В Дагестане собрали первый в России реактивный самолет без импортных деталей
На махачкалинском заводе "Авиаагрегат" собрали реактивный самолет исключительно из отечественных комплектующих
В Дагестане собран СР-10 – первый реактивный самолет исключительно из отечественных комплектующих. Он был разработан в московском частном конструкторском бюро и собран на махачкалинском заводе "Авиаагрегат", пишет "Это Кавказ".
Отмечается, что это первый в новейшей российской истории самолет, который построили без использования бюджетных средств. При этом превосходит зарубежные аналоги по ряду параметров – скороподъемности, скорости, маневренности, радиусе на виражах и многих других летных характеристиках. Кроме того, самолет намного легче и выигрывает у аналогов по соотношению цена/качество.
СР-10 означает "самолет реактивный" с крылом стреловидностью 10%. Максимальная взлетная масса – 2,7 т, скорость – до 900 км/ч, дальность полета – 1,5 тыс. км. Двухместный самолет предназначен для обучения пилотов.
СР-10 был разработан в московском частном конструкторском бюро САТ, именно это и стало основным препятствием на пути воплощения самолета в металле – ни Минобороны, ни большинство авиационных заводов, загруженных госзаказами, проектом также не заинтересовались. Хотя макет самолета, который впервые был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2009, получил очень высокие оценки специалистов.
Единственным профильным предприятием, которое проявило интерес к разработке оказался завод "Авиаагрегат" в Махачкале, которому требовалось загрузить неиспользуемые мощности.
Руководство завода обратилось за поддержкой к главе Дагестана Рамазану Абдулатипову, который рассказал о самолете министру обороны Сергею Шойгу. В итоге, изучив заключение специалистов о проекте, Минобороны решило организовать производство учебно-тренировочного комплекса СР-10 для основной подготовки летчиков оперативно-тактической авиации ВВС России. В качестве исполнителя указали ООО КБ "САТ" в кооперации с ООО "Авиаагрегат".
Сейчас СР-10 приняли на испытание воздушно-космические силы России. Если испытания пройдут успешно, Воздушно-космические силы России уже в 2016 году планируют закупить 4 самолета, в 2017-м – 26, а в следующие два года – по 35 машин. Так СР-10 может стать первым в истории самолетом, разработанным частным конструкторским бюро, который ВКС примут на вооружение. Кроме того, СР-10 заинтересовал военных целого ряда зарубежных стран.
"Авиаагрегат" же сейчас изыскивает инвестиции на техническое перевооружение завода, чтобы самостоятельно производить все детали для СР-10.