Кинорежиссер и актер Никита Михалков представил политический манифест "Право и Правда", в котором предложил пути спасения России на основе просвещенного консерватизма
Кинорежиссер и актер Никита Михалков представил политический манифест "Право и Правда", в котором предложил пути спасения России на основе просвещенного консерватизма. По данным СМИ, обширный документ передан им руководству страны.
Во вступительной части манифеста Н. Михалков излагает собственное видение российской истории как пути развития государства от "Святой Руси" к "Великой России". "Пережив Гражданскую войну и эмиграцию, императорская Россия превратилась в Советский Союз – "Великую Россию без Святой Руси". Вся жизнь в партии – вот аксиома советской России и основа той идеологии, которую принято называть коммунистической. В итоге мы вступили в XXI век, проживая уже не в "Святой Руси" и не в "Великой России", а на территории Российской Федерации", – пишет он.
Значительная часть документа посвящена критике современной политической и социально-экономической ситуации в России.
"Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола "местных начальников", всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За "парадом" экономических реформ и "фасадом" либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения", – заявляет глава Союза кинематографистов.
"Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики. Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора – делать дело!" – призывает Н. Михалков
"Первое, что нам необходимо, – это установление и поддержание законности и правопорядка в стране. Второе – обеспечение культурной и национальной безопасности. Третье – рост "благосостояния для всех". Четвертое – восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну. Пятое – гарантирование социальной справедливости и социальной защиты граждан, а также отстаивание прав и свобод наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье", – предлагает он свой план по спасению страны.
"Чтобы добиться этого, нам следует возродить силу и мощь российского государства; поддержать становление новых для России структур гражданского общества; восстановить и укрепить нравственный авторитет власти; обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики; заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. Но, прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире. Россияне ждут сегодня от нас именно таких реформ и таких перемен", – убежден Н. Михалков
По мнению автора манифеста, "только справедливая форма сочетания свободы и власти, основанная на соединении заповедей и идеалов правды с принципами и нормами права, может и должна обеспечить всем нам нормальную человеческую жизнь в нормальной человеческой логике – без революций и контрреволюций".
"Для достижения этого "согласия" нам требуется переосмыслить роль и значение главных факторов материального производства: труд, землю, капитал и человека, рассмотрев их с точки зрения духовного единства права и правды. Для того, чтобы увидеть материальный мир и человека через право и правду, необходимо новое мировоззрение, способное одновременно воспринимать как всеобщие тенденции глобального развития человечества, так и локальные особенности развития наций, народов и личностей", – подчеркивает Н. Михалков.
В качестве главной государственной идеологии он предлагает "просвещенный консерватизм", основными идеологами которого считает русских мыслителей Н. Бердяева, К. Леонтьева, Б.Чичерина, П. Струве, С. Франка, И. Ильина и Н. Алексеева, а яркими представителями – А. Пушкина и Н. Гоголя.
Просвещенный консерватизм, по мнению Н. Михалкова, это "позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его".
"Идеология просвещенного консерватизма впитала в себя фундаментальные духовные основы православия и традиционных для России религий; имперские нормы, принципы и механизмы государственного строительства; принципы, нормы и обычаи российского и международного публичного и частного права; предреволюционный опыт российской парламентской практики и партийного строительства; традиционные для России формы земского и городского самоуправления", – считает автор.
"Мы будем пропагандировать и распространять идеи и ценности просвещенного консерватизма среди национальной элиты и в народных массах, среди всех слоев населения, во всех регионах России, на всех уровнях государственной власти и общественного самоуправления, а также среди наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье", – обещает Н. Михалков.
Путь российского государства, согласно идеям режиссера, лежит в возрождении России как наднациональной евразийской империи.
"По Божьей Воле сложившийся в России тысячелетний союз многочисленных народов и племен представляет собой уникальную русскую нацию. Нам свойственно особое сверхнациональное, имперское сознание, которое определяет российское бытие в системе особенных – евразийских – координат. Ритм нашего развития и территория нашей ответственности измеряются континентальными масштабами", – уверен Н. Михалков.
"Россия-Евразия – это не Европа и не Азия, и не механическое сочетание последних. Это самостоятельный культурноисторический материк, органическое, национальное единство, геополитический и сакральный центр мира. Непонимание роли и места, которое занимала, занимает и призвана занимать в мире Россия по меньшей мере опасно, а по большому счету – губительно, потому что ведет к гибели православной цивилизации, исчезновению русской нации и распаду российского государства. Мы не должны и не можем допустить этого!" – подчеркивает он.
Также Н. Михалков предлагает в качестве одного из столпов обновленной российской государственности "здоровый национализм".
"Здоровый просвещенный национализм – национализм полиэтнический и поликультурный. Это свободный, творческий, в настоящем смысле слова созидательный национализм. В нем нет комплекса инородства. Он не боится соперничества и поглощения чужеродными элементами. Напротив, он способен впитывать и творчески перерабатывать их в себе. Именно такой тип национализма создавал в мировой истории великие империи с позитивной миссией, которые были свойственны византийской, англосаксонской и российской государственности", – поясняет он.