«Мемориал»: Москальковой в Чечне показали подставных пропавших без вести
В правозащитном центре «Мемориал» утверждают, что уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова во время визита в Чечню встретилась не с пропавшими без вести, а с их братьями
О встрече с двумя молодыми людьми из расстрельного списка «Новой Газеты» — Шамханом Юсуповым и Махму (Мохму) Мускиевым — Москалькова рассказала на пресс-конференции, проведенной в Грозном 21 сентября по итогам поездки.
«Мы не знаем, как проходил разговор Т. Москальковой с этими "привезенными" к ней людьми, что конкретно она у них спрашивала, кто еще присутствовал при этой встрече, кто передал ей в руки документы Шамхана Юсупова и Махмы Мускиева, догадалась ли она сфотографировать привезенных людей и их документы. По нашим сведениям, силовики привезли к ней двух молодых людей, но не Шамхана и Махму, а их родных братьев. Один из них был двадцатичетырехлетний Мансур Юсупов, другой — кто-то из братьев Махмы, Умар или Абубакар Мускиев. Они, действительно, находятся на свободе. Судьбы же Шамхана и Махмы до сих пор не известны их семьям, проживающим в селах Курчалой и Цоци-Юрт соответственно», — пишет «Мемориал».
Правозащитники отмечают, что семья Мускиевых была изгнана из родного села Цоци-Юрт после того, как в январе Махму обвинили в том, что он является амиром боевиков (об этом писали СМИ). А за неделю до визита Москальковой в ЧР силовики разрешили семье вернуться в свой дом.
Что касается еще троих людей из списка — участников нападения на полицейских в Грозном Асхаба Юсупова, Исмаила Бергаева и Мадины Шахбиевой, которые якобы скончались от ран еще в декабре, правозащитники подчеркивают, что на протяжении девяти месяцев силовики молчали об их судьбе.
Кроме того, по данным правозащитников, родственникам предположительно пропавших людей «угрожали расправами» в случае обращений к омбудсмену.
«По нашим сведениям, родных пропавших людей доставляли в районные отделы полиции, где предупреждали, что если они посмеют жаловаться Москальковой или ее сотрудникам в ходе ее визита в республику, то на их семьи падет жестокая кара. Всех инструктировали, что если к ним придут с вопросами "люди Москальковой", то следует отвечать — никто из членов семьи похищен не был», — говорится в сообщении.
Как сообщали Юга.ру, Москалькова побывала в Чечне с рабочей поездкой в сентябре. Она планировала разобраться в судьбе людей, которые в СМИ упоминались как убитые — из-за подозрений в причастности к ЛГБТ-сообществу или боевикам. По итогам она заявила, что органы власти Чечни дали ей официальное объяснение по каждому фигуранту списка. При этом пятеро их них оказались мертвы, о пропаже еще 18 возбуждены дела.
В начале июля «Новая газета» опубликовала список из 27 чеченцев, рассказав о том, что они, предположительно, были расстреляны в ночь на 26 января 2017 года в Грозном при участии сотрудников силовых ведомств Чечни. Издание отмечало, что эти люди были задержаны в ходе нескольких спецопераций, проведенных в Чечне после 17 декабря 2016 года — после напали на полицейских в Грозном. Им не предъявлялось никаких официальных обвинений.
Позднее правозащитный центр «Мемориал» подтвердил задержания 13 из этих 27 человек. Власти Чечни связали этот список с людьми, которых допрашивали в рамках программы по борьбе с международным терроризмом, которая ведется на Северном Кавказе.
При этом Москалькова обсуждала с чеченскими властями список из 31 человека. Кто еще четверо — неизвестно. Возможно, они связаны с публикациями издания о преследовании лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.