Арашуков: Мое дело заказали экс-сенатор Дерев и экс-глава МВД по Карачаево-Черкесии, который хочет возглавить республику

Карачаево-Черкесия, Вся Россия
  • Рауф Арашуков © Фото пресс-службы Совета Федерации
    Рауф Арашуков © Фото пресс-службы Совета Федерации

Бывший сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков 25 сентября публично рассказал, почему против него завели уголовное дело

Суд 25 сентября продлил Арашукову арест до 30 декабря. В своем инстаграме бывший сенатор продублировал речь, сказанную им в суде, — о том, по каким причинам возникло уголовное дело против него и почему следствие длится так долго. 

В чем обвиняют Арашукова? Рауфа Арашукова задержали 30 января во время заседания Совета Федерации. Ему предъявили обвинение по трем статьям — участие в преступном сообществе, убийство и давление на свидетеля. Его подозревают в заказе убийств зампредседателя общественного молодежного движения «Адыгэ-Хасэ» Аслана Жукова и советника президента КЧР Фраля Шебзухова. С 30 января Арашуков находится под арестом

Кроме того, 30 января в петербургском офисе «Газпрома» задержали отца сенатора, Рауля Арашукова. Он стал фигурантом дела о хищении газа на 30 млрд рублей. Арашуковых подозревают в причастности минимум к пяти заказным убийствам и в крупных махинациях с газом ПАО «Газпром», в которых замешаны родственники и знакомые семьи.

12 марта суд отстранил Арашукова-младшего от должности сенатора по ходатайству Главного следственного управления СК России. В начале сентября Арашуков заявил, что задержание не было для него неожиданностью, и пообещал рассказать, кто его проплатил.

Как бывший сенатор прокомментировал расследование и продление ареста? Арашуков считает, что расследование затянули, потому что у следствия нет весомых доказательств его вины.

«Казалось бы, если я обвиняюсь в таких серьезных преступлениях и меня содержат под стражей уже длительный промежуток времени, то следствие должно следственные действия проводить довольно интенсивно. Сами же доказательства моих действий должны быть значительными. И что же на самом деле происходит? За восемь месяцев нахождения меня под стражей со мной провели всего три очные ставки», — сказал бывший сенатор.

По его словам, обвинения против него основаны на показаниях двух людей — его предшественника на посту сенатора от КЧР Вячеслава Дерева (Арашуков заявляет, что тот его ненавидит за то, что он якобы инициировал уголовное дело против Дерева) и жителя республики Расула Аджиева, которого в 2012 году оправдали по делу об убийстве общественника Жукова, в заказе которого сейчас обвиняют Арашукова, но через шесть лет он вернулся с повинной.  

«Вы можете поверить, что человек, ранее оправданный судом, вдруг сам придет и станет признаваться в убийстве, в котором был уже оправдан? (...) Суд оправдал Аджиева не потому что было мало доказательств его вины. А потому, что на основании доказательств, которые были в деле, суд пришел к выводу, что Аджиев убийство не совершал. Приговор не отменен и действует до настоящего времени. Следствие делает вид, что приговора нет, и так как задание — меня осудить по этому убийству, то я нахожусь под стражей по этому обвинению», — считает экс-сенатор.

По мнению Арашукова, других доказательств его вины у следствия нет, иначе их бы уже предъявили. Все доказательства, заявил он, на уровне слухов и сплетен.

Кого Арашуков назвал инициаторами дела против него? Рауф Арашуков указал на двух людей, которых считает причастными к делу против него. Это экс-глава МВД по КЧР Казимир Боташев и экс-сенатор от республики Вячеслав Дерев. Первый якобы решил, что Арашуков через своих друзей в СКР инициировал возбуждение дела о хищении 22 млн рублей против его подчиненного Мухтара Пхешхова — начальника тыла МВД по КЧР. Так как под документами, касающимися дела, стояла подпись Боташева, он подумал, что таким образом Арашуков и Темрезов препятствуют тому, чтобы он возглавил республику.

Боташев в первой половине 2018 года встретился с Арашуковым и потребовал, чтобы тот сделал все для прекращения этого дела.

«Я ответил, что не являюсь руководителем следственных органов и не имею к этому никакого отношения. Боташев сказал, что не верит мне и что я еще пожалею, и что теперь у него руки развязаны, и он сделает все, чтобы меня уничтожить. У меня есть свидетели этой встречи», — заверил Арашуков.

После этого Боташев, зная об отношении к Арашукову Вячеслава Дерева, предложил ему профинансировать возбуждение дела против Арашукова.

«Дерев на очной ставке говорил много, но все, что он говорит, — это лишь его мнение и предположения, основанные не на фактах, а на его ненависти ко мне. Дерев почему-то считает, что именно я являюсь заказчиком его уголовного дела и он находился в тюрьме, потому что я договорился с СК. Дело Дерева вел следственный комитет не региона, а России. Если бы я так легко мог договариваться со Следственным комитетом РФ, то наверное, сам бы уже давно не сидел», — аргументировал экс-сенатор.

Кто такой Вячеслав Дерев и какое дело расследовали против него? Вячеслав Дерев был сенатором в Совете Федерации от КЧР с апреля 2011 года по январь 2016-го, когда он покинул свой пост. В администрации Карачаево-Черкесии отставку объяснили тем, что он предпочел политике бизнес.

В марте 2018 года Дерева задержали по подозрению в хищении более 100 млн рублей путем незаконного возврата НДС. Незадолго до этого Дерев в интервью «Российской газете» намекнул о причастности Арашуковых к убийству Шебзухова и назвал их коррупционерами.

Дерев является одним из основных свидетелей обвинения по делу Арашуковых. 1 марта его отпустили из СИЗО.

