Краснодарскую активистку арестовали на 20 суток после пацифистской прогулки, в которой она не участвовала

Краснодарский край
  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Краснодарскую активистку арестовали и увезли в Выселковский район. Ей намекают на уголовное преследование

Напомним, 24 февраля ТАСС опубликовал объявление президента Путина о начале специальной военной операции в Украине. После этого люди по всей стране вышли на улицы с призывами к миру и подписали письма против военной операции. Пикетчики жаловались на преследование, журналистов увозили в отделение полиции с места предполагаемой акции, деятелям культуры предлагали на камеру подписывать обращение в поддержку российских военных.

Вечером 24 февраля редакция Юга.ру вела онлайн-трансляцию из центра Краснодара, где люди собрались в знак протеста против военной операции. По данным правозащитников, оттуда в отделения полиции увезли не менее 55 человек, при этом официально большинство из них не задерживали. Но задержали активистку, которая им помогала, хотя не участвовала в акции, — Алипат Султанбегову. Узнали у ее защитника Станислава Балахничева, как это произошло и что с девушкой сейчас.

24 февраля после несанкционированной прогулки активисты, которые не участвовали в ней, разделились и поехали помогать «незадержанным» к двум ОВД. Рядом с отделением на Садовой оказались Виталий Немцев и Алипат Султанбегова.

Балахничев объяснил, что дежурство у отделений после любых протестов — обычная практика: правозащитникам нужно знать, скольких людей увозят, скольких из них задерживают с протоколами, куда их направляют после. Активисты переписывают данные этих людей и передают адвокатам, взаимодействуют с «ОВД-Инфо»*. А еще помогают передать продукты в отделение для тех, кого не отпустят сразу.

Когда Султанбегова попыталась передать пакеты с продуктами через дежурного ОВД (это законно), он вызвал сотрудников полиции. Те обнаружили, что за несколько часов до этого оперуполномоченный составил на девушку рапорт из-за публикации в инстаграме. Алипат задержали, доставили в это же отделение и составили административный материал по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ (Повторное нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Бывшая координаторка штаба Навального** в Краснодаре Анастасия Панченко сообщила, что причиной стала сториз с анонсом протестной акции (писать о будущих несогласованных митингах нельзя, тех, кто это делает, могут посчитать соорганизаторами). Балахничев уточнил, что девушка опубликовала информацию о том, как вести себя в случае задержания, со ссылкой на материалы «ОВД-Инфо»* и без призывов к участию в митинге.

Пока на Султанбегову составляли материал, она успела переписать людей, которые находились в отделении, и передать их данные правозащитникам. Потом ее отделили от общей толпы и увезли на ночь в ОВД на Октябрьской, где по протоколу об административном правонарушении поместили в камеру для задержанных.

На следующий день Первомайский районный суд оставил активистку на 20 суток в спецприемнике. Максимальное наказание по этой статье — штраф 300 тыс. рублей или административный арест 30 суток.

Балахничев подчеркнул, что защитники тщательно изучили материалы дела перед заседанием, указали на неточности, на консультативный характер публикации.

«Мы не питали иллюзий по поводу объективности и беспристрастности рассмотрения судом этого материала. Мы все объяснили суду, тем не менее суд, пренебрегая конституционными правами, пренебрегая необходимостью полностью исследовать ситуацию, отнесся довольно формально», — заметил Балахничев.

Он также добавил, что суд проигнорировал практику ЕСПЧ, не допускающую задержаний и административных наказаний для людей, которые выходят с мирным протестом.

После этого Алипат и еще одного активиста — Виталия Вотановского — увезли в спецприемник в Выселковском районе, это в 80 км от Краснодара. По словам защитника, это могло быть сделано специально, чтобы затруднить связь с близкими и юристами: гораздо ближе расположен Усть-Лабинский спецприемник, еще ближе — на Садовой улице Краснодара, хотя условия там хуже.

Первые несколько дней Султанбеговой не разрешали звонить, хотя у арестованных по административным делам есть право пользоваться личными вещами и звонить со своего телефона — на это дают 15 минут в день. Активистам удалось добиться соблюдения прав девушки, но связаться с администрацией приемника извне тоже было нелегко: начальника в выходные не было на месте, а сотрудники отказывались выполнять законные требования.

«Со слов сотрудников, предоставить это право [звонить], которое и так неотъемлемо по закону, или отказать в нем, решает только хозяин спецприемника», — сказал Балахничев.

Защитник не исключил, что проблемы будут возникать и в дальнейшем, не только со связью. 2 марта ему рассказали, что в спецприемнике Алипат намекают на возбуждение уголовного дела против нее, говорят, что «за ней придет полиция». Балахничев пояснил, что активисты часто сталкиваются с такой практикой: на выходе из приемника после ареста их уже ждет машина полиции, в которой сотрудники ведомства увозят только что освобожденного в неизвестном направлении, обычно — в не самое близкое ОВД. На данный момент в отношении Султанбеговой не начали проверку, уголовное дело тоже не возбудили, но такой риск есть — правоохранители пристально следят за действиями известных активистов в социальных сетях в поисках «правонарушений».

3 марта Балахничев сказал, что решается вопрос о том, кто из адвокатов поедет к арестованным Султанбеговой и Вотановскому, могут ли приехать сотрудники общественной наблюдательной комиссии.

Как писали Юга.ру, в декабре 2021 года Султанбегову пытались привлечь к уголовной ответственности за распространение экстремистской символики. Причиной стал репост сторис в инстаграме со ссылкой на пост с кандидатами «Умного голосования». В апреле накануне протестной акции в поддержку Алексея Навального его сторонниц Марьям Дадашеву и Алипат Султанбегову доставили в отдел полиции из-за роликов в тиктоке.


*Правозащитный проект «ОВД-Инфо» внесен в реестр иностранных агентов.

**«Штабы Навального» внесены в список экстремистских организаций (организация также признана иноагентом, ее деятельность запрещена в России).

Штурм парламента и отставка президента
Вчера, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии