Мнения: Вера Сердечная

Пусть говорят. О постановке «Иллюзий» Ивана Вырыпаева в краснодарском «Одном театре»

Новый театральный язык с опорой на телеформат, камерность, многословность — и искренность, достоверность, узнаваемость. Театральный критик, литературовед Вера Сердечная в своем «Живом журнале» рецензирует постановку краснодарским «Одним театром» пьесы Ивана Вырыпаева «Иллюзии».

Вырыпаев — автор многоречивый. Есть ощущение, что его герои стараются выразить словами все, что видят вокруг. Все зарегистрировать, все проговорить и, быть может, в итоге высказать, выболтать истину. Например, такую: любовь может быть только взаимной.

Главное в пьесах Вырыпаева — это звучащее слово. И поэтому вполне обоснованно режиссерское решение Арсения Фогелева: его спектакль по принципу постановки недалеко ушел от читки. Полупрозрачный занавес отгораживает заднюю часть сцены. Из-за него выходят артисты в начале, за него уходят в конце. Актеры сидят в креслах и по очереди выходят к микрофону, чтобы рассказать очередную историю. Спокойно, вдумчиво, без аффектов. И зритель в эту историю погружается, начинает героям сочувствовать. 

Вырыпаев не так прост, он рассказывает историю не совсем «из жизни»: он играет с жанровым каноном сериала. Герои носят «не наши» имена (Денни, Маргарит и так далее); перипетии вполне сериальные (любит — не любит; я твой брат, но это не точно). Даже некоторые речевые обороты кажутся переводными, не вполне русскими: «Спасибо тебе, твоей любви, которая научила меня, что жизнь — это каждое мгновение внимательности к близкому человеку». Но эта корявость фразы, эти повторы неслучайны: они, как мантры, выводят зрителя на другой уровень восприятия истории. Ведь и Линч использовал в «Твин Пиксе» формальные приемы мелодрам. Кстати, и использование музыки здесь отчасти напоминает линчевское тяготение к ангельски красивым мелодиям как фону драматических событий. 

Форма монологов — как в ток-шоу: «А теперь я расскажу вам историю про Альберта». Драматург словно бы подмигивает нам: это все истории из телевизора, расслабьтесь. Телевизионность сохраняет и постановка: на занавес, как в ток-шоу или в стендапе, крупным планом транслируется лицо выступающего либо слушателя (этот прием через некоторое время, правда, кажется несколько излишним). Однако «сериальность» этой мелодрамы — только оболочка, и сквозь перипетии рассказываемых историй с кристальной ясностью проступает тоска человека о настоящем. И о любви, которая — единственная — может победить смерть. 

«Иллюзии» — история о том, как жили и уходили четыре человека, две пары. Рассказывающие о них молодые артисты — вроде бы и сами эти герои, но вроде бы и нет. Устройство текста позволяет актерам сохранять дистанцию между собой и персонажем, рассказывать с сочувствием, но отстраненно. И эта интонация подкупает, кажется свежей и неподдельной. 

Актеры хорошо справляются с задачей — подавать текст Вырыпаева, наполненный повторами и самоочевидными высказываниями; они увлекают нас в этот текст, как в живую речевую воронку. В этих многословных монологах внезапно посыпается настоящая искренность. Как у Гришковца. И — вдруг — ощущается тот серьезный бессловесный диалог, который автор напряженно ведет со слушателями. Диалог о смысле жизни, о подлинности, о чем-то неизменном в этом мире.

Четыре персонажа и четыре артиста; знак неполного равенства. Виталий Борисов — это Денни; человек, который никогда не лгал и однажды нашел свое место в жизни. Борисов играет его несколько нервным, дерганым, — может быть, оттого, что прямодушие — это непросто. Тем не менее Денни кажется самым счастливым из героев этой истории — не оттого ли, что уходит первым? Не оттого ли, что (почти) не сомневается в своей любви? Не оттого ли, что видел в детстве инопланетный корабль? Для зрителя, чья бдительность усыплена словесной вязью, это откровение Денни не кажется сумасшествием. Напротив, оно рифмуется с финальной космической сценой.

Татьяна Башкова — Сандра; женщина, которая всю жизнь любила другого и однажды видела прекрасную розовую линию, а также сформулировала главный проблемный тезис этой истории: о том, что настоящая любовь может быть только взаимной. Актрисе удается сочетать в роли отстранение и вживание; ее интонации спокойны и даже немного насмешливы, но сочетание теплого обаяния ее полуулыбки и выразительной жестикуляции делает ее Сандру по-настоящму драматической героиней. 

Яркий, кипучий, как ртуть, персонаж — Маргарит в исполнении Юлии Романцовой. Ее героиня красива; у нее бывают минуты странности, когда она уходит в личную Нарнию. И, о да, она обладает хорошим чувством юмора. Настолько хорошим, что ее финальная шутка приводит лично ее — к необратимому, к трагедии. Любопытно, как без всяких поучений драматург демонстрирует контраст между тем, как умирает Маргарет и остальные герои — и эта разница потрясает. 

В Альберте Арсения Фогелева как будто просматривается режиссер всей истории: он кажется самым отстраненным, самым ироничным персонажем. «Он очень хороший человек», повторяет его друг Денни. Он живет самую долгую жизнь. Но и Альберт смертен, — сражен вопросом о том, есть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе.

«Иллюзии» Одного театра приятно удивляют спокойным, сдержанным тоном и хорошо скрытым драматизмом, что позволяет воплотить невидимое, прорваться сквозь текст — к вечности. 


Оригинал здесь: https://rintra.livejournal.com/326992.html

Версия страницы для ПК

Мнения

«Звездная пыль» или «Сказка о потерянном времени 2.0» Мнения |

«Упрощенная» Lada Granta: что собой представляет этот автомобиль, кому и зачем он нужен Мнения |

Как транспортная компания «КИТ» развивает грузоперевозки в регионах в обход Москвы Мнения |

«Спасти такие места сложно». Архитектор показал, как исправить ошибки Западного обхода в Краснодаре Мнения |

Голевой фестиваль в Химках: «Краснодар» сыграл 3:3 Мнения |

Все мнения

Главные новости

В Краснодаре покажут спектакль «Вишневый сад» с Александром Петровым

В Краснодаре в кино покажут мультфильм «Муфаса». Под каким названием он выйдет?

Этэгами и оригами. В Японском саду Краснодара научат делать украшения для дома

Как помочь дельфинам Черного моря? Центр «Дельфа» приглашает краснодарцев на лекцию

Собчак выпустила репортаж об экологической катастрофе на побережье Черного моря. Собрали главные тезисы

В Новороссийске открылся первый 5-звездочный отель. Сколько стоят сутки проживания?

Лента новостей