«Раскручивание уголовного дела» и причем здесь полпред президента в СКФО. Арашуков рассказал, что информацию, как способствовали возбуждению уголовного дела против него, получил от своих друзей. Те якобы узнали от знакомых, которым об этом «хвастался» сын Вячеслава Дерева Эдуард.

По его словам, в «раскручивание уголовного дела» Вячеслав Дерев вложил 5 млн долларов.

«Сын Дерева отдал Боташеву эту сумму для передачи Матовникову (полпред президента РФ в СКФО), и я даже знаю место передачи денег. Суть операции состояла в том, что Боташев передаст эти деньги Матовникову, а тот напишет обращение к президенту России, в котором будет изложена информация о наших якобы преступлениях на Северном Кавказе и в КЧР», — пояснил бывший сенатор.

По его словам, Матовников передал президенту обращение, основанное на словах Боташева. Кроме того, полпред якобы рассказал о преступлениях Арашуковых высокопоставленным силовикам, в том числе генпрокурору Юрию Чайке и спикеру Совфеда Валентине Матвиенко. Силовики должны были проверить изложенную в обращении к президенту информацию, чтобы лично убедить его в правдивости этих сведений.

«Дальше, со слов сына Дерева, Боташев, используя личные отношения с бывшим руководителем Следственного комитета по Дагестану, а ныне действующим руководителем ГСУ СК РФ Эдуардом Кабурнеевым, договорился, что тот поможет продвигать дело против нас и информировать Боташева о ходе следствия. Для того, чтобы СК России начал жестко действовать против нашей семьи, они воспользовались следующей ситуацией», — подытожил Арашуков.

Ситуация с Бастрыкиным. Глава СКР Александр Бастрыкин отдыхал с семьей в Карачаево-Черкесии. Он остановился в спа-отеле «Адиюх-Пэлас», которым владеют Арашуковы. В СМИ после этого появилась информация о дружбе Бастрыкина и Арашуковых.

При этом Арашуков утверждает, что статьи в СМИ были заказными, и что с главой СКР он знаком не был.

«Проживание забронировать мог любой человек через Booking. Я хочу подчеркнуть, что он останавливался в этом отеле не по приглашению моей семьи. Первый раз я Бастрыкина увидел лично в Совете Федерации при моем задержании. Боташев по подсказке Кабурнеева заказал в СМИ серию статей о том, что глава СКР приезжал к нам в гости, что он — друг семьи, и поэтому уголовные дела по убийствам Шебзухова и Жукова не продвигались. Для меня совершенно очевидно, что после таких статей Бастрыкину уже было опасно вникать в обоснованность доказательств по моему делу, так как его фактически обвинили в связи с нашей семьей», — объяснил арестованный сенатор.

Расследование убийств Фраля Шебзухова и Аслана Жукова. В марте 2010 года в Карачаево-Черкесии убили одного из лидеров молодежного движения «Адыгэ-Хасэ» Аслана Жукова. Он скончался от трех огнестрельных ранений в голову. Расул Аджиев тогда написал явку с повинной, а в 2012 году был оправдан судом, но через шесть лет — в августе 2018 года — вновь вернулся с повинной.  

Через два месяца после убийства Жукова, в мае 2010 года, убили советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова. Трое в масках напали на чиновника и начали избивать его бейсбольными битами. Он попытался отбежать от нападавших, тогда один из них выстрелил в него. В марте 2012 года подозреваемых в убийстве задержали. Через год их осудили. В 2017 году по подозрению в причастности к убийству задержали жителя Карачаево-Черкесии Рустама Копсергенова. В феврале он рассказал, что Арашуков заплатил за нападение на Шебзухова 500 тыс. рублей. Однако на очной ставке, по словам Арашукова, Копсергенов рассказал, что убийство Шебзухова сенатор не заказывал и это трагическая случайность — якобы Шебзухова хотели просто напугать.

Спустя месяц после повторной явки с повинной Аджиева, в сентябре 2018 года, Бастрыкин потребовал передать оба дела об убийствах в центральный аппарат СК.

Обвинение в участии в преступном сообществе. Арашуков отметил, что по обвинению по ст. 210 УК РФ (Организация преступного сообщества) следствие до сих пор не может определиться с его ролью в якобы созданной преступной группе.

«Следствие считает, что преступное сообщество было создано в 2002 году и я там нужен был, так как был сенатором. Но сенатором я стал в 2016 году. Кроме того, моя должность никак не могла повлиять или помочь в работе моего отца, который работал в газовой отрасли. Еще в апреле 2019 года я заявил ходатайство следствию о разъяснении мне обвинения по ст. 210 УК РФ. До сих пор ответа не получил», — сказал экс-сенатор.

О чем просит Арашуков? Бывший представитель Совфеда напомнил об арестах других высопоставленных лиц.

«Исполняющий обязанности заместителя руководителя СК по республике Казбек Булатов, в чьем ведомстве расследовалось дело Пхешхова, также арестован и находится в тюрьме. Арестован и начальник центра по противодействию экстремизму МВД по Карачаево-Черкесии Тимур Бетуганов, который с октября 2017 года возглавил эту структуру. Все, кого Боташев считает своими врагами, сейчас находятся в тюрьме, а дело о хищениях в МВД республики, которое может поставить крест на его карьере, не расследуется», — сказал Арашуков.

Он добавил, что не доверяет следствию, поэтому не дает никаких показаний.

«Их цель — добиться моего пожизненного осуждения, о чем мне периодически намекают следователи. Именно поэтому я делаю это публичное заявление с тем, чтобы обратить внимание руководства страны на ситуацию, на то, как искусственно создаются уголовные дела, и прошу в этой ситуации разобраться», — заключил экс-сенатор.

Все материалы по теме:

Штурм парламента и отставка президента
20 ноября, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии