Указание покинуть порт "Кавказ" передали поздно, считает капитан теплохода "Святая Елена"

Краснодарский край

Береговые службы порта "Кавказ" в Керченском проливе, где накануне при шторме затонуло и было повреждено несколько судов, слишком поздно передали указание покинуть порт. Такое мнение высказал Александр Гладких — капитан теплохода "Святая Елена"

Береговые службы порта "Кавказ" в Керченском проливе, где накануне при шторме затонуло и было повреждено несколько судов, слишком поздно передали указание покинуть порт. Такое мнение высказал Александр Гладких — капитан теплохода "Святая Елена", находящегося в зоне чрезвычайной ситуации.

"Сигнал покинуть порт поступил после того, как поломался сухогруз "Волгонефть-123"... После этого сообщения все экипажи в один голос начали кричать, что надо сниматься (с якоря)", — сказал собеседник. Он пояснил, что когда погода испортилась, в районе порта находилось более 50 судов.

Как сообщали ЮГА.ру, представитель Главного управления МЧС РФ по Краснодарскому краю заявил, что причиной кораблекрушений "скорее всего, стало то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением, которое вчера (10 ноября) всем рассылалось". Губернатор региона Александр Ткачев среди причин кораблекрушений также назвал непредусмотрительность капитанов, которые "получали штормовое предупреждение", но понадеялись на "русский авось".

Гладких отметил, что сильный шторм для данного залива не является редкостью. "Такой силы шторм характерен при южных ветрах, потому что через все Черное море раздувает волну и эта волна идет накатом в направлении Керченского пролива", — пояснил он.

По его мнению, и для береговых служб шторм абсолютно не мог быть новостью. "Просто все понадеялись на "русский авось", до последнего, пока не начало ломать", — считает капитан.
"В начале развития ситуации, когда люди просили сниматься (с якоря), служба "Кавказ-контроль", которая отвечает за стоянку на российской территории, где мы стояли, заявляла, что у них нет такого количества лоцманов... Нам говорили — ждите. Вот мы и ждали, штормовали, перестанавливались"
, — сказал Гладких.

Капитан пояснил, что лоцманов в район стоянки судов должны вывозить на катерах, однако высота волн в районе доходила до пяти метров, и ни один катер по такой волне выходить не мог.

По его словам, "когда поломало" два парохода, сказали — снимайтесь, идите; и все благополучно дошли". Гладких пояснил, что 53 судна отошли в безопасное место — в район мыса Фонарь (Украина), где смогли спрятаться от ветра, от волны и где находятся сейчас.

Он рассказал, что не было координации действий со стороны береговой службы "Керчь-трэфик-контроль", которая должна руководить движением на Украинской территории.
"Радиолокационные станции находятся на керченской стороне, на украинской, и когда затонули "Вольногорск" и "Нахичевань", координаты этих судов не дали пока не "пробился" в 17 часов сухогруз "Ковель" — после этого начали оповещать", — сказал Гладких.

Он высказал мнение, что два судна — "Вольногорск" и "Нахичевань" — могли затонуть из-за конструкции крышек, защищающих их трюмы.

"Если на моем судне крышки герметичные, то у них иной конструкции (так называемые брызгозащищенные). Скорей всего, сбило просто крышки, и с этой волной пятиметровый вал воды попал в трюмы. С такого типа судами это уже происходило ранее", — сказал капитан.

По его словам, высота волн при шторме достигала пяти метров. "Это выглядело так: у меня судно 138 метров, волна в нос ударяет, забрызгивает, метров на 70 шло залитие", — вспомнил Гладких.