Глава Адыгеи выступает за совершенствование российской системы межбюджетных отношений
Глава Адыгеи считает, что бюджеты субъектов перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством, зачастую без предоставления соответствующих источников финансирования
Глава Адыгеи считает, что сложившаяся в стране система межбюджетных отношений не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Об этом он заявил в интервью журналистам на заседании международного дискуссионного клуба "Валдай".
По словам Тхакушинова, Адыгея не может полностью перестать быть дотационным регионом в силу совершенно объективных причин. Республика относится к числу аграрных субъектов. При этом регион имеет высокую демографическую нагрузку: всего 25% трудоспособного населения, остальные – люди пенсионного возраста и учащиеся.
"Конечно, кое-что нам удалось: за шесть последних лет мы снизили дотационность республики с 61% почти до 47%. Адыгея входит в группу 43 субъектов, в которых расчетная доля дотаций из федерального бюджета по отношению к объему собственных доходов консолидированного бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет составляла от 20 до 60%. Кстати, в эту же группу входят и наши соседи по ЮФО – Астраханская и Ростовская области, Краснодарский край", – сказал Аслан Тхакушинов.
Глава Адыгеи отметил, что бюджеты субъектов, и особенно местные бюджеты, перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством, зачастую без предоставления соответствующих источников финансирования. Как правило, основная часть расходов субъектов – это расходы на заработную плату в бюджетной сфере и на финансирование сети бюджетных учреждений, которые регламентируются централизованно установленными нормами. В этом смысле, считает Тхакушинов, назрела необходимость изменения действующего налогового и бюджетного законодательства, разграничения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней.
Аслан Тхакушинов подчеркнул, что требуется совершенствование как методологии бюджетного выравнивания, так и развития межбюджетных отношений.
"Мы должны признать, что бюджеты всех республик Северного Кавказа дефицитны, а собранные в регионах налоги намного уступают бюджетным расходам. При этом регионы с практически одинаковым ресурсным, природно-климатическим и экономическим потенциалом финансируются по-разному. Это не способствует формированию устойчивой мотивации к созидательной деятельности", – прокомментировал свою позицию Аслан Тхакушинов.