Австрийский невролог предложил еще одно объяснение таинственной улыбке Моны Лизы
Австрийский невролог предложил еще одно объяснение таинственной улыбке Моны Лизы. По его словам, портрет создан с помощью специальной техники живописи, которая заставляет людей поверить в то, что выражение лица Джоконды меняется на глазах.
По мнению профессора Флориана Хатцлера из Центра нейрокогнитивных исследований в Зальцбурге, Леонардо да Винчи очень хорошо владел техникой, которая называется "сфумато". Она заключается в том, что тонкие слои краски накладываются друг на друга и создают еле заметные тени, пишет Asian News International.
Исследования показали, что если смотреть Моне Лизе в глаза, кажется, что на ее губах появляется легкая улыбка. Однако, стоит переместить взгляд на губы, эта улыбка исчезает. Профессор Хатцлер полагает, что при прямом взгляде на картину отчетливо видны тени вокруг рта, которые и прячут улыбку. Однако те же самые тени не заметны периферическим зрением, и изображение начинает выглядеть по-другому.
"На губах Моны Лизы есть скрытая улыбка. Когда вы смотрите прямо на них, вы видите все мелкие детали, а сама улыбка исчезает, сменяясь нейтральным выражением, Мона Лиза изменяет выражение своего лица в зависимости от того, куда вы смотрите", - отметил ученый.
Специалист в области психологии из Университета Британской Колумбии, профессор Стивен Портер заявил, что это исследование улучшает представление о том, как люди воспринимают мимику.
"Наиболее важным выводом из этого элегантного блестящего исследования оказалось то, что, люди анализируют лицо другого человека целиком, не осознавая этого полностью, и затем находятся под влиянием достаточно тонких факторов, полученных на подсознательном уровне", - прокомментировал он.
Знаменитый портрет является одним из самых известных произведений да Винчи и вызывает наибольшее число неугасающих споров. На протяжении многих лет ведутся дискуссии касательно личности женщины, изображенной на портрете, а также некоторых особенностей этого полотна.
Как сообщали ЮГА.ру, несколько лет назад ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет.
Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой - написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Одной из причин завораживающего воздействия "Моны Лизы", помимо загадочной улыбки, является ее взгляд, который направлен на зрителя, под каким бы углом к картине он ни находился.
Японский ученый доктор Мацуми Судзуки воссоздал предполагаемое звучание голоса Моны Лизы со знаменитой картины Леонардо да Винчи. Проведя измерения лица и рук на портрете, специалист из Японской акустической лаборатории реконструировал рост Джоконды – 168 см, а также создал модель ее черепа. Полученные данные помогли ученому смоделировать и ее голос с помощью специальной компьютерной программы, которая позволяет вычислить тембр по строению черепа и точным размерам носа, рта, разреза глаз и другим лицевым параметрам.
А французский историк искусства Жак Франк утверждает, что раскрыл секрет сложнейшей живописной техники Леонардо да Винчи - "сфумато", использованной при создании "Джоконды". Свои догадки Франк подтвердил экспериментально. Техника подразумевает, что у предметов на картине нет четких границ, они размыты и "рассеяны как дым", при этом даже самые темные участки как будто светятся изнутри. Многие художники возрождения пытались воспроизвести эффект сфумато, но никто не разгадал его технологии.