Муфтий Чеченской Республики не одобрил позицию главы Совета муфтиев РФ по поводу фетвы, где дали определение ваххабизма и других течений
Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев раскритиковал главу Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина из-за разногласий по поводу фетвы, принятой в августе в Грозном на международной исламской конференции.
"Невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране", – цитирует Межиева "Интерфакс".
Он добавил, что, чтобы в России не было таких, как Саид Бурятский (террорист, ликвидированный в 2010 году), необходимо "без политики и философствований, на языке научных диспутов" организовать встречу и выработать механизм для противодействия экстремизму.
Муфтий отметил, что если Равиль Гайнутдин болеет за благо для мусульман, он мог бы поучаствовать в августовской конференции и выслушать доклады исламских богословов.
"На основании их и научных трудов и была принята фетва. Напомню один факт: некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев. Это не упрек, а констатация факта того, что Совет фактически мало чем отметился в сфере противодействия экстремизму и профилактики радикализма и терроризма", – сказал он.
В фетве (религиозном предписании) дали определение ваххабизма и других течений – их охарактеризовали как "заблудшие секты современности" и отделили от традиционных суннитов. В конце документа указано, что фетва является "согласованным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории РФ".
Гайнутдин ответил в письме Межиеву, что фетва могла бы стать универсальной для всех российских мусульман при доработке на основе обсуждения в богословских изданиях и религиозных СМИ. По мнению муфтия, на конференции в Грозном международное экспертное сообщество было представлено "преимущественно теми регионами, в которых десятилетиями не удается потушить очаги острейших межмусульманских конфликтов, а сами эксперты имели, как чаще всего случается, весьма смутные представления о сути задач, которые стоят перед российскими мусульманами".
Гайнутдин считает, что фетва приобрела "характер заключительного прокурорского обвинения" в адрес известных радикальных, экстремистских и террористических течений и сект ислама.
"При этом все они оказались, как говорится, на одно лицо, поскольку все дело свелось фактически к их перечислению, без раскрытия внутренней сущности каждого, кто попал в список такого перечисления. А ведь именно этого следовало ожидать от документа, озаглавленного как "Фетва о неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений", – написал он.