18 и 19 февраля краснодарский «Один театр» представил спектакль по рассказам кубанского писателя Канивецкого
18 и 19 февраля в краснодарском «Одном театре» состоялись премьерные показы спектакля «Пахлава глупости». Его поставила московская режиссер и выпускница ГИТИСа Екатерина Петрова-Вербич. Следующие показы в театре запланировали на 2 и 19 марта.
Мистико-фарсовые сюжеты спектакля основаны на рассказах «Контрабандный чай» и «Гуси с того света». Перед каждой из частей по рассказам экран на сцене показывал титр с их жанрами: кубанский детектив и кубанский хоррор. Действию аккомпанировали на виолончели и баяне.
Николай Канивецкий (1857-1911) — писатель и публицист, известный прозой о кубанских казаках. На свои деньги он выпустил сборник рассказов «Из былого Черномории» (1899), который разошелся по России.
Антон Чехов назвал юмор Канивецкого «здоровым и жизненным», а характеры казаков — «цельными, независимыми, интересными». Поэтому историки литературы юга России называют его «казачьим Чеховым».
«Кубанский казачий хоррор» (2021):
Герои Канивецкого общаются на балачке — диалекте юго-восточного наречия украинского языка, распространенном у казаков Дона и Кубани. Использование казачьего говора сделало его прозу своеобразной, но помешало широкой популярности — массовый читатель не понимал локальное наречие.
Поэтому в буклетах спектакля есть небольшой словарь диалектных слов, используемых в постановке. Вот некоторые из них:
- грих — грех,
- куштовать — пробовать,
- мерекувать — размышлять,
- обшморгать — ободрать,
- отруити — отравить,
- размовляти — говорить,
- роспытати — допросить,
- шинок — кабак.
Юга.ру посетили показ 19 февраля — его аудитория легко и активно смеялась шуткам на балачке.
Справка. При поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» на фестивале «Александровская крепость» 2022 года краснодарские и московские режиссеры показали публике шесть эскизов о казачьей жизни по Канивецкому. «Пахлава глупости» стала развитием одного из мини-спектаклей.
Проект курируют московский театровед Олег Лоевский и краснодарский театральный критик Вера Сердечная. Она отметила, что «несмотря на постепенно устаревающую балачку и коренным образом изменившийся быт, рассказы Канивецкого и сейчас воспринимаются легко и актуально».