюдение порядка на дороге). Порядочность в данном случае не как с индусом, а как в Советское время — все стоят в очереди, и я буду стоять, я же порядочный человек. Как все, так и я. Это очень хорошо подтверждается следующим фактом. Как только пробка, особенно за городом, становится особенно большой и долгой, терпение для такой порядочности и для такого страха рушится, и бывшие порядочные люди превращаются в «водятлов». А по сути дублируют их поведение агрессивного меньшинства. А вот меньшая часть везде одинаково себя ведет — это эгоисты, которые часто и в жизни, не только в дороге, считают всех остальных дебилами, считают, что закон для дураков, и готовы рисковать всем, даже жизнью (своей, а чаще других) ради сиюминутной наживы (пусть и тупо в выигрыше пары минут времени в дороге). Хотя общение с людьми, для которых это нормально, иногда показывает удивительные вещи. Я слышал, как добрая женщина лет 50 радостно рассказывала, как они семьей с зятем объезжали такую пробку, с наивной радостью на лице. Для нее это было чувство вроде детской радости, когда ты бежал наперегонки на горку, а твой товарищ споткнулся. Ну или как идти в подъезде по лестнице, увидеть красивую табуретку и со словами «вот дураки, нашли где оставить» ее стырить (реальный случай из жизни;). Это как раз следствие атомизации общества и появления в нем такого маргинального поведения, чаще всего не ограниченного законом и страхом перед ним.
А теперь посмотрим на пример Грузии. Обычно наши граждане боятся туда ехать на авто, так как «там движение вообще хаотичное, дикое». Так ли это? Из личного опыта скажу, что не совсем. Действительно, на первый взгляд может так показаться. В Грузии на двухполосных дорогах всегда существуют большие дорожные карманы по сторонам. По сути, это трехполосные дороги, размеченные на две полосы и широкие обочины. И вот едут себе машины спокойно, но сзади или спереди на чуть большей скорости едет автомобиль, к примеру. Он чуть притормаживает перед тобой, но еще издалека начинает сигналить фарами дальнего света. В этот момент авто на вашей и противоположной стороне по всей видимой длине разъезжаются в сторону обочин. И дорога превращается в трехполосную. Все едут по разделительным полосам. Такой финт работает даже с местной полицией, их авто также спокойно подвигаются в сторону, пропуская того, кому «надо». Таким образом, все участники дорожного движения прекрасно понимают, «что происходит на дороге». Знаковая система работает как общественный договор на дороге, так проявляет себя гражданское общество. Конечно, если «спешащий» сильно превысит скорость или будет вести себя неадекватно на дороге, его тут же остановит патруль. Он в Грузии как раз для обеспечения порядка служит, а не для штрафов. Или же они просто обгонят наглеца и будут ехать впереди на предельно допустимой скорости. Именно поэтому тут крайне малый процент ДТП, особенно с летальным исходом.
Наши люди, когда въезжают в Грузию, начинают вести себя на дороге, как обычные порядочные водители в России, и их пугает происходящее, так как знаковая система общества для них чужда и поведение всех участников движения, следующих этим знакам, пугает. Намного понятнее стандартное движение, внутри которого мечется «водятел» — его просто нужно тебе лично пропустить, а дальше уже дело каждого, как он с ним справится. Похожая система действует и в республиках Северного Кавказа (по крайней мере в КБР точно), но она часто ломается присутствием в движении «водятлов», что приводит к серьезным авариям. Вот такая разница между атомизацией общества и его сплоченной работой на примере дорожного движения.
Индус оказался верен своим принципа жизни в гражданском обществе, в котором он был воспитан.
Одно остается непонятным, почему на приморской трассе Ростов — Таганрог, перед въездом в Таганрог, водители резко переходят с общероссийского поведения на дороге к поведению, описанному в Грузии?
Аномалия, требующая изучения общественного устройства Таганрога))
Оригинал здесь: https://www.facebook.com/vitaliy.shtybin/posts/10213949047748087
Это авторский текст. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.