В залах Северокавказского филиала Государственного музея Востока открылась всероссийская выставка-конкурс «Стул в искусстве»
Это седьмая часть авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Антология форм», организованная музеем совместно с фондом художника.
Выставка состоит из двух разделов. Первый — научно-художественный, в основе которого исследование автора проекта Михаила Шемякина. Он включает более 250 изображений стула — ретроспективные материалы, собранные из книг по искусству, журналов, коллекций, каталогов выставок, гравюр и личных фотографий. Этот раздел экспозиции уже видели жители Санкт-Петербурга и американского города Хадсона.
Второй раздел — оригинальные работы современных российских авторов, прошедшие художественный конкурсный отбор в техниках: живопись, графика, фотография, скульптура, арт-объекты, декоративно-прикладное искусство. Всего в конкурсе участвовало 299 произведений искусства, из которых было отобрано 192, в числе которых 40 фоторабот мастеров Адыгеи.
Центральным экспонатом выставки стала внеконкурсная работа художника, ювелира из Адыгеи Аси Еутых — трон царицы амазонок в стилистике скифского звериного искусства, созданный в 2013 году.
«Когда я создавала это произведение, о теме стула в искусстве вообще не задумывалась. Меня больше интересовала история происхождения тронов, поэтому изучала много литературы о курульных креслах, отсюда и слово "король". Эти походные раскладные троны были символом власти высокопоставленных людей. Слово имело силу приказа, закона только тогда, когда произносилось господином, восседающим на курульном кресле. Его всегда брали с собой, когда царские особы собирались в походы», — рассказала порталу Юга.ру Ася Еутых.
По ее словам, изображений тронов эпохи бронзы практически нет. Отдельные фрагменты были найдены археологами в Майкопском и Келермесском курганах. Поэтому достоверно не известно, как выглядели троны скифского периода. Образ создаваемого трона приходил постепенно. Автор призналась, что четкое представление, каким должен быть трон, создалось спустя полгода работы, после сновидения.
Как сообщали Юга.ру, на изготовление трона ушло около 50 кг бронзы, также использовалась позолота и гранат-альмандин. Основание трона стилизовано в виде копий, увенчанных статуэтками бронзовых птиц с колокольчиками, а в изголовье — меч-акинак, на подлокотниках выкованы барсы.
Как уточнила порталу Юга.ру куратор выставки Фатима Сулейманова, конкурсная часть проекта будет временно приостановлена, однако реализацию самого проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина» продолжат. Планируется, что в следующем году он будет проходить в форме научно-художественного исследования, посвященного теме одежды в искусстве.